Особенности управления финансами строительных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль рационального управления финансами предприятия.
Общеизвестно, что в современных условиях в финансовой жизни предприятий происходят наиболее болезненные процессы. Столкновение старых подходов к организации финансовой работы с новыми требованиями жизни, с новыми функциями финансов предприятия - одна из главных причин "пробуксовки" реформ в реальном секторе экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ, СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ 4
1.1. Основы организации финансов предприятия 4
1.2. Особенности финансов предприятия строительной отрасли
1.3. Правовое и нормативное обеспечение деятельности
строительной организации
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ ООО «Союзстрой»
2.1. Сущность финансового анализа и его задачи
2.2. Краткая характеристика деятельности организации
2.3. Анализ финансов строительной организации
2.3.1. Характеристика имущества предприятия
2.3.2. Характеристика источников средства предприятия
2.3.3. Анализ собственных средств ООО «Союзстрой»
2.3.4. Анализ заемных средств ООО «Союзстрой»
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Показатели эффективности бюджетирования
Система бюджетирования в ООО «Союзстрой»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая Особенности управления финансами строительных предприятий.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

 

      2009 год.

Расчёты с кредиторами На нач.года На конец отчетного  периода Изменение за отчетный период  
  сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Суммы, тыс. руб. %
1. С  поставщиками и подрядчиками 273 129 50,4 240 734 64,7 967 605 В 4,5 раза
2. По  оплате труда 119 374 22 280 915 14,6 161 541 235
3.. По  социальному страхованию и обеспечению 86 710 16 109 059 5,7 22 349 125,7
4. Задолженность  перед бюджетом 62 458 11,5 150 019 7,8 87 561 240
5. Авансы  полученные 134 116 7 +134 116      
6.  Прочие кредиторы 2 562 0,13 +2 562      
Итого кредиторская задолженность 541 671 100 1 917 405 100 1 375 734 353,9

 

     В целом можно отметить некоторое  улучшение структуры кредиторской  задолженности, связанное с сокращением  доли «больных» статей (задолженность  перед бюджетом, задолженность по оплате труда). Негативным моментом является рост задолженности сторонним предприятиям (ее доли), что связано с взаимными не платежами. В то же время в 20084 году произошло сокращение доли кредиторской задолженности в итоге баланса предприятия до 12,8%, а в 2009 году произошел рост ее доли до 29%, что свидетельствует об ухудшении структуры пассивов предприятия в 2009 году.

     К концу отчетного периода  кредиторская задолженность резко  увеличилась. С одной стороны,  кредиторская задолженность - наиболее привлекательный способ финансирования, так как проценты здесь обычно не взимаются. С другой стороны, из-за больших отсрочек по платежам у предприятия могут возникнуть проблемы с поставками, ущерб репутации фирмы из-за неблагоприятных отзывов кредиторов, судебные издержки по делам, возбужденным поставщиками.

     Снижению задолженности способствует эффективное управление ею посредством анализа давности сроков. Такой анализ выявляет кто из кредиторов, долго ждет оплаты и скорее всего начнет проявлять нетерпение. ООО «Союзстрой» необходимо, прежде всего, рассчитаться с долгами перед бюджетом, по социальному страхованию и обеспечению, так как отсрочки по этим платежам, обычно влекут за собой выплату штрафов (пени). Затем необходимо четко структурировать долги перед поставщиками и подрядчиками, и выявить какие из них требуют безотлагательного погашения. Организации «Союзстрой» рекомендуется прибегнуть к механизму взаимозачетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ  В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
 

3.1. Показатели эффективности бюджетирования 

     В условиях рыночной экономики конкурентоспособность, положение на рынке подрядных работ и финансовое состояние строительной организации во многом зависят от уровня ее финансового менеджмента. Одной из действенных форм финансового менеджмента является бюджетирование – способ (технология) управления финансами организации, система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности организации, заключающаяся в построении и исполнении бюджетов организации.

К функциям бюджетирования относятся:

• Планирование и координация;

• Принятие решений и делегирование полномочий;

• Оценка деятельности;

• Оценка и переоценка тенденций;

• Взаимодействие и мотивация персонала;

• Контроль и анализ.

     Содержание и сущность бюджетирования  можно представить при помощи  иерархических связей, позволяющих  демонстрировать место бюджетирования  в системе основных взаимосвязанных  дефиниций: «финансовый менеджмент»,  «финансовое планирование», «бюджетирование», «финансовые потоки», «финансовая устойчивость».

     Таким образом, бюджетирование, ориентированное на результат - это инструмент финансового планирования, реализующийся путем формирования, согласования, исполнения и контроля за исполнением бюджетов как отдельных подразделений, так и предприятия в целом, и обеспечивающий управление финансовыми потоками по целям, задачам и функциям хозяйствующего субъекта с учетом приоритетов внутренней финансовой политике и значимости прогнозируемых результатов.

     Данное определение позволяет констатировать, что бюджетирование как инновационный метод финансового планирования позволяет более эффективно и качественно управлять финансовыми потоками, а также дает возможность установления конкретными лицами контроля за их движением в соответствии с целевыми установками, функциями и задачами хозяйствующего субъекта, что предопределяет наличие возможности отслеживания во время соотношения между изменением прибыльности, платежеспособности, оборачиваемости, отражающих финансовую устойчивость предприятия.

     Бюджетирование обеспечивает управление  финансовыми потоками по целям,  задачам и функциям предприятия,  что предполагает в обязательном  порядке их четкую определенность  и легитимность. 
Бюджеты, разрабатываемые строительными организациями, классифицируются по видам деятельности, видам затрат, широте номенклатуры, методам разработки, длительности планируемого периода, периоду составления, непрерывности планирования, степени детализации. 
В практике бюджетирования принято разрабатывать следующие бюджеты:

- операционные  – бюджеты центров финансовой  ответственности: бюджет производства, бюджет снабжения, бюджет продаж, бюджет накладных расходов, бюджет  управления, бюджет коммерческих  расходов и так далее;

- вспомогательные  – бюджет труда, бюджет налогов, бюджет коммунальных услуг, бюджет погашения кредита и другие;

- специальные  – бюджеты проектов и отдельных  бизнесов;

- основные  – бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств,  отчет о прибылях и убытках,  бюджет по балансовому листу. 
 
 

3.2. Система бюджетирования  в ООО «Союзстрой» 

     Рассмотрим практику бюджетирования на примере крупной строительной организации ООО «Союзстрой».

     В состав организации входят 9 строительно-монтажных участков: участок подготовки производства; подразделения, осуществляющие обслуживание техники, транспорта, энергохозяйства; строительная лаборатория; участок производственно – технологической комплектации; обслуживание хозяйства.

    Основными бюджетами организации являются финансовые (рабочие) бюджеты. К ним относятся бюджет доходов и расходов (табл. 4) и бюджет движения денежных средств (табл. 5)

 
Таблица 5. Бюджет доходов и расходов организации ООО «Союзстрой» на 2009 г. Тыс.руб. 
Показатель План на 2009 г. В том числе по кварталам 1 2 3 4 
1. доходы 828 842 210 843 215 772 191 410 210 817 
Подрядная деятельность 828 842 210 843 215 772 191 410 210 817 
2. расходы 779 661 196 069 204 789 180 470 198 333 
1. расходы по подрядной деятельности 779 661 196 069 204 789 180 470 198 333 
1.1. собственные силы 779 661 196 069 204 789 180 470 198 333 
Прямые издержки 661 186 165 288 173 535 152 755 169 608 
1.1.1. прямые переменные издержки 661 186 165 288 173 535 152 755 169 608 
Материалы 460 513 114 375 119 964 106 590 119 584 
Затраты на оплату труда рабочих основного производства 60 726 15 538 17 060 13 912 14 216 
Отчисления от фонда оплаты труда на социальные нужды рабочих основного производства 22 649 5 795 6 363 5 189 5 302 
Эксплуатация машин и механизмов 117 289 29 580 30 148 27 064 30 506 
Косвенные издержки 118 475 30 781 31 254 27 715 28 725 
1.1.2. косвенные переменные издержки 74 472 19 695 20 021 17 086 17 679 
Расходы по организации строительства 3 245 943 710 668 924 
Прочие затраты, подлежащие компенсации 50 507 13 481 13 908 11 633 11 485 
Отчисления генподрядчику 20 720 5 271 5 394 4 785 5 270 
Маржинальная прибыль по подрядной деятельности 93 184 25 860 22 225 21 569 23 530 
Маржинальная рентабельность,% 11,2 12,3 10,3 11,3 11,2 
1.1.3. косвенные постоянные издержки 44 003 11 086 11 242 10 629 11 046 
Расходы по обслуживанию строительства 6 572 1 643 1 643 1 643 1 643 
Содержание строительной лаборатории 3 168 792 792 792 792 
Содержание службы главного электрика 1 832 458 458 458 458 
Содержание ремонтной бригады 1 572 393 393 393 393 
Управленческие расходы 37 431 9 443 9 599 8 986 9 403 
Оплата труда 16 826 4 281 4 380 3 886 4 279 
Отчисления на социальные нужды 6 276 1 597 1 634 1 449 1 596 
Прочие расходы на персонал 1 107 241 261 364 241 
Командировочные расходы 692 173 173 173 173 
Представительские расходы 336 84 84 84 84 
Хозяйственные расходы 516 129 129 129 129 
Транспортные расходы 7 414 1 872 1 872 1 835 1 835 
Расходы по содержанию и эксплуатации помещений 1 800 450 450 450 450 
Расходы на связь и коммуникации 1 476 369 369 369 369 
Информационно-технологические расходы 772 193 193 193 193 
Услуги сторонних организаций по поддержке бизнеса 96 24 24 24 24 
Прочие расходы 120 30 30 30 30 
Прибыль от выполнения подрядных работ собственными силами 49 181 14 774 10 983 10 940 12 484 
Рентабельность, % 5,9 7,0 5,1 5,7 5,9 
3. прибыль от производственно-хозяйственной деятельности 49 181 14 774 10 983 10 970 12 484 
Дополнительные расходы 6 359 1 605 1 655 1 543 1 556 
Балансовая прибыль 42 822 13 169 9 328 9 397 10 928 
Рентабельность, % 5,2 6,2 4,3 4,9 5,2 
Налог на прибыль 10 278 3 161 2 239 2 255 2 623 
Прибыль после уплаты налога 32 544 10 008 7 089 7 142 8 305 
Рентабельность¸ % 3,9 4,7 3,3 3,7 3,9 
 
Таблица 6. Бюджет движения денежных средств строительной организации ООО «Союзстрой» на 2009 год 
Показатель Январь февраль март апрель май июнь июль август Сентябрь октябрь ноябрь Декабрь 
1. Доходная часть 161 615 58 214 112 770 69 974 85 580 85 660 61 625 55 640 58 240 57 280 95 270 110 320 
1. подрядная деятельность 150 815 58 214 112 770 69 974 85 580 85 660 61 625 55 640 58 240 57 280 95 270 110 320 
Заказчик 1 91 590 35 679 42 735 27 740 30 630 36 920 39 760 35 916 35 594 33 007 52 898 59 254 
Контракт №1 71 330 20 215 32 515 15 040 21 580 25 800 24 600 23 459 24 555 24 150 40 167 46 512 
Контракт №2 20 260 15 464 10 220 12 700 9 050 11 120 15 160 12 457 11 039 8 857 12 731 12 742 
Заказчик 2 - - 50 270 20 210 40 280 37 880 - - - - - - 
Контракт №1 - - 50 270 20 210 40 280 37 880 - - - - - - 
Заказчик 3 59 225 22 535 19 765 22 024 16 670 10 860 18 585 19 723 22 645 24 272 42 370 51 063 
Контракт №1 59 225 22 535 19 765 22 024 16 670 10 860 18 585 19 723 22 645 24 272 20 240 25 437 
Контракт №2 - - - - - - - - - - 22 130 25 626 
2. поступление от дебиторской задолженности прошлых лет 10 800 - - - - - - - - - - - 
Заказчик 2 10 800 - - - - - - - - - - - 
3. получение кредита - - - - - - 3 280 - - - - - 
2. расходная часть 150 875 65 103 98 456 65 818 97 304 94 002 68 071 54 370 55 181 57 774 88 944 105 884 
1. условно-переменные затраты 141 186 60 529 93 765 60 690 92 002 89 289 63 581 46 007 51 000 53 034 84 352 101 216 
1.1. прямые переменные издержки 134 018 54 514 87 008 53 766 85 307 82 703 56 850 40 158 45 406 47 390 78 067 95 256 
Материалы 112 312 38 567 68 570 37 238 65 268 65 010 41 011 25 530 30 530 30 730 60 101 75 421 
Поставщик 1 84 240 10 260 3 350 15 700 19 400 27 080 9 440 18 400 19 700 9 880 20 180 29 780 
Поставщик 2 - - 25 220 12 400 25 420 13 340 - - - - - - 
Поставщик 3 28 072 28 307 40 000 9 138 20 448 24 590 31 571 7 130 10 830 20 850 39 921 45 641 
Оплата труда рабочих основного производства 6 137 5 220 5 170 5 148 5 520 5 720 5 820 4 842 4 302 4 768 4 870 4 782 
Отчисления от фонда оплаты труда на соц.нужды рабочих основного производства 2 289 1 947 1 928 1 920 2 059 2 133 2 171 1 806 1 604 1 778 1 816 1 783 
Эксплуатация машин и механизмов 13 280 8 780 11 340 9 460 12 460 9 840 7 848 7 980 8 970 10 114 11 280 13 270 
Собственная техника 11 554 8 165 10 093 8 609 10 965 9 151 6 671 7 022 8 163 9 406 10 039 12 208 
Арендованная 1 726 615 1 247 851 1 495 689 1 177 958 807 708 1 241 1 062 
Арендодатель 1 1 726 615 780 420 980 218 1 177 958 807 708 1 241 1 062 
Арендодатель 2 - - 467 431 515 471 - - - - - - 
1.2. косвенные переменные издержки 7 168 6 015 6 757 6 924 6 695 6 586 6 731 5 849 5 594 5 644 6 285 5 960 
Расходы по организации строительства 372 256 315 372 215 198 297 210 146 312 560 180 
Прочие затраты, подлежащие компенсации 4 248 4 494 4 494 4 494 4 636 4 636 4 636 3 878 3 878 3 878 3 828 3 828 
Отчисления генподрядчику 2 548 1 265 1 948 2 058 1 844 1 752 1 798 1 761 1 570 1 454 1 897 1 952 
2. условно-постоянные затраты 3 889 3 629 3 669 3 934 3 675 3 955 3 733 3 478 3 476 3 872 3 617 3 656 
Расходы по обслуживанию строительства 548 548 548 548 548 548 548 548 548 548 548 548 
Содержание строительной лаборатории 264 264 264 264 264 264 264 264 264 264 264 264 
Содержание службы главного электрика 153 153 153 153 153 153 153 153 153 153 153 153 
Содержание ремонтной бригады 131 131 131 131 131 131 131 131 131 131 131 131 
Управленческие расходы 3 241 3 081 3 121 3 286 3 127 3 207 3 085 2 930 2 928 3 224 3 069 3 108 
Оплата труда 1 407 1 427 1 447 1 440 1 460 1 480 1 275 1 295 1 315 1 406 1 426 1 446 
Отчисления на соц.нужды 525 532 540 537 545 552 475 483 490 524 532 539 
Прочие расходы на персонал 80 80 80 80 80 121 121 121 80 80 80 80 
Командировочные расходы 54 54 66 54 54 66 54 54 66 54 54 66 
Представительские расходы 28 28 28 28 28 28 28 28 28 28 28 28 
Хозяйственные расходы 43 43 43 43 43 43 43 43 43 43 43 43 
Транспортные расходы 749 562 562 749 562 562 734 551 551 734 551 551 
Расходы по содержанию и эксплуатации помещений 150 150 150 150 150 150 150 150 150 150 150 150 
Расходы на связь и коммуникации 123 123 123 123 123 123 123 123 123 123 123 123 
Информационно-технологические расходы 64 64 64 64 64 64 64 64 64 64 64 64 
Услуги сторонних организаций по поддержке бизнеса 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 
Прочие расходы 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 
Коммерческие расходы 100 - - 100 - 200 100 - - 100 - - 
Маркетинговые расходы 100 - - 100 - 200 100 - - 100 - - 
3. погашение кредита - - - - - - - 3 280 - - - - 
4. погашение % по кредиту - - - - - - - 98 - - - - 
5. налог на прибыль 1 547 945 1 022 1 194 824 758 657 682 705 868 975 1 012 
6. погашение кредиторской задолженности прошлых лет 318 - - - - - - - - - - - 
Арендодатель 1 318 - - - - - - - - - - - 
1. капитальные вложения (инвестиции) 3 935 - - - 803 - 100 825 - - - - 
Экскаватор «Кранэкс»  
ЕК-270-03 3 500 - - - - - - - - - - - 
Экскаватор-погрузчик  
ЭО-2626 - - - - 803 - - - - - - - 
Электроинструмент 100 - - - - - 100 - - - - - 
Ультразвуковой дефектоскоп 
«Пеленг»  
УД-102 135 - - - - - - - - - - - 
Компьютеры, периферия и оргтехника 200 - - - - - - 200 - - - - 
Капитальный ремонт офисного здания (замена оконных блоков) - - - - - - - 625 - - - - 
3. сальдо 10 740 -6 889 14 314 4 156 -9 724 -8 342 -6 446 1 270 3 059 -494 6 326 4 436 
Сальдо нарастающим итогом 12 940 6 051 20 365 24 521 14 797 6 455 9 1 279 4 338 3 844 10 170 14 606 
 
    
 
 

Бюджет  доходов и расходов (БДР) представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов : сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, и, следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль организация получит в планируемом периоде. 
     Основная цель составления БДР – показать руководителям организации эффективность ее хозяйственной деятельности в предстоящий период, а проще говоря – будет прибыль (валовая, операционная, чистая) или нет. БДР позволяет также установить лимиты (нормативы) основных видов расходов, целевые показатели (нормативы) прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, возможности возврата заемных средств, формирования фондов накопления и потребления и т.п. 
     Следует иметь в виду, что по показателям БДР нельзя определить финансовое состояние строительной организации в планируемом периоде, так как в этом документе не отражается движение денежных средств. 
     В сущности бюджет доходов и расходов – это прогнозирование размера и структуры себестоимости выпускаемой организацией продукции на предстоящий период с выделением переменных и условно-постоянных затрат, размеров доходов, валовой, операционной, балансовой и чистой прибыли.  
     Поскольку БДР отражает структуру себестоимости работ организации, по нему можно судить о массе прибыли, рентабельности производства (норме прибыли) и возможностях погашения кредита. С его помощью можно рассчитать точку безубыточности, определить лимиты основных видов затрат, сумм перечислений вышестоящим органам управления (отчисления от прибыли, погашение общеорганизационных расходов и т.п.) по результатам хозяйственной деятельности на бюджетный период. 
     Бюджет движения денежных средств (БДДС) – это в сущности план движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе организации, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности. Он показывает возможные (предполагаемые исходя из условий договоров и контрактов) поступления авансов и предоплаты за выполняемые работы, наличных денежных средств, а также задержки поступлений за выполненные ранее работы (дебиторская задолженность). Важность этого документа в бизнесе все время возрастает. Сегодня БДДС является главным документом в системе внутрифирменных бюджетов. 
     Теория финансового менеджмента при планировании движения средств рекомендует следующее: бюджет движения денежных средств должен отражать лишь «живые» деньги, а не любые обязательства. Поэтому при составлении БДДС лучше ориентироваться не на абстрактные финансовые потоки, а на «движение» расчетного счета организации. Конечное сальдо – это не что иное, как остаток денег на расчетном счете (плюс касса) после совершения всех операций за соответствующий период. 
     В доходной части бюджета движения денежных средств (поступления) отражаются все источники денежных поступлений, т.е. те денежные средства, которые реально могут поступить на расчетный счет организации в данный бюджетный период. Если по условиям договора или контракта предполагается предоплата¸ неизбежно образуется разрыв между реализацией работ и связанными с ним расходами и притоками части денежных средств (части выручки от реализации) на счет компании. И стоимость выполненных работ не будет совпадать (может оказаться меньше) с объемом поступивших денежных средств за тот же бюджетный период. В этом случае составляется так называемый график погашения дебиторской задолженности, т.е. устанавливается ожидаемый порядок возврата заказчиками тех сумм, которые они задолжали организации за ранее выполненные работы. 
     Вместе с тем все расходы (согласно бюджету доходов и расходов в данный бюджетный период)¸ связанные с выполнением работ и получением чистой выручки от реализации, организация понесет и должна будет их оплачивать (списывать со своего счета), но уже в порядке, предусмотренном поставщиками материалов, работ, услуг и т.п. И если окажется, что остатки денежных средств на начало бюджетного периода (вступительное сальдо) и все деньги, полученные из всех источников за определенное время, будут недостаточны для покрытия расходов, запланированных согласно бюджету доходов и расходов, а также других видов затрат в соответствующий бюджетный период (например, на капитальные вложения), руководители организации будут вынуждены предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств на соответствующий бюджетный период: брать кредит в банке, как в моем примере, или искать иную форму привлечения внешних финансовых средств (эмитировать акции, облигации, использовать способы снижения дебиторской задолженности и т.п.) 
Если фактические притоки будут больше, а фактические оттоки – меньше предусмотренных в БДДС значений, финансовое состояние организации будет улучшаться, и наоборот. 
БДР является базовым документом для разработки БДДС, поскольку выручка от реализации продукции (сдачи заказчикам объектов и работ) и расходы на строительно-монтажные работы – это основные притоки и оттоки денежных средств в строительной организации. Поэтому бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств являются основными рабочими документами, предназначенными для ежедневного, ежемесячного, ежеквартального управления деятельностью и финансами строительной организации.
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности управления финансами строительных предприятий