Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:14, курсовая работа
Исходя из выявленной актуальности тематики, целью написания курсовой работы является изучение теоретического аспекта функционирования коммерческих банков, и практический анализ на примере ОАО «КБ СЕВЕРГАЗБАНК»
Для достижения поставленной цели необходимо:
- изучить нормативно-правовое обеспечение функционирования коммерческих банков;
- дать классификацию банковских операций;
- провести анализ показателей развития ОАО КБ Севергазбанк
- рассмотрение и обоснование проблем и перспектив развития ОАО «КБ СЕВЕРГАЗБАНК»
ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ.
1.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ
ГЛАВА 2: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ПЕРИОД ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА (НА ПРИМЕРЕ ОАО КБ «СЕВЕРГАЗБАНК»)
2.1. КРАТКАЯ СПРАВКА ОБ ОАО «СЕВЕРГАЗБАНК»
2.2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРУКТУРЫ ПАССИВОВ И АКТИВОВ ОАО КБ «СЕВЕРГАЗБАНК» ЗА 2007-2010 ГГ.
2.3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО КБ «СЕВЕРГАЗБАНК»
ГЛАВА 3: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ПЕРИОД ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Струкутурно-логическая схема курсовой работы
В течение 2008 года активность на рынке жилищного и промышленного строительства и повышение интереса клиентов к развитию и переоснащению своего производства привели к устойчивому спросу на более долгосрочные кредитные продукты, что в совокупности с возможностями банка по предоставлению длинных кредитов повлияло на изменение структуры кредитного портфеля Банка по срокам выдачи кредитов.
Так, в течение первых 9 месяцев 2008 года произошел значительный рост кредитов, предоставленных на срок от 1 до 3 лет, что привело к доминированию данных кредитных продуктов в структуре кредитного портфеля юридических лиц по срокам выдачи. Рост составил за 2008 год 57,4 % (или почти 1,2 млрд. рублей). Доля кредитов сроком более 3-х лет выросла в 2,5 раза. Вместе с тем IV квартал 2008 года был ориентирован на диверсификацию кредитного портфеля по срокам выдачи кредитов, повышение ликвидности и рост доли краткосрочных кредитных продуктов, предоставленных на покрытие коротких финансовых разрывов и на выплату заработной платы.
В целом нужно сказать, что кредитный портфель Банка является качественным: 85,6% размещенных средств классифицированы в 1 и 2 категории качества и 14,3 % в 3–5 категории качества, при этом вышеуказанные доли заметно не изменились, что свидетельствует о разумно выбранном ранее осторожном подходе к оценке финансового состояния заемщиков.
Обеспеченность портфеля в течение всего года оставалась на высоком уровне. Оценка активов, принимаемых в залог, осуществляется как независимыми оценщиками, так и сотрудниками Банка, специализирующимися на оценке. Банк стремится кредитовать заемщиков только с хорошим финансовым состоянием и под ликвидное обеспечение.
В 2009 году основные усилия ОАО КБ «СЕВЕРГАЗБАНК» были направлены не только на поиск новых надежных заемщиков и партнеров, но и на расширение спектра операций. Так, в 2009 году продолжила свое поступательное развитие программа «Микрофинанспроект», позволяющая сделать более доступным кредитование субъектов малого бизнеса для целей финансирования оборотного капитала, приобретения внеоборотных активов, развития нового бизнеса. Наращивая объемы в этом сегменте бизнеса, Банк придерживался строгой системы контроля «качества заемщика» и дальнейшего мониторинга бизнеса заемщика на постоянной основе.
По итогам первого полугодия 2009 года наметился серьезный спад спроса на банковское кредитование, вызванный стагнационным периодом экономики. Объемы кредитования снизились на 20-30%, что не могло не отразится на кредитном портфеле СЕВЕРГАЗБАНКа. Так с июня 2009 года взят курс на активное сотрудничество с государственными органами. В 2009 году подписан договор о сотрудничестве с Федеральным агентством по ипотечному и жилищному кредитованию, который позволил банку войти в «когорту» рекомендуемых финансовых учреждений для потенциальных заемщиков.
С июня 2009 года банк полностью отказался от «необеспеченных» кредитов, так на сегодняшний день ни одно юридическое лицо не может получить кредит на сумму свыше 500 000 рублей, не представляя залоговое обеспечение на сумму кратную 130% суммы кредита.
По итогам 2009 года, многие эксперты, а также правительство Российской Федерации неоднократно заявляли о том, что наиболее острая фаза кризиса далеко позади. Возможно для некоторых участников рынка, которые получили господдержку это заявление и будет воспринято как должное, но на мой взгляд далеко не так неоднозначно то, о чем говорят власти. Крупнейшие игроки рынка такие как, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк и др. как мне кажется сами могли бы справиться с первой волной кризиса, без вмешательства «высших чинов», более мелкие же банки, испытали и продолжают испытывать колоссальное давление. Таким образом на сегодняшний день образовалась огромная пропасть между госбанками и частными коммерческими банками. Так например ставки по кредитам, которые могут предложить национализированные банки намного ниже, нежели у частных банков, за счет того, что денежные средства им достаются намного дешевле и проще. В данном случае невозможно говорить о здоровой конкуренции на банковском рынке.
По мнению экспертов, сегодня небольшие коммерческие банки попросту выживают, о чем свидетельствует многочисленная волна слияний и поглощений в 2008-2009 году. Данное событие не может не наводить на мысль о том, что в скором времени, клиентам не останется особого выбора среди кредитных организаций.
По моему мнению количество банков на сегодняшний (1009), согласно данным Центрального банка Российской Федерации на 01 февраля 2010 года, достаточно велико, но если посмотреть динамику, то по состоянию на 01 февраля 2010 года число банков составляло 1280. Таким образом почти 30% за 2 года. Развитие государственных банков это конечно хорошо, но не во всех случаях. Согласно опросу директоров ведущих компаний Северо-Западного региона, далеко не все удовлетворены качеством обслуживания в крупных банках. Так со слов Генерального директора Группы Компаний Аврэс, «получить кредит в Сбербанке на ту сумму, которая требуется в данный момент, это практически тоже самое, что попросить денег у правительства, результат будет одинаков».
Коммерческие банки должны занимать свои определенные ниши, в которых они наиболее востребованы: Банк кредитования малого бизнеса, Морской банк, Банк Целлюлозно-бумажной промышленности и.т.д, но им этого попросту не дают.
Кроме того, усилилось негативное настроение коммерческих банков к государству. По словам главы Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, ближе к концу 2009 года активизировались сторонники ужесточения банковского регулирования. Это обстоятельство объясняется временным фактором: осенью стало ясно, что второй волны кризиса, скорее всего, не будет и что перспективы резкого ухудшения ситуации в банковском секторе становятся все более туманными. С учетом этого результаты вступления в силу «антибанковских» мер окажутся не столь катастрофичными. И на свет, как «чертики из табакерки», по меткому выражению одного из представителей банковского сообщества, стали появляться «антибанковские» законы, подзаконные акты или решения прокуратуры, судов и других фискальных и надзорных органов [12]
«Складывается поразительная по своей нелогичности ситуация: все говорят о необходимости восстановления доступного кредитования, о необходимости нормализации банковской деятельности, но при этом совершаются действия и принимаются решения, ведущие к обратным результатам», - считает Гарегин Тосунян [12]
Больше всего нареканий со стороны банковского сообщества вызвали следующие «антибанковские» меры: уже принятый 152 Федеральный закон «О персональных данных»; законопроект, открывающий возможность досрочного возвращения заемщиком кредита, предоставленного банком, без каких-либо ограничений; законопроект, предусматривающий возможность привлечения банков к ответственности за совершение действий, которые могли бы привести к «отмыванию» преступных доходов; законопроект об оздоровлении юридических лиц; законопроект, предусматривающий предоставление реабилитационного периода банкротам - физическим лицам.
Этим перечнем «антибанковские» законы не исчерпываются, список можно было бы продолжать и дальше. Также невозможно, не упомянуть нормативный акт, который должен вступить в силу с 1 января 2010 года, -о повышении норматива достаточности капитала банков до 90 млн руб. Реализация этого требования неизбежно повлечет за собой уход с рынка целого ряда банков. Ситуацию осложняет то, что с 1 января 2012 года банкам поставят еще более жесткое условие: они должны будут «нарастить» свой капитал до 180 млн. руб. А через пять лет возможно, и до 1 млрд. руб. Подобное предложение уже озвучивается, и его инициатором является не «один из участников рынка», а глава российского финансового ведомства Алексей Кудрин. В целом основные проблемы банковского сектора систематизированы в табл. 1
Государство сейчас должно поддерживать коммерческие банки, помогая им пережить сложные времена, вместо это же абсолютно несвоевременно правительство пытается ужесточить требования к банкам, что может привести к целой череде банкротств кредитных организаций и национализации банковской системы, и так если сегодня взглянуть на структуру банковского сектора, то можно констатировать, что 33% рынка контролируют банки с той или иной формой государственного участия.
3
Таблица 1 – Проблемы и перспективы развития основных операций коммерческих банков в период финансового кризиса
№ | Наименование проблемы | Суть проблемы | Условия и факторы решения проблемы |
1 | Консолидация и национальзация банковского сектора | Большое число сделок по слиянию и соглашению банков, поглощение банковского сектора со стороны государства и зарубежных финансово-промышленных групп | Необходима поддержка финансовыз институтов, а не их приобретение, нужны льготные дотационные кредиты ЦБ. |
2 | Универсальность коммерческих банков | Все большее уоличество банков обслуживает все отрасли промышленности, тогда как государство нуждается в частных узкоспециализированных банках | Предоставление льготных финансовых средств для рефинансирования кредитов дотационным отраслям экономики (сельское хозяйство, животноводство и др.) |
3 | Ужесточение банковского законодательства | Правительство всеми возможными способами стремиться ужесточить законодательство и меру ответственности за неисполненеи банком сових обязательств. | В настоящее время данные предложения аппарата Госдумы являются несвоевременными, рекомендуется их отложить |
4 | Увеличение величины достаточности капитала | с 1 января 2010 года, -о повышении норматива достаточности капитала банков до 90 млн руб. Реализация этого требования неизбежно повлечет за собой уход с рынка целого ряда банков. Ситуацию осложняет то, что с 1 января 2012 года банкам поставят еще более жесткое условие: они должны будут «нарастить» свой капитал до 180 млн. руб. А через пять лет возможно, и до 1 млрд. руб. Подобное предложение уже озвучивается, и его инициатором является не «один из участников рынка», а глава российского финансового ведомства Алексей Кудрин.
| В настоящее время данные предложения аппарата Госдумы являются несвоевременными, рекомендуется их отложить |
3
Коммерческий банк - юридическое лицо, которому на основании лицензии и действующего законодательства предоставлено право осуществлять на коммерческой основе банковские операции.
Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление их функций на практике. Операции коммерческих банков регламентируются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» № 395-1 ФЗ.
По основной классификации все операции коммерческих банков по своей сущности делятся на активные, пассивные и комиссионно-посреднические.
По результатам анализа финансовой отчетности ОАО КБ «СЕВЕРГАЗБАНК» можно выделить следующие результаты:
Горизонтальный анализ активов ОАО «СЕВЕРГАЗБАНК» показал, что наибольшим темпом роста обладают прочие активы (темп роста = 279,75 %).
Горизонтальный анализ структуры пассивов ОАО «СЕВЕРГАЗБАНК» показал, что наибольшим темпом роста обладают прочие обязательства (темп роста = 228,66 %).
Вертикальный анализ структуры активов ОАО «СЕВЕРГАЗБАНК» показал, что основную долю в активах занимает чистая ссудная задолженность (66,28 %), а наименьший удельный вес составляют требования по получению процентов (0,04 %).
Основную долю в пассивах занимает средства клиентов (некредитных организаций) (72,39 %), а наименьший удельный вес составляют резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера (0,18 %).
Государство сейчас должно поддерживать коммерческие банки, помогая им пережить сложные времена, вместо это же абсолютно несвоевременно правительство пытается ужесточить требования к банкам, что может привести к целой череде банкротств кредитных организаций и национализации банковской системы, и так если сегодня взглянуть на структуру банковского сектора, то можно констатировать, что 33% рынка контролируют банки с той или иной формой государственного участия.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (с изм. и доп. от 20.07.2009)// Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru];
3. Положение Банка России от 26.03.2007 № 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"// Режим доступа: [www.cbr.ru/].