Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:05, курсовая работа
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса.
Введение………………………………………………………………….3
1 Основные модели рыночной экономики………….………………….8
1.1 Шведская модель рыночной экономики…………………………...8
1.2 Американская модель рыночной экономики……………………..11
1.3 Японская модель рыночной экономики……………….…………..17
2 Российская модель переходной экономики……………….………...22
2.1 Пути перехода к рыночной экономике. «Шоковая терапия»…….22
2.2 Специфика переходной экономики в России……………………..25
2.3 Перспективы развития Российской экономики…………………...30
Заключение………………………………………………………………34
Библиографический список………………………
В конечном счете за десять лет требуется создать российский «средний класс» — массовый слой обеспеченного населения с уровнем потребления не ниже дореформенного. Он должен охватить, по крайней мере, 40% населения. Одновременно следует резко, до 10-15%, сократить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. Как показывают расчеты, для реализации таких условий средний уровень потребления должен возрасти по сравнению с сегодняшним в 1,8 раза.
Второе
направление — резкая активизация
инвестиций для качественной модернизации
производственно-
- расширить внутренние финансовые источники инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений предприятий реального сектора;
- перейти к режиму интенсивного обновления производственного аппарата;
- обеспечить структурный маневр инвестициями в пользу обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства;
- восстановить и развить собственную базу инвестиционных ресурсов (машин, технологического оборудования), максимально задействовав имеющийся инновационный и технологический потенциал.
Третье
направление — обеспечение
- поддержание численности вооруженных сил, необходимой для ведения одного-двух вооруженных конфликтов средней интенсивности на различных театрах военных действий, то есть не менее 1,2 миллиона человек (это потребует не менее 54 миллиардов рублей, исходя из ежегодных расходов на одного военнослужащего в 45 тысяч рублей);
- значительное увеличение в структуре военного бюджета доли инвестиционной компоненты — закупок вооружений и военной техники, оборонных НИОКР, капитального строительства. Модернизация вооружений четвертого поколения, доработка и начало закупки образцов пятого поколения для отдельных видов войск (авиация, танковые войска), начало разработки вооружений шестого поколения потребуют увеличения расходов на инвестиционные статьи военного бюджета как минимум в три раза.
Четвертое направление - поддержание и развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала. Для того, чтобы сохранить систему отраслей социально-культурной сферы (образование, здравоохранение, культура), поддержать ее развитие и обеспечить проведение необходимых реформ, требуется увеличить расходы на конечное потребление государственных учреждений, оказывающих индивидуальные услуги как минимум на 40%.
Пятое направление — сохранение и развитие инновационного потенциала.
Поддержка инновационного потенциала страны означает, прежде всего, стимулирование эффективного спроса на инновации. В обозримом будущем это может быть обеспечено только в рамках повышения инвестиционной активности и развертывания технической реконструкции производственного аппарата на базе новой отечественной техники, когда каждый рубль капиталовложений имеет высокое инновационное наполнение.
В то же время необходимо резкое повышение расходов на науку. За последнее десятилетие валовой продукт науки и научного обслуживания снизился с 3% ВВП (1989-1990 годы) до 0,6-0,8%. Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование гражданских и военных НИОКР, соответствующие расходы должны быть увеличены не менее, чем втрое.
Шестое направление — обеспечение внешней платежеспособности страны. Для того чтобы гарантированно обеспечить платежеспособность страны и иметь возможность наращивания валютных резервов (не прибегая к чрезвычайным мерам в валютной и внешнеэкономической сферах) в ближайшее десятилетие, необходимо иметь активное сальдо торгового баланса по товарам и услугам на уровне не менее 15-20 миллиарда долларов США при сокращении вывоза капитала как минимум вдвое.
Реализация
отмеченных шести целевых направлений
определяет параметры необходимого увеличения
объема ВВП — на 60-65%. Другими словами,
если мы хотим решить отмеченные выше
проблемы в течение десятилетия, необходимо
уже в ближайшие годы не просто добиться
оживления экономики, но и перейти к ее
росту с темпами не ниже 40% в среднем за
год, поддерживая такой режим в течение
восьми - десяти лет. Только такие параметры
позволят одновременно решать неотложные
задачи повышения благосостояния, развития
социальной сферы, обновления производственного
аппарата, обеспечения оборонной достаточности,
обслуживания государственного долга.[12]
Заключение
Современная рыночная экономика на сегодняшний день предстаёт наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам. Хотя современная рыночная экономика и имеет свои недостатки, аргументы в пользу рыночной экономики выглядят убедительнее, нежели аргументы против нее.
В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности. Современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.
Переход к рынку – очень сложный и
длительный процесс. Чтобы создать национальную
структуру своей экономики, адекватную
рыночным требованиям, Россия должна пройти
мучительный путь определения своих приоритетов
по всем направлениям и на всех уровнях
общества и хозяйства. Ведь она должна
не просто включиться в современную мировую
экономику, а спрогнозировать свою роль
и место в мировом разделении труда.
Библиографический
список