Особенности экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы выступает теоретическое и методологическое обоснование принципов и механизмов совершенствования институциональной среды формирования безопасности негосударственных субъектов экономики в Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности экономического анализа.
1.1. Характеристика метода экономического анализа и его особенности
Глава 2. Институциональный аспект экономической безопасности негосударственных субъектов экономики.
2.1. Основные понятия и классификация.
2.2. Негосударственный сектор экономики:
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсач анализ.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

использование логических методов в аналитических  исследованиях.

Методы  и приемы экономического анализа  представлены на рис. 27.

Хозяйственная деятельность предприятия как объект экономического анализа

     Хозяйственная деятельность предприятия представляет собой совокупность производственных отношений во взаимосвязи с производительными  силами. В хозяйственной деятельности выделяют следующие процессы:технологические (материальные);

экономические (формирование себестоимости, прибыли, материалоемкости и др.);

социальные (жизнедеятельность трудового коллектива);

природоохранные.

Все виды процессов протекают одновременно во взаимосвязи, но имеют различную  природу, содержание и закономерности. Результат анализа хозяйственной деятельности определяет качество управленческой деятельности, поэтому экономический анализ занимает промежуточное место между сбором и обработкой информации и принятием управленческого решения.

Цели анализа объекта исследования:

оценка  фактического состояния управляемого объекта и определение его  соответствия требуемому состоянию;

выявление путей и возможностей перевода управляемого объекта из фактического состояния  в требуемое;

подготовка  базы для принятия управленческих решений.

Хозяйственный процесс можно рассматривать  как снабжение предприятия ресурсами, само производство и реализацию продукции (товаров, услуг). На хозяйственную деятельность влияют внешние и внутренние факторы. Совокупность внешних факторов определяет среду, в которой предприятие осуществляет свою деятельность (маркетинговая среда). Хозяйственная деятельность эффективно управляется только на основе глубокого изучения ее содержания и закономерностей функционирования как в целом, так и ее отдельных частей.

Организация экономического анализа на предприятии  и пути его совершенствования

Управление  — целенаправленное влияние управляющей  системы на объект, которым руководят  для достижения поставленных целей. Управление осуществляется с помощью следующих функций: планирование, организация, координация, контроль, мотивация, учет, анализ. Экономический анализ — специфическая функция управления, так как он присущ всем перечисленным функциям управления: экономический анализ проводится по различным направлениям с учетом классификации.

Экономический анализ классифицируется по разным признакам:

по отраслевому: отраслевой, межотраслевой;

по уровню управления: высший , средний, первичный;

по содержанию процесса управления и времени проведения анализа: прогнозный (перспективный), оперативный, текущий (ретроспективный);

по пространственному: внутрихозяйственный, межхозяйственный;

по объектам управления: технико-экономический  анализ, финансово-экономический, аудиторский (бухгалтерский), социально-экономический, экономике - статистический, экономике - экологический, маркетинговый анализ;

по методике изучения объектов: сравнительный анализ, факторный, диагностический, маржинальный, экономико-математический, стохастический, функционально-стоимостной анализ;

по субъектам (пользователям) анализа: внутренний и  внешний;

по охвату изучаемых объектов: сплошной , выборочный;

по содержанию аналитической программы: комплексный , тематический.

Для обеспечения  рациональной организации экономического анализа всех сторон деятельности предприятия его следует проводить в определенной последовательности:

определение цели, объекта, состава и последовательности анализа, сроков его выполнения

разработка  программы комплексного анализа  и плана его проведения;

определение перечня структурных подразделений предприятия, которые подвергнутся анализу, и показателей, с помощью которых будет проводиться анализ;

определение информационной базы анализа и возможности  ее обработки на компьютере;

обработка информации: выявление, изучение, измерение факторов, обусловивших изменение показателей, вскрытие резервов и подготовка материалов для принятия управленческого решения.

Совершенствование анализа заключается в компьютеризации  аналитических расчетов, что позволит усилить оперативность принимаемых решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ  АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ  СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ   
2.1. Основные понятия и классификация

Для обеспечения  экономической безопасности негосударственных  хозяйствующих субъектов экономики (НХСЭ) российскому государству необходимо "преобразовать слабую еще институциональную среду в сильную, эффективно воздействующую на экономические процессы в интересах экономического роста и укрепления социальной стабильности". Таков вывод профессора В.М. Колтунова, который автор диссертации, безусловно, поддерживает.  
Под институтами, согласно Д. Норту, будем понимать структуры, которые люди накладывают на свои взаимоотношения, определяя, таким образом, стимулы, наряду с другими ограничениями (бюджетными, технологическими и т.д.), очерчивающие границы выбора, а они, в свою очередь, задают рамки функционирования экономики и общества в течение того или иного периода времени.  
В рамках этой теории, проповедующей междисциплинарный подход к исследованию экономических явлений, рассмотрим понятия и классификацию негосударственных хозяйствующих субъектов экономики (НХСЭ). При этом в качестве базовых выступают, очевидно, экономические категории.  
Применительно к цели диссертационного исследования будем пользоваться узким значением понятия субъекта экономики - понятием хозяйствующего субъекта, то есть физического или юридического лица, для которого производство товаров и услуг, а также их распределение и обмен являются основной функцией Понятие хозяйствующего субъекта по отношению к физическому лицу в этом смысле тождественно понятию индивидуального предпринимателя (или гражданина - предпринимателя).  
В рамках такого подхода отнесем к группе негосударственных хозяйствующих субъектов любые хозяйствующие субъекты Российской Федерации, за исключением таких ее субъектов как муниципальные образования, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные организации, в том числе -учреждения.  
Исследуя только эту группу хозяйствующих субъектов, мы, согласно теории институционализма, имеем в виду, что первоначальное распределение прав собственности не влияет на структуру производства, т.к. в конечном счете, благодаря рыночному механизму, каждое из правомочий должно оказаться в руках того собственника, который обеспечит его наиболее эффективное использование. В этой связи нас в настоящей работе будут интересовать только проблемы оптимального обеспечения экономической безопасности НХСЭ в процессе их исторической эволюции. Причем в определенном смысле здесь проблема спецификации прав собственности тесно связана с проблемой трансакционных издержек, возникающих при обмене товарами, поддержании существующего распределения прав собственности и перераспределения этих прав. Очевидно, что к ним тесно, особенно применительно к российским условиям, примыкает проблема экономической безопасности НХСЭ.  
Среди множества критериев, используемых для построения классификации негосударственных хозяйствующих субъектов, нами отобраны лишь те, которые в наибольшей степени отвечают целям анализа состояния и перспектив обеспечения экономической безопасности данных субъектов. Среди них выделим собственно экономические, криминологические и правовые критерии.  
Наиболее значимыми для целей настоящего исследования экономическими критериями дифференциации негосударственных хозяйствующих субъектов являются:  
1.Принадлежность данного субъекта к той или иной отрасли экономики.  
2.Размеры основных фондов в стоимостном выражении.  
3.Численность занятых.  
4.Годовой оборот и годовой доход.  
5.Масса и норма прибыли.  
К настоящему времени в России зарегистрировано более полутора миллионов НХСЭ - юридических лиц и более 5 миллионов индивидуальных предпринимателей[ПО].  
Количество НХСЭ в производственной сфере существенно уступает числу таких же субъектов в сферах распределения и потребления.  
Негосударственный коммерческий сектор по уровням доходности разделяется на три существенно отличные друг от друга по объему группы хозяйствующих субъектов.  
Первая группа - НХСЭ с высокой нормой прибыли (в 3 - 4 раза превосходящей среднемировую норму прибыли - 7%). Значительная часть банков, бирж, предприятия игорного и шоу-бизнеса, внешнеторговых организаций, занимающихся экспортом стратегических сырьевых ресурсов, входит в эту группу. Она обладает достаточными ресурсами для автономного обеспечения собственной и коллективной экономической безопасности. В то же время эта же группа хозяйствующих субъектов представляет повышенный потенциальный интерес для организованных преступных групп.  
Как показывают результаты проведенного нами анализа, в структуре негосударственного коммерческого сектора эта группа составляет 3- 4%.  
Вторая группа - НХСЭ, имеющие условную среднюю норму прибыли в 1,5-2 раза больше среднемировой. Она более представительна по численности (более 10% негосударственного коммерческого сектора) и включает, главным образом, торговые организации, страховые компании, предприятия по оказанию всевозможных услуг.  
 
 

Третья, наиболее представительная по численности  группа - НХСЭ, имеющие низкую (на уровне среднемировой и ниже) норму прибыли. Главным образом, в эту  
группу входят НХСЭ материальной сферы производства, в т.ч. крестьянские хозяйства, в своем большинстве находящиеся сегодня на грани убыточности и нуждающиеся в государственной поддержке. Подавляющее большинство (66%) зарубежных фирм, работающих на российском рынке, входит в эту же группу.  
Размер НХСЭ может быть разделен на основе экономического критерия также на три группы: малый, средний и большой бизнес. Мировой практикой выработаны стандарты, несмотря на некоторую условность этого критерия, позволяющие дифференцировать хозяйствующие субъекты по этому показателю.  
С точки зрения возможностей для обеспечения собственной экономической безопасности от криминальных угроз малое предприятие представляет собой наиболее уязвимый объект. Известное подтверждение это находит и в уголовной статистике - более половины из всех зарегистрированных экономических преступлений совершены против интересов хозяйствующих субъектов - малых предприятий. С точки зрения криминологии НХСЭ могут быть дифференцированы по критериям уровней виктимизации и криминализации. Уровень виктимизации характеризуется отношением числа потерпевших от преступлений к общей численности обследуемой социальной группы. Сопоставление распределений НХСЭ по уровням виктимизации и криминализации, проведенное автором, позволяет сделать вывод о том, что существует положительная пропорциональная зависимость между этими показателями. А именно, большему уровню криминализации НХСЭ соответствует и больший уровень его виктимизации.  
В этом случае нужно согласиться с основоположником теории институционализма - Т. Вебленом, что социально-психологические феномены во многом определяют развитие институциональных образований. В данном случае срабатывает извечный стереотип русского народа - отрицательное отношение к большим деньгам, возникающих, по его разумению, неправедным путем. А, как известно, 
неформальные институты - исторические традиции, привычки (то, что называется менталитетом) - сохраняются даже не десятилетиями, а веками. Более того, неформальные нормы не только более инерционны, чем формальные, но и в этом своем свойстве серьезно влияют на последние и их функционирование, поскольку законы работают тогда, когда они кодифицируют нормы, уже укоренившиеся достаточно глубоко в общественном сознании. Критериями классификации хозяйствующих субъектов с точки зрения права (которое является важнейшим элементом институциональной среды) являются наличие статуса юридического лица, основная цель деятельности, организационная форма.  
 

При классификации  НХСЭ по видам преступных посягательств  на их безопасность можно выделить ряд относительно обособленных видов  преступлений. А именно преступления, посягающие на безопасность жизни, здоровья и свободы собственников (владельцев) и персонала НХСЭ, в связи с исполнением последними своих функций. Это включает неприкосновенность частной жизни, защищенность прав собственника, в т.ч. интеллектуальной собственности, информационную защищенность и др.  
Названные виды преступлений могут быть объединены в три группы.  
Первую группу составляют умышленные преступления, для которых экономическая безопасность НХСЭ является обязательным дополнительным непосредственным объектом. В нее входят преступления, обязательным признаком которых является причинение существенного и иного более значительного ущерба экономическим интересам (собственности и экономической деятельности) НХСЭ.  
Во вторую группу входят умышленные преступления, для которых причинение существенного или более значительного ущерба экономическим интересам НХСЭ прямо не предусмотрено уголовным законом в качестве обязательного признака.  
В третью группу входят все иные преступления из ранее приведенного перечня, которые посредством посягательства на иные объекты уголовно-правовой охраны посягают на экономическую безопасность НХСЭ.  
Строго говоря, с точки зрения системообразующих принципов уголовного законодательства России лишь первая группа преступлений может быть отнесена к посягательствам на собственно экономическую безопасность НХСЭ.  
Этот вывод позволяет сформировать рабочее определение понятия преступных посягательств на экономическую безопасность НХСЭ в узком его значении, под которыми понимаются умышленные уголовно наказуемые деяния, непосредственно посягающие на общественные отношения, препятствующие возникновению либо реализации угрозы основным интересам таких субъектов в сфере собственности и экономической деятельности и наносящие (способные нанести) как минимум существенный вред этим отношениям.  
Преступления, посягающие на экономическую безопасность НХСЭ как на опосредованный объект, требуют самостоятельного исследования.  
Среди посягательств, порождающих большие сложности при квалификации, выделяются преступления против собственности НХСЭ, не являющиеся хищениями. Так, в последние годы в России получило распространение вымогательство в неявных формах, когда угроза носит неопределенный характер. Например, когда речь идет о навязывании руководителю НХСЭ услуг по охране его имущества после предварительной демонстрации акта устрашения, сопряженного с уничтожением имущества его партнера либо по обеспечению безопасности родственников после того, как последние получают постоянное сопровождение в виде лиц угрожающего вида.
 

Информация о работе Особенности экономического анализа