Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:19, доклад
Согласно результатам опроса, чаще всего пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием*(321). По мере его улучшения доля фирм, претендующих на помощь государства, уменьшается. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение оценивалось как хорошее или удовлетворительное, - шестая часть малых предприятий. Данная статистика свидетельствует о том, что последней надеждой экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства. Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятия-"аутсайдеры" действительно обладают перспективными бизнес-проектами или бизнес-идеями.
Органы государственной поддержки малого предпринимательства
В России необходимость государственной поддержки МП понимается далеко не всемиВ целом ряде теоретических концепций поддержка МП (впрочем, как и других секторов экономики) рассматривается как вредное явление, нарушающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования*(320).
Согласно результатам
опроса, чаще всего пытаются получить
бюджетное финансирование малые
предприятия с
В целом, в поддержке нуждаются как слабые, так и сильные малые предприятия. Первых надо поддерживать, чтобы не пополнять ряды безработных, увеличивая социальную напряженность и трансфертную нагрузку на бюджет. Вторых - чтобы наращивать потенциал малого бизнеса, создавая "точки роста". Кому помогать в первую очередь, сильным или слабым, следует решать, исходя из специфики региона, отрасли и, в немалой степени, из объема средств, выделенных на поддержку малых предприятий.
Само понятие "помощь"
подразумевает поддержку
С середины 90-х гг. XX в. сложилась
ситуация, при которой в сферах
торговли, общественного питания
и некоторых иных видах деятельности
предпринимательство
Исходя из мирового опыта,
государственная поддержка
Например, отличительной чертой системы государственной поддержки МП в Японии является временный характер мер по развитию приоритетных направлений в бизнесе*(322). Устанавливаемые на год и более приоритеты могут впоследствии изменяться. Подобная стратегия позволяет сконцентрировать внимание частного сектора на "точках роста" в экономике и быстрыми темпами достигать ощутимых результатов. Такой подход необходим и в нашей стране.
В России в условиях постоянного
дефицита финансовых ресурсов для местной
администрации крайне важно оценить,
какие направления развития малого
бизнеса действительно
Весьма интересен тот
факт, что количество малых предприятий
выросло более чем в три
раза за период 1991-1994 гг., причем тогда
система поддержки МП отсутствовала.
Получается, что в нашей стране
малый бизнес быстрее развивается
без помощи государства. Скорее это
свидетельствует о том, что система
государственной поддержки
В настоящее время можно
говорить о наличии отдельных
элементов системы
- организационно-
- налогово-управленческая;
- имущественная;
- финансово-кредитная.
Самой обременительной для
государственного бюджета и одновременно
самой привлекательной для
В данной книге будут рассмотрены только финансово-кредитные формы государственной поддержки МП ввиду их особой значимости.
Сведение государственной
поддержки только к прямой финансовой
поддержке или налоговому стимулированию
не столько развивает
В настоящее время в нашей стране нет специального государственного органа, призванного осуществлять поддержку МП. Первоначально эту обязанность взял на себя Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Однако этот комитет не был в достаточной мере специализированным органом управления, четко ориентированным на содействие развитию МП.
В марте 1992 г. была предпринята
попытка создать
В июне 1995 г. был образован единый орган, корректирующий усилия по поддержке МП России, - Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. До этого времени вопросами поддержки МП занималось множество министерств и комитетов, что порождало на практике параллелизм и дублирование при исполнении тех или иных функций.
В ходе очередной реорганизации Правительства РФ, произошедшей в начале 1999 г., Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства был упразднен, а его функции возвращены Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (МАП)*(323). На первый взгляд такая мера могла показаться эффективной, поскольку существует тесная взаимосвязь между антимонопольной политикой, усилением конкурентных начал в экономике и развитием предпринимательства. Однако с точки зрения узкоспецифических интересов малого бизнеса данная мера оказалась малополезной, поскольку подменялись специфические механизмы и меры поддержки МП методами антимонопольного регулирования, а эти два комплекса методов государственного регулирования далеко не тождественны.
Непосредственное исполнение
государственной политики поддержки
МП возлагалось на территориальные
управления МАП*(324), которые осуществляли
также множество иных функций: борьба
с монополистической
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" МАП упразднено. Его функции переданы Федеральной антимонопольной службе, за исключением функций в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса. В указе ничего не сказано о том, какому органу передается функция поддержки МП.
Вышеназванный указ явился следствием продолжения административной реформы, затрагивающей интересы предпринимательства в целом и малого бизнеса в частности. Можно выделить следующие основные положения данной реформы, касающиеся МП:
- разграничение между
разными государственными
- перенос "центра тяжести"
в ресурсной поддержке малого
предпринимательства с
До 1 января 2005 г. основным государственным
органом, призванным осуществлять финансовую
поддержку МП, являлся федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства
(ФФПМП). Постановлением Совета министров
от 1 апреля 1993 г. N 268 "О фонде поддержки
предпринимательства и развития
конкуренции"*(326) при Госкомитете
РФ по антимонопольной политике и
поддержке новых экономических
структур был образован Фонд поддержки
предпринимательства и развития
конкуренции. Затем он был преобразован
в ФФПМП Постановлением Правительства
РФ от 4 декабря 1995 г. N 1184 "О федеральном
фонде поддержки малого предпринимательства"*(327),
что привело к существенному
расширению полномочий последнего. Фонд
освободился от налогообложения
на прибыль. Более четко обозначились
его функции как структуры
поддержки именно малого бизнеса. Если
раньше этот фонд являлся яблоком
раздора различных
Помимо федерального ФПМП в стране создавалась и ныне действует широкая сеть региональных (около 70) и муниципальных (около 120) ФПМП*(328). Правовой статус фондов регулируется ст. 8 Закона N 88-ФЗ: "Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства".
Многие региональные фонды возникли гораздо раньше принятия ГК РФ. Данные фонды создавались на основе Постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78 "Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР"*(329), впоследствии утратившего силу. Понятие "фонд" тогда означало некий финансовый институт, аккумулирующий финансовые ресурсы и оказывающий соответствующие услуги МП. Ныне отмененная ст. 8 Закона N 88-ФЗ устанавливала, что в уставном капитале федерального, региональных и муниципальных фондов участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет не менее 50%. Согласно ст. 118 ГК РФ фонд - некоммерческая организация, не имеющая уставного капитала. Любое имущество, переданное фонду, становится собственностью фонда. Таким образом, Закон N 88-ФЗ противоречил ГК РФ, хотя и принимался после его утверждения.
Если исходить из того, что фонд - это не организационно-правовая форма некоммерческой организации, закрепленная в ГК РФ, а "самоназвание" финансовой структуры, то возможны различные подходы к его форме. Организационно-правовая форма региональных фондов разнообразна: государственное учреждение, государственное унитарное предприятие, некоммерческая организация, общественное объединение, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество. Функционирование фондов в рамках каждой из этих форм имеет свою характеристику*(330).
1. Фонд как некоммерческая
организация - "учреждение", собственником
которого является Российская
Федерация, субъект РФ или
Информация о работе Органы государственной поддержки малого предпринимательства