Показатели рентабельности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель экономического анализа - выявление и реализация резервов повышения эффективности деятельности предприятий, увеличения производства продукции (работ, услуг) при минимальных затратах труда и средств, обеспечение рентабельной работы предприятия.
Метод экономического анализа - диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерные особенности метода экономического анализа: использование системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними.

Работа содержит 1 файл

Практика.doc

— 816.00 Кб (Скачать)

     В этом случае ставится цель достижения минимальной себестоимости единицы продукции при условии, что уровень потребительной стоимости после анализа не должен быть ниже, чем до анализа.

     Функционально-стоимостной  анализ выступает самостоятельной  отраслью знаний и вместе с тем  может быть широко использован как  метод в экономическом анализе. Он также является важной составляющей системного анализа. Для решения задач ФСА используются как традиционные сравнительно простые калькуляционные расчеты, так и экономико-математические методы оптимизации, которые реализуются с помощью ЭВМ с использованием стандартных приемов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Организация экономического  анализа и его  информационное обеспечение

 

     Организация и этапы проведения экономического анализа. Успешное проведение экономического анализа во многом зависит от его организации и последовательности выполнения аналитической работы.

     Организация экономического анализа. Организация  анализа определяется программой выполнения аналитической работы. Содержание программы  обусловлено целями, задачами, тематикой  и видом анализа.

     В программе анализа должны быть отражены: тема анализа и направления использования  его результатов; календарный план и распределение аналитической  работы между исполнителями; источники  информации для анализа, методические указания по заполнению аналитических таблиц; способы оформления результатов анализа; порядок реализации выводов, резервов и предложений по результатам анализа.

     Для проведения экономического анализа  необходимо четко разграничить объекты  и субъекты (исполнителей) анализа. Субъект анализа различается при внутриведомственном и вневедомственном анализе. В первом случае анализ осуществляют экономические и другие службы, лаборатория экономики и организации (на крупных предприятиях и в объединениях), бухгалтерия, производственные отделы предприятий или вышестоящих организаций. Вневедомственный анализ проводится органами Министерства финансов, Госкомстатом, Госбанка.

     Программы экономического анализа

     К анализу привлекаются также специалисты  предприятий— инженерно-технические  работники, работники снабженческих и сбытовых служб, производственных отделов, ОТК, в совхозах, кроме того, — зоотехники, агрономы.

     Программы экономического анализа вневедомственных организаций различаются спецификой контрольных функций по отношению  к объектам анализа. Так, в программе анализа, проводимого финансовыми органами, преобладающее место занимают вопросы по контролю рублем, взаимоотношениям анализируемого предприятия с Государственным бюджетом и кредитно-банковской системой. Органы статистики, например, анализируют деятельность предприятий и организаций в направлении государственного обобщения результатов работы и выполнения планов в отраслевом и территориальном разрезе.

     К аналитической работе привлекаются общественность, работники предприятия, органы партийного и народного контроля, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС).

     Эффективной формой массового участия работников предприятия в аналитической  работе являются общественные бюро экономического анализа (ОБЭА). Накопив положительный  опыт, ОБЭА показали необходимость и возможность расширения участия трудящихся в управлении. Основной задачей ОБЭА является выявление резервов повышения эффективности производства и разработка рекомендаций по их использованию.

     Поскольку управление — это целенаправленное влияние управляющей системы на объект, которым руководят для достижения поставленных целей, ему присущи пять элементов: прогнозирование (планирование), управление, координация, стимулирование, контроль. Следовательно, экономический анализ присущ всем функциям управления и классифицируется по различным признакам:

     По  содержанию процессов управления:

     а)             перспективный (прогнозный);

     б)            оперативный;

     в)             текущий;

     г)             ретроспективный.

     По  характеру объектов управления:

     а)             экономический анализ в промышленности;

     б)            экономический анализ в сельском хозяйстве;

     в)             экономический анализ на транспорте;

     г)             экономический анализ в торговле;

     д)             экономический анализ в общепите;

     е)             экономический анализ в медицине.

     По  уровню общественного производства и управления:

     а)             высший;

     б)            средний;

     в)             начальное звено.

     По  стадиям процесса воспроизводства:

     а)             анализ в производстве;

     б)            анализ в распределении;

     в)             анализ в потреблении;

     г)             анализ в обмене.

     По  составным элементам производства:

     а)             анализ материальных ресурсов;

     б)            анализ трудовых ресурсов;

     в)             анализ финансово-кредитных отношений.

     Кроме классификации видов экономического анализа исходя из функций управления, экономический анализ классифицируется исходя из цели исследования:

     Оценка  качества и обоснованности оплаты труда.

     Определение базы показателей для планирования.

     Оценка  результатов хозяйственной деятельности.

     Выявление резервов и путей их мобилизации.

     Определение базы для принятия управленческого  решения. По субъектам:

     а)             экономические службы предприятия;

     б)            статистические органы управления;

     в)             банковские органы;

     г)             финансовые органы. По периодичности:

     а)             годовой;

     б)            квартальный;  

     в)             месячный.

     В условиях автоматизации процессов  управления осуществление экономического анализа требует рациональной его организации. Необходимо проведение анализа всех (или отдельных) сторон деятельности предприятия в определенной последовательности. В организации аналитической работы следует начинать:

     1) с разработки программы комплексного  анализа или плана; 2   с определения цели объекта, состава и последовательности анализа, срока выполнения; 3) с установки отчетности (учетная, контрольная, плановая) и возможности ее обработки на ПЭВМ; обработки информации. С помощью обработанной информации нужно выявить, изучить, измерить факторы, обусловившие изменения показателей, вскрыть резервы и дать материалы для разработки мероприятий по устранению недостатков, т. е. для принятия управленческого решения (которое подтвердит экономическую целесообразность произведенных или намечаемых затрат). На современном этапе характерно усложнение хозяйственных процессов и методов управления ними, что неизбежно требует перехода к новому качеству знаний, и это вызывает необходимость создания информационной системы, соответствующей требованиям сегодняшнего дня для макро- и микроуровней.

     Для того чтобы ответить на вопрос, что  такое система экономической  информации и каковы ее особенности, надо вспомнить особенности экономического анализа в условиях рыночной экономики.

     Раньше  в анализе хозяйственной деятельности основное внимание уделяли только внутреннему анализу, часто локальному, ориентированному на отдельные показатели.

     В условиях рынка обязателен системный  подход, так как требуется учитывать  кроме прямых много косвенных  связей. Необходимо проводить анализ внешней конкурентной среды. Таким образом, имеются внутренние и внешние источники информации.

     Внешние источники информации подразделяются на такие:

     а)             специализированные частные — это бюллетени агентств по маркетинговым исследованиям;

     б)            вторичные — это источники публикуемой информации (бюллетени статистики, балансы банков);

     в)             оригинальные (полезные исследования с позиции потребителя, проводимые собственными отделами маркетинга, исследований и сбыта).

     Внутренние  источники информации включают:

     а)             исследование внутренних данных отделом анализа;

     б)            исследование информации, поступающей от функциональных подразделений предприятия.

     Информация  — это совокупность сведений, характеризующих деятельность предприятия.

     Следовательно, внешняя информация — это экономическая, социальная, деловая и т. д., а внутренняя — это результаты деятельности (конечные и промежуточные) предприятия, прогнозы, задачи и направления деятельности (маркетинговые исследования) и производственно-снабженческие возможности, определяющиеся техническим уровнем предприятия.

     Информация  должна отвечать следующим требованиям: быть объективной, конкретной, комплексной, оперативной, систематической.

     Анализу должна предшествовать проверка информации по трем видам:

     По  существу направления анализа.

     Техническая проверка (наличие подписи на документах, полнота отчетных данных, соответствие отчетных форм — сопоставимость).

     Счетная проверка — на правильность итогов (выборочная). Информационное обеспечение анализа включает разнообразные

     виды  информации:

     Правовое, хозяйственное и финансовое законодательство.

     Нормативно-плановую (торгово-финансовые данные, производственно-плановые).

     Учетную информацию:

     а)             данные бухгалтерского учета;

     б)            текущий учет: журналы-ордера, машинограммы по балансовым счетам, главная книга;

     в)             отчетность — баланс Ф-1, Ф-2, Ф-3;

     г)             статистический учет и его информация;

     д)             оперативный учет (всевозможные сводки, справки).

     Внеучетную  информацию (материалы ревизий, аудиторских  проверок, материалы печати, производственных совещаний, материалы лабораторного  и врачебно-санитарного контроля, докладные записки). Главное место  в информационном обеспечении занимает бухгалтерская отчетность, которая дает опытному аналитику полную информацию о финансовом состоянии, устойчивости положения и возможных перспективах предприятия.

     Экономический анализ базируется на системе, которая  опирается на следующие принципы:

     а)             объективность отражения всех сторон хозяйственной деятельности;

     б)            единство информации;

     в)             выявление потребителей информации и способов их удовлетворения;

     г)             устранение дублирования в первичной информации;

     д)             оперативность информации.

     Бухгалтерский учет и отчетность дают наиболее полное представление об имеющихся хозяйственных  средствах. Полный анализ бухгалтерской  отчетности позволяет принять меры по улучшению деятельности предприятия  в целом и его структурных подразделений.

     Статистический  учет и отчетность отражают совокупность массовых процессов, характеризуют  их с количественной стороны и  позволяют выявить определенные экономические закономерности.

     Оперативный учет и отчетность применяются на отдельных участках предприятий и обеспечивают быстрое получение информации.

     Выборочные  учетные данные способствуют углублению и детализации при изучении показателей  отчетности. Выборочные данные рассматриваются  как источник учетного характера, так  как черпаются из текущего бухгалтерского учета и первичной документации.

Информация о работе Показатели рентабельности производства