Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 10:37, курсовая работа
Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать.
Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами.
Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего он должен соответствовать потребности в получении доходов
Способы оценки компаний
Оценка инвестиционной привлекательности организаций строится на применении комбинаций из трех подходов – доходного, сравнительного и затратного.
Доходный подход
Основная
идея подхода в том, что стоимость
бизнеса равна текущей
Если
Вы хотите стать в компании миноритарным
акционером, то нужно обратить внимание
на рост курсовой стоимости. Иными словами,
привлекательность инвестиций для
Вас определяется сравнением роста
курсовой стоимости акций за период
инвестирования с требуемой (ожидаемой)
Вами доходностью за соответствующий
период. Рост курсовой стоимости акций
многие специалисты предпочитают определять
с применением другого подхода
Использование подхода в условиях кризиса. Для оценки компании сначала необходимо проанализировать всю имеющуюся отчетность. Так выявляются причины колебаний операционных и финансовых показателей, проверяется соответ ствие основных коэффициентов рентабельности, ликвидности и долговой нагрузки среднеотраслевым значениям. Далее необходимо прогнозировать денежные потоки, учитывая следующие факторы.
На практике известны случаи, когда существенный положительный денежный поток компании после внесения указанных корректировок менял знак на отрицательный. Одним из вариантов использования доходного метода, адаптированным к условиям финансового кризиса, является метод реальных опционов. Этот метод предполагает довольно сложные расчеты. Имеет смысл поручить финансовой службе разобраться в нем и рассчитать оценку в случаях, если Вы намерены выкупить:
Большинство этих вариантов допускают поэтапное внесение средств. Поэтому есть возможность не рисковать сразу всей суммой инвестиций. В результате получите средневзвешенную оценку компании по наиболее вероятным сценариям развития. Этот метод поможет максимально привязать оценку к изменению ситуации в условиях кризиса.
Сравнительный подход
В
рамках этого подхода оценку стоимости
инвестиционного проекта
Использование подхода в условиях кризиса. Например, можно использовать информацию о показателе отношения стоимости компаний-аналогов к показателю эффективности их деятельности (например, EBITDA). Зная аналогичный показатель оцениваемой компании, финансисты легко рассчитают стоимость оцениваемого бизнеса, скорректировав полученную цифру на необходимую норму доходности. При этом лучше делать оценку по нескольким мультипликаторам (например, EV1 / EBITDA, EV / Sales). Кроме того, нужно делать поправки на значения специализированных мультипликаторов. К примеру, для ритейла это отношение стоимости бизнеса к торговым площадям или количеству магазинов, а для добывающих отраслей – к объемам разведанных запасов. Основным допущением данного метода является предположение, что в условиях кризиса в прогнозном периоде свободные денежные потоки компании (поступление денежных средств минус выбытие) будут близки к нулевым.
Затратный подход
Данный
подход основан на том, что стоимость
бизнеса будет равна стоимости
замещения активов и
Использование подхода в условиях кризиса. При подсчете стоимости активов компании нужно учитывать следующие факторы.
Используя эти рекомендации, можно снизить заявленную продавцом стоимость чистых активов на 30–50%.
В заключение хотелось бы отметить основные пункты оценки инвестиционной привлекательности компаний в условиях кризиса.
3.2. Оценка
гудвилла (деловой репутации бизнеса)
Любая компания обладает не только материальными ценностями, такими как здания, оборудование, запасы сырья и материалов, денежные средства, но и деловой репутацией, кругом клиентов и проверенных поставщиков, торговыми марками и брендами, известностью на рынке, то есть тем, что на первый взгляд оценить сложно. Однако при продаже бизнеса, покупке готовой фирмы, слияниях и поглощениях, да и просто для грамотного управления стоимостью компании нужно знать цену нематериальных активов компании.
Хотя
общепринятого определения
В соответствии со стандартом BVS-I1, принятым в 1988 году и дополненным в 1991 году Американским обществом оценщиков (American Society of Appraisers, ASA), гудвилл определяется как «доброе имя» фирмы и включает нематериальные активы компании, которые складываются из престижа предприятия, его деловой репутации, взаимоотношений с клиентами, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и т. д. Эти факторы специально не выделяются и не учитываются в отчетности предприятия, но служат реальным источником прибыли.
Поскольку гудвилл нематериален, о его наличии или отсутствии можно судить лишь по успешности бизнеса. К примеру, если среди компаний, работающих в равных условиях (территориальных, ценовых, сервисных), одна привлекает большее количество клиентов, чем остальные, то это свидетельствует о том, что ее гудвилл дороже. Для бизнеса большое значение имеет узнаваемость торговой марки, бренда и формирование постоянной клиентуры. Все это влияет на стоимость гудвилла.
Ситуации в которых необходимо оценивать гудвилл:
Подходы к оценке гудвилла.
Все нематериальные активы, находящиеся в распоряжении компании, условно можно разделить на три группы.
К первой относятся нематериальные активы, неотделимые от предприятия: обученный персонал, достижения в области рекламы и продвижения своей продукции, преимущества территориального расположения, репутация бизнеса. Активы этой группы, как правило, имеют неопределенный срок службы и оцениваются в совокупности, поэтому считаются неамортизируемыми.
Вторая группа — это нематериальные активы, неотделимые от сотрудника предприятия. В их числе личная репутация и профессиональные навыки конкретного сотрудника, включая ноу-хау, коммерческие способности и т. д. Как и активы первой группы, они не имеют срока использования и не амортизируются.
Третья группа — это нематериальные активы, в общем случае отделимые от предприятия: фабричные марки, фирменные знаки, торговые марки, авторские права, патенты и т. д. Любой актив этой группы может быть оценен отдельно. Кроме того, поскольку большинство из них имеют определенный срок службы, они считаются амортизируемыми, соответственно их можно поставить на баланс предприятия.
Среди оценщиков не существует единого мнения относительно того, какие активы входят в состав гудвилла. По мнению авторов, гудвилл в узком смысле — это только те активы, которые относятся к первой группе приведенной выше классификации. Поэтому в дальнейшем в статье под гудвиллом компании будут подразумеваться активы, неотделимые от производства.
В российской практике наиболее широко применяются следующие способы оценки стоимости гудвилла компании:
Рассмотрим
подробнее перечисленные методы
оценки стоимости гудвилла компании.
Оценка разности стоимости компании и рыночной стоимости всех ее активов
Информация о работе Подходы к оценке бизнеса в кризисных условиях