Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:11, курсовая работа
При становлении рыночной экономики существенно изменяется содержание управленческих и поведенческих отношений в системе управления. При командно-административной системе управления использовалась модель, в основе которой лежали рационалистические и механистические принципы управления персоналом или, как принято говорить, человеческими ресурсами.
Введение
1. Школа человеческих отношений
1.1 Основные положения и принципы направления
1.2 Отличительные черты школы человеческих отношений от других школ
1.3 Иерархическая теория потребностей А. Маслоу
2. Школа поведенческих наук
2.1 Основные представители поведенческого направления
2.2 Аспекты школы поведенческих наук
2.3 Анализ сходств и отличий между школами человеческих отношений и поведенческих наук
3. Труды выдающихся представителей гуманистических школ
3.1 Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга
3.2 Теория стилей руководства Д. МакГрегора
3.3 Теория эффективности организации и стилей руководства Р. Лайкерта
Заключение
Список используемой литературы
- только
неудовлетворённая потребность
организует поведение индивида,
заставляя его предпринять
- если
низшие потребности присущи
- даже
достигший высшего признания
и самовыражения человек
Образно
говоря, человеческую цивилизацию творили
глубоко неудовлетворённые
2. Школа поведенческих наук
2.1 Основные представители школы поведенческих наук
В послевоенный период развитие науки управления идет по двум важнейшим направлениям, которые различаются подходами к исследованиям и используемым управленческим инструментарием. Эти направления, образно говоря, подходят к древу науки управления с разных сторон и, взаимодополняя друг друга, обеспечивают его дальнейший рост и развитие. С известной степенью упрощения можно сказать, что одно из них продолжает исследования, начатые школой научного управления и классической школой, тогда как другое - «трудится» на ниве, которую начала «распахивать» школа человеческих отношений. Первое направление - возникшая в 1950-е годы на волне научно-технической революции школа экономико-математических (количественных) методов в менеджменте. В литературе по управлению эту школу часто называют школой науки управления (management science, не путать с научным менеджментом, т. е. scientific management Тейлора), подразумевая, что иные (нематематические) подходы к управлению могут быть искусством или чем-то еще, но никак не реальной наукой.
Вторым
направлением, возникшим в 1950-е годы
на стыке управленческой социологии,
психологии, культурологии и исследований
школы человеческих отношений, является
бихевиоризм, или школа поведенческих
наук. Если основой исследований школы
науки управления являются закономерности
менеджмента, поддающиеся количественной
оценке, то для школы поведенческой
науки центральными являются качественные
параметры менеджмента, оцениваемые
на базе социологических опросов
и экспертных наблюдений. В течение
первых двух десятилетий исследователи
каждого из направлений регулярно
выступали с обоюдной критикой, соревнуясь
за право считаться
В
основу школы поведенческих наук
легли идеи школы человеческих отношений.
Совершенствование методов
Яркими представителями данной теории считаются: Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг, Ренсис Лайкерт, Абрахам Маслоу. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, коммуникаций в организациях и т.д. Таким образом, их исследования способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой функции и направления в науке, получившего название “управление персоналом”.
Видным представителем поведенческой школы является Дуглас Макгрегор (1906–1964гг.), разработавший теорию “X” и “Y”. В соответствии с его теорией существуют два типа управления, отражающих разное отношение к работникам. Выделив их, он по существу описал прошлое и настоящее менеджмента. «Теории Х» придерживались на практике почти столетие менеджеры западных стран, хотя она неадекватно отражала поведение людей.
Ренсис Лайкерт, последователь доктрины «человеческих отношений», коллега Герцберга и МакГрегора, изучал различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, оргструктуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т.д. Также он разработал собственную теорию стилей руководства, где обобщил реальные методы управления.
Идеи А. Маслоу получили дальнейшее развитие в двухфакторной теории мотивации Фредерика Герцберга, разработанной в 1950г. Такое название она получила вследствие наличия двух факторов, влияющих на поведение людей в организации. Между двумя теориями – Маслоу и Герцберга – существует тесная связь. Так, высшие потребности Маслоу – престижные и духовные – совпадают с шестью мотиваторами Герцберга, а низшие – физиологические, экзистенциональные и социальные – соответствуют десяти гигиеническим факторам Герцберга.
Таким образом, рассмотрев вопрос об основных представителях школы поведенческих наук, можно сделать вывод о том, что их исследования в области социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой функции, получившей название "управление персоналом". Они полагали, что им удалось решить проблему эффективного достижения целей организации. Однако последующие исследования и неудачные попытки применить на практике свои теории и мысли показали, что многие ответы на вопросы управления были правильными частично и действовали в ограниченных ситуациях. Но, тем не менее, каждый из представителей школы внёс значительный вклад в её развитие, а также в теорию и практику управления в целом.
менеджмент поведенческий маслоу человеческий
2.2 Аспекты школы поведенческих наук
К
концу 50-х годов школа человеческих
отношений привела к
Школа
поведенческих наук сосредоточила
свое внимание, прежде всего, на методах
налаживания межличностных
С конца 60-х г.г. в школе "поведенческих наук" (бихевиористское направление) доминирует постулат, согласно которому главными являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. В общих чертах главной целью "поведенческой" школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Представители
этой школы разрабатывали методы
помощи работнику в осознании
своих сил, к построению и управлению
организациями. Их главной целью
было повышение эффективности
Мотивация
представляет собой процесс создания
системы условий или мотивов,
оказывающих воздействие на поведение
человека, регулирующих интенсивность
его труда, побуждающих проявлять
добросовестность, настойчивость и
старательность при достижении целей.
Мотивация – это процесс
Таким
образом, рассмотрев вопрос об основных
аспектах школы поведенческих наук,
можно сделать следующие
2.3 Анализ сходств и отличий между школами человеческих отношений и поведенческих наук
Рассмотрев
ранее аспекты школ человеческих
отношений и поведенческих
Школа
поведенческих
Школа поведенческих наук значительно отличается от школы человеческих отношений, отдав приоритет методам налаживания межличностных отношений. Она изучала поведение человека в производственной среде и зависимость производительности его труда от морально-психологических факторов.