Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:19, доклад
Согласно результатам опроса, чаще всего пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием*(321). По мере его улучшения доля фирм, претендующих на помощь государства, уменьшается. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение оценивалось как хорошее или удовлетворительное, - шестая часть малых предприятий. Данная статистика свидетельствует о том, что последней надеждой экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства. Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятия-"аутсайдеры" действительно обладают перспективными бизнес-проектами или бизнес-идеями.
2. Фонд - коммерческая организация
в форме государственного или
муниципального унитарного
3. Фонд как хозяйственное
общество - закрытое или открытое
акционерное общество с
Как видно, практика создания
и функционирования региональных фондов
противоречит Закону N 88-ФЗ. Согласно п.
1 ст. 8 данного закона фонд является
юридическим лицом и
Представляется, что необходим
единообразный подход к определению
юридического статуса фондов. Они
должны быть некоммерческими организациями,
поскольку на них возложено выполнение
государственной и
ГК РФ и Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"*(332) (в ред. от 23 декабря 2003 г.) (далее - Закон о некоммерческих организациях) устанавливают только общие правила создания и деятельности фондов. Думаю, что нецелесообразно издавать отдельный федеральный акт, посвященный региональным и муниципальным ФПМП. В федеральном законе о МП должны найти отражение нормы, регулирующие основные положения, касающиеся фондов ПМП как важнейших организаций инфраструктуры поддержки МП, в том числе и финансовой. Более детально деятельность региональных и муниципальных фондов ПМП должна регулироваться в специальных нормативных актах субъектов РФ и муниципальных образований. Такие акты должны зафиксировать особенности создания, реорганизации и ликвидации данных фондов, специфику управления ими и иные вопросы.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона о
некоммерческих организациях фонды
имеют право предоставлять
Денежные ресурсы фондов
не менее чем на 50% формируются
за счет вложений региональных и муниципальных
органов исполнительной власти (в
частности, средства соответствующих
бюджетов и выручка от приватизации
государственного имущества), доходов
от собственной деятельности, добровольных
взносов юридических и
Фонды ПМП с точки зрения формирования активов и пассивов, а также способов получения доходов несут на себе отпечаток причудливого сочетания, с одной стороны, банков и эмиссионных компаний, поскольку занимаются кредитованием и получают проценты по кредитам, выпуском и размещением ценных бумаг, проведением аукционов, лотерей, а с другой стороны - благотворительных и бюджетных организаций (бюджетные средства, финансовая помощь на безвозмездной основе). Такого рода сочетание дает возможность привлекать ресурсы из разнообразных источников и направлять их в разных формах на поддержку МП.
В законе подчеркивается, что
деятельность фондов осуществляется без
получения лицензии на банковскую деятельность.
В этом - преимущество фондов, так
как если бы они получали такую
лицензию и превращались в банки,
то не имели бы возможности эффективно
выполнять другие ключевые функции
по поддержке малого бизнеса (например,
использование пожертвований и
безвозмездное финансирование). Недостатком
является ограничение их правоспособности:
фонды не наделены правами, которые
имеют банки в части
В структуре средств фондов в разное время преобладали различные источники. В период активной приватизации государственного имущества преобладающую часть средств фонда составляли средства от приватизации предприятий, а также средства от прибыли и регистрации, направляемые в фонд. Так, в период приватизации возникло предложение об обязательном направлении в фонд не менее 30% доходов от приватизации*(333). Также считалось целесообразным часть средств из этих двух источников (около 30%) оставлять в регионах, чтобы региональные центры могли начинать работу по поддержке предприятий на местах. Но определенные механизмы контроля и поступления этих средств Наблюдательным советом ФФПМП разработаны не были.
В Законе N 88-ФЗ среди источников
фонда средства, поступающие от приватизации
государственного и муниципального
имущества, поставлены на второе место,
после бюджетных средств и
перед доходами от собственной деятельности.
Это неудивительно, поскольку Закон
N 88-ФЗ принимался в 1995 г., в разгар процесса
приватизации. В настоящее время
совершенно очевидно, что значительные
средства из этого источника получить
нельзя. Сейчас этот процесс находится
на спаде, а в некоторых отраслях
завершен. В связи с этим в предстоящий
период не следует рассчитывать на
наполнение объемов финансирования
фондов и программ поддержки МП за
счет доходов от приватизации. В
то же время нецелесообразно
Необходимо обратить внимание на то, что в Законе N 88-ФЗ дан закрытый перечень источников фондов и основных направлений их деятельности. Высказывалось мнение, что внебюджетные источники формирования средств фондов должны быть ограничены определенным кругом операций, главный критерий которых - минимальный риск*(334). Объясняется это тем, что попытка расширить круг таких источников может привести к нежелательным последствиям. Прежде всего повышается риск отвлечения средств от целевого предназначения, поскольку на практике трудно определить, действительно ли временно свободные средства направлены в доходные операции или отсутствие достойных предложений по кредитам только предлог для дополнительных "заработков". Если главным становится извлечение собственной прибыли, то фонд превращается в обычную кредитную организацию и весь смысл его создания сводится к нулю.
С операциями по выделению
и использованию бюджетных
На базе генерального банка-агента фонда "Межэкономсбербанк" предполагалось создание "специализированной банковской системы поддержки малого бизнеса". Но банк весь риск и ответственность за возврат денег в бюджет переложил на коммерческие банки, выдающие кредиты предпринимателям в регионах. В то же время на счете генерального банка-агента постоянно находились значительные средства на эти цели. В связи с этим возникали проблемы "целевого" использования средств, направляемых в ФФПМП.
Данное обстоятельство стало
одной из причин внесения изменений
и дополнений в БК РФ, в результате
которых финансирование фондами
субъектов МП столкнулось с новой
проблемой. БК РФ (в ред. от 5 августа
2000 г.) запретил передавать бюджетные
средства фондам ПМП, что создало
препятствия в реализации мер
финансовой поддержки МП. Закон N 88-ФЗ
(п. 1 ст. 8) вступил в противоречие
с БК РФ, поскольку предусматривает,
что ФПМП создается путем
Противоречие Закона N 88-ФЗ с БК РФ по вышеуказанному вопросу устранено упомянутым ранее законом N 122-ФЗ. С введением его с 1 января 2005 г. ст. 8 Закона N 88-ФЗ утратила силу. Данная статья содержит положения не только о ФФПМП, но и о региональных и муниципальных фондах, а значит, они, по смыслу указанного закона, тоже должны быть ликвидированы. Однако по заявлениям официальных лиц, участвующих в разработке законопроекта о малом предпринимательстве, ликвидации подлежит только ФФПМП, а региональные и муниципальные фонды ПМП сохраняются*(335).
В настоящее время в
большинстве регионов России созданы
фонды поддержки МП. Учредителями
региональных фондов являются государственные,
кооперативные и иные предприятия
и объединения, всевозможные организации,
физические лица. Принципы взаимодействия
региональных фондов поддержки МП с
региональными органами исполнительной
власти построены на основе соглашений,
в которых регламентировано распределение
рисков и ответственности за эффективность
финансирования региональных программ.
Юридической основой соглашений
является документально оформленное
гарантирование администрациями регионов
и региональными
Однако имеется ряд
трудностей и недостатков в распределении
и использовании
Можно выделить следующие
формы государственной
- субвенции и субсидии;
- бюджетные кредиты, займы, ссуды;
- государственные и
Информация о работе Органы государственной поддержки малого предпринимательства