Основные модели рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1 Основные модели рыночной экономики………….………………….8
1.1 Шведская модель рыночной экономики…………………………...8
1.2 Американская модель рыночной экономики……………………..11
1.3 Японская модель рыночной экономики……………….…………..17
2 Российская модель переходной экономики……………….………...22
2.1 Пути перехода к рыночной экономике. «Шоковая терапия»…….22
2.2 Специфика переходной экономики в России……………………..25
2.3 Перспективы развития Российской экономики…………………...30
Заключение………………………………………………………………34
Библиографический список………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

       Третий  пакет мер требует переосмысления роли государства в экономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за производством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задача государства — реформировать систему социального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Государство должно установить соответствующие юридические рамки для коллективных сделок и деятельности частного сектора и сформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение. Необходимо реформировать основные правительственные институты, включая центральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.

       Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация предполагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в виде излишнего количества денег у населения и предприятий.

  Разработанная до деталей программа вряд ли может  быть с одинаковым успехом применена  в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязанны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.[11,c.389] 
 
 
 

       2.2 Специфика переходной экономики  в России 

       В настоящее время переходная экономика России представляет собой взаимодействие, с одной стороны, прошлой, (но еще не ушедшей с арены) централизованной системы хозяйствования, а с другой стороны, новой рыночной системы. Это означает, что внешние, экзогенные, факторы — факторы централизованного управления — сдерживают развитие рынка, и следовательно, внутренние, эндогенные, силы развития экономики «сдавлены» и не могут проявить себя в полной мере. Поэтому не случайно, что переходная экономика формируется в противоречивых, нередко исключающих друг друга условиях: с одной стороны, либерализация экономики, а с другой — все еще жесткий государственный контроль.

       Специфика переходной экономики в России такова:

       1. Плюрализм форм собственности, т. е. :

       а) экономическое и внеэкономическое (бюрократическое 
и т. п.) отчуждение работников от средств производства и превращение их в наемных работников;

       б) трансформация бывшей номенклатуры в собственников, 
обеспечивающих первоначальное накопление капитала;

       в) реорганизация бывших государственных предприятий в 
закрытые бюрократические корпорации.

       2. Интеграция централизованных и рыночных форм хозяйствования.

       Экономическая власть в руках крупных корпораций, что превращает их в господствующую экономическую силу общества.

       3. Новые распределительные отношения доходов.

       На  этой основе формируется специфическая структура общества: с одной стороны, капиталистическая элита, с другой — средний 
класс, обслуживающий элиту (служащие СП, средняя государственная корпоративная бюрократия, работники финансовых учреждений, охрана и др.), и нарождение беднейшего класса наемных работников.

       Соединение  всех названных специфических закономерностей приводит к парадоксальному итогу: чем выше концентрация экономической власти в руках элиты, тем меньше возможности свободного гармоничного развития человека, тем больше деградация и пауперизм широких слоев населения. Таков классический путь первоначального накопления капитала, который в настоящее время имеет место и в России.

       Чтобы выйти из этого состояния, необходимо бороться за создание социально ориентированной экономики через усиление государственной власти, не допускающей увеличения пропасти между богатыми и бедными.

       Исходные  условия. Для перехода российской экономики к модели социально ориентированного рыночного хозяйства требуется активизация потребительского (платежеспособного) спроса населения и предприятий. В развитых странах платежеспособный спрос стимулируется через регулирование процентных ставок, заработной платы, цен, налогов, денежной массы, валютного курса и т. д. В России начиная с 1992 г. в результате проведения курса реформ наблюдается падение платежеспособного спроса. В результате гиперинфляции обесценились сбережения населения. Как следствие, не только снижен платежеспособный спрос, но и утрачен один из основных источников финансирования инвестиций. Отсутствие ориентации на социальные цели явилось одной из важнейших причин потери доверия к правительственной программе проведения курса реформ.

       В начале 1998 г. в Минэкономики РФ были разработаны прогнозы функционирования экономики России на период до 2001 г. В ближайшие два года (1998-1999 гг.) не предусматривался переход к высоким темпам экономического роста. Более того, ожидалось, что в 1998 г. темпы прироста основных макропоказателей будут низкими. Так оно и случилось в результате мирового финансового кризиса, разразившегося в России 17 августа 1998 г.

       Чтобы обеспечить экономический рост в  будущем, необходимо решить сегодняшние проблемы российской экономики.

       Первая  проблема — избавиться от дефицита финансового (денежного) капитала. Он возник в ходе гиперинфляции 1992-1994 и 1998 гг. и уничтожил сбережения населения и оборотный капитал реального сектора. Отсюда — чрезмерно высокая цена кредитов, неплатежи в реальном секторе, низкий платежеспособный спрос.

       Вторая  проблема — обеспечить эффективность  значительной части производства и, как результат, укрепить трудовой, материальный, институциональный, природный потенциалы России.

       С этой целью государство должно стимулировать  инвестиции в развитие экономики.

       Чтобы устранить негативное влияние проводимых реформ на социально-экономическое положение в стране, необходимо в области бюджетной политики:

       - поставить выполнение доходной части бюджета в жесткую зависимость от финансового состояния реального сектора экономики;

       - избегать роста задолженности по заработной плате бюджетным организациям и ее перманентного накопления (фактически принудительный заем средств у населения) и погашения;

       - ввести в законодательное русло процесс использования денежной 
эмиссии в целях обеспечения российской экономики и увеличения эмиссионного дохода коммерческими структурами и Центральным банком 
России;

       - необходимо пресечь неограниченные заимствования на практически бесплатной безвозмездной основе средств фондов социального страхования, пенсионного и других для покрытия текущих расходов бюджета и 
восстановить практику целевого кредитования не только банков для финансирования реального сектора экономики, но и Министерства финансов РФ в рамках предоставления кредитов под проекты на конкурсной 
основе при возможном участии в таких конкурсах самих банковских 
структур.

       В области налоговой политики в целях нормализации финансового положения основного контингента налогоплательщиков можно выделить следующие приоритеты:

       - сбалансированное распределение налогового бремени между отраслями экономики (снижение налоговой нагрузки на топливно-сырьевые 
отрасли и соответственно уровня затрат в энергоемких производствах);

       - проведение гибкой политики налоговой нагрузки на промышленные предприятия и на население;

       - изменение действующей практики начисления налогов в сторону 
учета реальной выручки как базы для налогообложения, что позволит решить проблему уплаты налогов «живыми деньгами»;

       - в области денежно-кредитной политики необходимо преодолеть сложившееся за годы реформ недоверие массового потребителя к государству. 
Именно государство — основной гарант устойчивости национальной валюты и источник доверия к национальным институтам денежной системы;

       - необходимо полнее включать бюджеты домашних хозяйств в сферу 
кредитно-денежных отношений. Именно состояние семейных бюджетов 
основного массива граждан отражает и определяет прогрессивность (или 
регрессивность) проводимой политики. ЦБ России должен расширить 
сферу своей ответственности за стабильность национальной валюты. 
Банк России призван контролировать достаточность денежной массы не 
только в целом по стране, но и по каждому из секторов экономики, регионов, а также пропорции функциональной ее структуры (сбережений денег в текущем обороте). Не менее важно обеспечить спрос на денежные 
ресурсы в разрезе агрегатов денежной массы (наличной, на счетах предприятий и т. д.), а не просто совокупного спроса на деньги.

       В области денежно-кредитной политики курс проведения реформ должен быть ориентирован на преодоление неплатежей населению, снижение диспропорций доходов основных его групп, обеспечение государством гражданам реального прожиточного минимума. В этой связи первоочередными целями денежно-кредитной политики государства должны стать:

       - показатели реальных доходов населения и прежде всего степень 
обеспеченности широких слоев граждан кредитными услугами;

       - в условиях высокого уровня долларизации накоплений населения 
основой курса на последовательное укрепление покупательной способности национальной валюты и усиление гарантий накоплений в российских банках должно стать принятие специального закона о сбережениях 
граждан. Одномоментные меры по снижению уровня долларизации сбережений способны лишь обострить ситуацию в сфере денежного обращения и усугубить недоверие к российскому государству, а главное — резко 
повысить давление на потребительский рынок. Кроме того, любые чрезвычайные меры репрессивного характера будут играть на руку определенным группам участников финансового рынка;

       - чтобы увеличить привлекательность сбережений в национальной 
валюте необходима система гарантий;

       - включение населения в систему кредитно-денежных отношений 
традиционно сводится к одному аспекту — привлечению сбережений на 
селения в качестве банковских ресурсов;

       - активизация кредитования сектора домашних хозяйств как необходимого условия обеспечения устойчивости банковской системы (ликвидности российских банков) и экономического роста — обычно упускается из виду. Современная денежно-кредитная политика формируется в 
ограниченном рамками макроэкономического подхода информационном 
пространстве, которое в условиях повышенной нестабильности экономики не дает адекватного представления о происходящих социально-экономических процессах, тем более в сфере денежных отношений;

       - установление четкого «статуса» клиента банка как лица, обладающего определенной совокупностью прав и обязанностей, интересы которого призвано защитить государство. Прежде всего нужно отказаться от 
неверного, хотя и закрепленного в законе, положения о том, что государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков. Это его прямая 
обязанность перед гражданином.

       Итак, в результате проведения курса реформ в России заложены правовые и институциональные основы рыночной экономики, вместе с тем налицо спад производства, финансово-экономическая нестабильность и глубокий социальный кризис. А отсюда разочарование населения в реформах и активизация разнообразных форм социального протеста. И причиной тому явилась непродуманная политика приватизации, что исключило мощные социально-экономические механизмы из инструментария рыночных реформ.[11,c.392] 

       2.3 Перспективы развития Российской  экономики 

       Особенности предстоящего периода — в крайней ограниченности выбора целевых направлений конструктивной антикризисной стратегии. Масштабы угроз ближайшего десятилетия и располагаемые ресурсы достаточно жестко определяют параметры и качественное содержание экономического развития, необходимые для преодоления нового обострения системного кризиса.

       Первое  направление — повышение уровня и качества жизни основной массы населения.

       В ближайшее десятилетие эта задача является императивом антикризисной  стратегии по целому ряду причин. С  одной стороны, уход от сегодняшней ситуации, когда, по разным оценкам, 35-50% населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, необходим для того, чтобы сохранить «человеческий капитал», демографический, образовательный и культурный потенциал общества и создать благоприятную социальную среду для мотиваций к труду и предпринимательской деятельности. С другой стороны, рост благосостояния необходим и как фактор экономического оживления: запустить российскую экономику невозможно, если не будет создан эффективный платежеспособный спрос на массовую потребительскую продукцию отечественных товаропроизводителей.

Информация о работе Основные модели рыночной экономики