Организация предприятия по франчайзинговому типу

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить, что представляет собой франчайзинг, его особенности, виды, преимущества и недостатки для всех сторон. Для этого будут решены следующие задачи:
-Рассмотрены теоретические аспекты системы франчайзинговых отношений;
-Предоставлен проект франчайзинговых отношений, для более углубленного изучения системы;
-Подведены итоги.

Содержание

Введение ..3
1. Теоретические аспекты системы франчайзинговых отношений………………...4
1.1 Виды франчайзинга……………………………………………………………....5
1.2 Преимущества и недостатки франчайзинга .7
1.3 Франчайзинговый договор………………………………….…….………….….15
2. Организация предприятия по франчайзинговому типу ……………………….…22
2.1 Условия сотрудничества……………………………………..…………….........23
2.2 Анализ предприятий, функционирующих в городе Набережные Челны..…..24
2.3 Расчет окупаемости инвестиций франчайзи……..……………….……….…...29
Заключение……………………………………………………………….……..……...30
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по организации управления ТП.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

    Содержание

Введение ..3

    1. Теоретические аспекты системы франчайзинговых отношений………………...4

   1.1 Виды  франчайзинга……………………………………………………………....5

   1.2 Преимущества и недостатки франчайзинга .7

   1.3 Франчайзинговый договор………………………………….…….………….….15

2. Организация предприятия по франчайзинговому типу ……………………….…22

   2.1 Условия сотрудничества……………………………………..…………….........23

   2.2 Анализ предприятий, функционирующих в городе Набережные Челны..…..24

   2.3 Расчет окупаемости инвестиций франчайзи……..……………….……….…...29

Заключение……………………………………………………………….……..……...30

Список используемой литературы…………………………………….………..…… 31

Приложение

 

     Введение

    В России франчайзинг только начинает набирать обороты, но примеры его  удачного внедрения на нашем потребительском  рынке уже есть. Отечественные торговые сети активно используют элементы франчайзинга для организации фирменной торговли. Интерес к применению франчайзинговых схем на российском рынке сейчас явно нарастает. В период с 1995 по 1999 год на российском рынке существовало всего 22 франшизных системы, в 2000-2001 гг. их число увеличилось на 30, а в 2002 году появилось более 40 новых систем, в 2003 более 70. Точной статистики о том, сколько сегодня франчайзинговых сетей функционирует в нашей стране, не существует. По одним подсчетам - порядка тысячи, по другим - 300-600. По оценкам Торгово-промышленной палаты России, количество реально действующих франчайзинговых «семей» не превышает 150, из них успешны не более сорока. Пока подавляющее большинство франчайзинговых проектов, реализуемых в России, - иностранного происхождения. Соотношение сейчас примерно 8-10 к одному, однако в течение ближайших нескольких лет оно может измениться в пользу «наших». Уже сейчас список успешных зарубежных и столичных франчайзоров пополняют региональные игроки. Это свидетельствует о том, что франчайзинг наиболее актуален в наше время и намерен укреплять свои позиции.[12]

    Цель  данной курсовой работы изучить, что  представляет собой франчайзинг, его  особенности, виды, преимущества и недостатки для всех сторон. Для этого будут решены следующие задачи:

      -Рассмотрены теоретические аспекты системы франчайзинговых отношений;

      -Предоставлен проект франчайзинговых отношений, для более углубленного изучения системы;

      -Подведены итоги.

      В данной курсовой работе будут использованы различные источники информации: учебные пособия, интернет-сайты, статьи.

 

    1. Теоретические аспекты системы франчайзинговых отношений

    Франчайзинг – форма длительного коммерческого  сотрудничества фирм, в котором одна компания передает право на продажу своих товаров, услуг и прочее другой, с использованием торговой марки, фирменного дизайна, ноу-хау, деловой репутации, маркетинговых технологий.

    Франчайзер  – компания – владелец прав на франшизу. Франчайзер на основании договора коммерческой концессии передает право пользования своим товарным знаком, операционными системами, ноу-хау другой компании.

    Франчайзи – компания или предприниматель, приобретающий у Франчайзера  исключительное право на ведение  коммерческой деятельности от его имени  и под его торговым знаком.

    Договор коммерческой концессии (Франчайзинговый  договор, Франшизное соглашение) –  договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д.

    Интеллектуальная  собственность (ноу-хау) – конфиденциальная техническая, коммерческая и иная информация Франчайзера, обладающая коммерческой ценностью, а также различные производственные и предпринимательские навыки Франчайзера и опыт их применения, передающиеся Франчайзи на условиях подписанного Договора коммерческого концессии.

    Торговый  знак – отличительный знак, символ или марка, используемая предприятием для самоидентификации, являющаяся официально зарегистрированной на территории всей страны.

      Паушальный взнос – единовременное  вознаграждение Франчайзера за  право использования Торгового  знака, стандартов и ноу-хау  Франчайзера, оказание консультационной поддержки на этапе подготовки франшизной точки.

    Роялти  – периодические выплаты Франчайзеру  со стороны Франчайзи за продолжительное  использование им Торгового знака, стандартов и ноу-хау Франчайзера, оказание консультационной и иных форм поддержки Франчайзи со стороны Франчайзера.

    Сертифицированный поставщик – поставщик сырья, аксессуаров, запасных частей или комплектующих, который соответствует требованиям  Франчайзера по качеству своей продукции.

    Учебник – руководство по осуществлению деятельности, которое получает Франчайзи при вступлении в единую Франчайзинговую систему, содержащее описание правил, стандартов, процедур и рекомендации по запуску и ведения бизнеса в рамках единой Франчайзинговой системы.

1.1 Виды  франчайзинга

    Важным  составным  элементом  успеха является  четкое  и полное  знание  предпринимателем    сущности   франчайзинга, его  разновидности,  структуры,  преимуществ  и  возможных  рисков при  его использовании.

    Существуют  три  основных  вида франчайзинга.

    1. Товарный франчайзинг;
    2. Производственный франчайзинг;
    3. Деловой франчайзинг или франчайзинг бизнес формата.

    Товарный  франчайзинг представляет собой  продажу товаров, производимых франчайзором под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание («Эконика обувь», «Красный куб»).

    Этот  вид деятельности, подразумевает  приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с  ее торговой маркой. В этом случае франчайзи  покупает у франчайзора товары и  после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.

    Производственный  франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным  или региональным заводам сырье  для изготовления (например, завод  по разливу безалкогольных напитков).

    Мелкая  фирма здесь не просто выступает  под торговой маркой франчайзора  и реализует его продукцию  и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной  корпорации, выполняя равные с ней  требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия. 

    Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата».  При этом способе  франчайзор продает лицензию частным  лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков  или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора.

    Таким образом, это франчайзинг на вид  деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный  цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма  продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора. Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги . При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора.

 

     1.2 Преимущества и недостатки франчайзинга

     Зачем франчайзору продавать права  на свой бизнес? Зачем франчайзору  утрачивать в какой-то степени контроль над своим бизнесом для того, чтобы  привлечь франчайзи? Почему франчайзор вовлекает в свой бизнес людей, которые  ничего о нем не знают? Существует большое количество подобных вопросов о том, почему же все-таки франчайзор хочет развивать франшизу. У франчайзи в свою очередь тоже возникает много вопросов связанных с инвестированием во франчайзинговое предприятие. Ответ простой - преимущества.

     Франчайзор - это человек, который смог создать работающий бизнес. Это бизнес, который приносит ему хорошую прибыль. Такая модель бизнеса должна легко поддаваться успешному повторению. Это означает, что возможно открывать еще больше предприятий, работа которых строилась бы по такой же модели, как и бизнес франчайзора. Бизнес франчайзора всегда имеет определенный проверенный рынок потребителей и ценную репутацию.

     После того, как бизнес своим успехом  доказал свою жизнеспособность, основатели желают развивать это дело. Здесь возникает два пути: развивать дело, инвестируя прибыль или создавать франчайзинговую систему. При создании и развитии франчайзинговой системы, ее основатели будут рассматривать пять позиций:

  1. Франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса. Если компания стремится к развитию на региональном, национальном или международном уровне, то потребуются дополнительные вложения на программу развития. Эти фонды можно создать с помощью франчайзи. Франчайзи делают первоначальный взнос, приобретая полный франчайзинговый пакет. Подписав дополнительно несколько франчайзинговых договоров с франчайзи, франчайзор сможет продавать им другие услуги по управлению (менеджменту), такие, как особая поддержка по консалтингу и маркетингу. Обе сделки (первоначальная продажа франшизы и продажа специальных услуг) служат дополнительным источником дохода для франчайзора
  2. Франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых франчайзором. Все работающие франчайзи ежемесячно платят франчайзору за предоставление услуг. Часть этих денег идет на предоставление услуг по поддержке франчайзи этой системы (обучение персонала, консультанты и т.д.).
  3. Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке. Увеличение количества выплачиваемых взносов позволяет франчайзору быстро и эффективно развиваться на рынке. Именно франчайзи приносят на новый рынок имя франшизы. Каждый отдельный франчайзор получает огромные преимущества на всем рынке потому, что франчайзи, быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции в развитие этого бизнеса в новых городах, создают широкую сеть бизнеса, на развитие которой у франчайзора никогда не хватило бы денег.
  4. Франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах. С открытием новых предприятий потребители больше узнают о продукте и услугах. Это очень важно, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг. Многочисленные франчайзинговые предприятия на специфичном рынке открывают экономный доступ к рекламе в средствах массовой информации, что делает франчайзинг известным среди большего числа потребителей. Использование рекламы приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии франчайзинговой системы.
  5. Успех франчайзинговой системы при создании новых бизнес концепций. Успех франчайзинговой компании во многом зависит от проверенности и прибыльности бизнес концепции. Франчайзор развивает свою концепцию бизнеса и доказывает ее прибыльность на примере своих собственных магазинов. Франчайзор разделяет свой опыт со всеми франчайзи системы, предоставляя им возможность вести свой бизнес так же успешно. Поэтому, если компания хочет узнать, возможно ли превратить их бизнес в успешную франшизу, они должны просто посмотреть насколько успешно прошло такое превращение в другом, похожем бизнесе. [1. c 37]
  6. Все материалы и поддержка, предоставляемая франчайзорами индивидуальным франчайзи, предназначены для поддержки и усиления значимости франшизы. В списке таких преимуществ можно было бы перечислить: материалы, обучение и консалтинг. Но, если смотреть шире, то самым большим преимуществом являются отношения между франчайзором и франчайзи.
  7. Франчайзинг означает, что у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками. Когда франчайзи дает свое согласие вкладывать деньги во франчайзинговое предприятие, он все равно остается независимым владельцем бизнеса. Эта независимость означает, что его никогда не уволят с этой работы. Франчайзи получает профессиональную поддержку от франчайзора. Такая поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели. Франчайзор остерегает франчайзи от принятия неправильных решений, которые могли бы повредить или вообще разрушить его предприятие.
  8. Франчайзинг - это быстрое и эффективное начало бизнеса. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедится в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзора.
  9. Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса. Франчайзи всегда имеет возможность стать специалистом в новом бизнесе, не затрачивая годы на обучение в школе бизнеса или просто работая в этой области. Эти знания приходят непосредственно из специальных программ обучения и программ по развитию системы управления, которые франчайзор передает всем новым франчайзи и ключевым работникам. Еще за долго до открытия нового бизнеса, франчайзор и франчайзи должны проработать друг с другом некоторое время. Вместе они должны достаточно поработать над формированием навыков франчайзи с тем, что бы иметь все шансы на успешное ведение бизнеса.
  10. Франчайзинг означает постоянную поддержку. После открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзора по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Если возникают проблемы, то их первой задачей будет проверить все предоставленные материалы и пособия. Но однако могут возникать и специфические проблемы. В этом случае франчайзи может позвонить франчайзору и обратиться за помощью. Именно потому, что существует такая связь между франчайзором и франчайзи, проблемы франчайзи могут быть решены с помощью опытного франчайзора. Когда независимый предприниматель начинает развивать собственный бизнес, он должен сам найти способ решения проблем и открыто смотреть на вероятность совершения дорогостоящих ошибок.
  11. Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзора. При выполнении франчайзингового договора, франчайзи получает полномочия от франчайзора на использование торгового знака франчайзора. Только франчайзи, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзора. Поэтому, если вы владеете франшизой McDonald’s, вы пользуетесь правом на владение названием фирмы, которое дает вам мгновенное узнавание на рынке как бизнеса, работающего на международной арене с международным франчайзором. К моменту открытия ресторана, все в округе уже знают, что он будет предоставлять услуги на высоко профессиональном уровне. В отличие от вас индивидуальный предприниматель должен с самого начала думать не только о продажах, но прежде всего о том, чтобы создать хорошую репутацию никому неизвестной фирмы. Франчайзи же покупает себе репутацию вместе с покупкой франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не будет иметь доступ к известному всему миру имени, а франчайзи сразу пользуется именем своего франчайзора уже получившего всеобщее признание.
  12. Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Франчайзор определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом его территория всегда остается более открытой для конкурентов. [1, c48]

   Как бизнес концепция франчайзинг всегда предлагает много преимуществ и для франчайзи, и для франчайзора. Но есть и недостатки. Когда вы обращаетесь к франчайзингу необходимо рассматривать и преимущества, и недостатки. Вот что нужно принять во внимание обеим сторонам.

  1. Невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы. Франчайзинговый договор определяет природу отношений между франчайзором и франчайзи. Франчайзинговый договор предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи. Эти положения предусматривают невозможность для франчайзора расторгнуть контракт с франчайзи. Но вместе с тем такие положения осложняют вывод из системы франчайзи, который не выполняет законов франчайзингового бизнеса.
  2. Франчайзи не являются работниками франчайзора. Франчайзи являются независимыми владельцами бизнеса. Даже при наличии франчайзингового договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своем бизнесе.
  3. Влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий. Многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему.
  4. Недоплата или выплата взносов с опозданием. Франчайзоры устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии. Франчайзи обязаны предоставлять отчет об общей сумме продаж франчайзору для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзору.
  5. Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющихся интеллектуальной собственностью франчайзора. Эти принципы бизнеса представляют собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзора. И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно это случается. Франчайзору сложно с этим бороться, поэтому если ему не удается выработать эффективные меры, то вся франчайзинговая система может сильно пострадать.
  6. Выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи. Франчайзи может считать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком большие ограничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзором он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзору.

Информация о работе Организация предприятия по франчайзинговому типу