Организация и ведение налогового учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение налогообложения сельскохозяйственной кредитной кооперации и сельских кредитных товариществ.
В ходе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение сельских кредитных товариществ;
2. Подробно рассмотреть особенности налогообложения сельских кредитных кооперативов ;
3. Изучить организацию и ведение налогового учета;

Содержание

1. Организация бухгалтерского учета в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах: общие вопросы
1.1 Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив -
как субъект учетной работы.
1.2 Учетная политика в нормативном регулировании бухгалтерского
учета.
2.Особенности налогообложения сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
2.1 Налоги и сборы подлежащие уплате сельскохозяйственными кредитными кооперативами.
2.2 Специальные налоговые режимы.
3. Организация и ведение налогового учета.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

              СКПК может перейти на Упрощенную систему налогообложения.

Для перехода на УСН нет дополнительных ограничений, кроме общих для всех организаций. Так, кооператив не может применять УСН,  если он имеет филиалы или представительства;  если  средняя  численность  его  работников  в  отчетном (налоговом) периоде превышает 100 человек; если стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета превышает 100 млн. рублей (ст. 346.12., п.2); если  его  годовой  доход (до  вычета  расходов)  превышает  20 млн.  рублей (ст.  346.13., п.4).

              Согласно  п.3,  статьи  4  Федерального  закона «О  бухгалтерском учете»,  организации,  перешедшие  на  упрощенную  систему  налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и ведут учет доходов и  расходов  в  порядке,  установленном  главой  26.2  Налогового  кодекса  Российской Федерации.  А  учет  основных  средств  и  нематериальных  активов  -  в  порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Согласно  же  ст.2  закона  о  сельскохозяйственной  кооперации,  члены

кооператива  имеют  право  на  доступ  к  информации  о  деятельности  кооператива. При этом  информация  о  деятельности  кооператива  в  налоговом  учете  в  полной  мере отражена быть не может (суть налогового учета – в отражении данных, необходимых для  определения  налогооблагаемой  базы).  Кроме  того,  по  итогам  финансового  года

кооператив должен распределять полученную прибыль или полученный убыток между своими  членами.  При  этом  финансовый  результат  деятельности  кооператива определяется по данным бухгалтерского  учета[13]. Таким образом, при переходе на УСН СКПК  не  может  воспользоваться освобождением  и  должен  продолжать  ведение бухгалтерского (финансового)  учета в полном объеме.

 

3. Организация и ведение налогового учета.

 

              Согласно гл. 25 НК РФ Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом.

              Налоговый  учет  осуществляется  в  целях формирования  полной  и  достоверной информации  о  порядке  учета  для  целей  налогообложения  хозяйственных  операций, осуществленных  налогоплательщиком  в  течение  отчетного (налогового)  периода,  а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью  исчисления,  полнотой  и  своевременностью  исчисления  и  уплаты  в

бюджет налога. 

              Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и применяется  последовательно  от  одного  налогового  периода  к  другому.  Порядок ведения  налогового  учета  устанавливается  налогоплательщиком  в  учетной  политике для  целей  налогообложения,  утверждаемой  соответствующим  приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. 

              Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в  целях  налогообложения  осуществляется  налогоплательщиком  в  случае  изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

              Впервые понятие налогового  учета  разработано  в  гл.  25 НК  для целей  расчета налоговой базы по налогу на прибыль. Однако, можно говорить о том, что фактически налоговый  учет  осуществляется  так  же  в  целях  расчета  налога  при  применении упрощенной системы налогообложения.

              Налоговый  учет  ведется  на  основании  первичных  документов  бухгалтерского учета.  В  случае  если  в  регистрах  бухгалтерского  учета  содержится  достаточно информации  для  определения  налоговой  базы,  вести  самостоятельные  регистры налогового  учета  не  обязательно.  В  противном  случае  налогоплательщик  вправе самостоятельно  дополнять  применяемые  регистры  бухгалтерского  учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. 

              В НК РФ даются следующие определения: 

              Аналитические регистры налогового учета  - сводные формы систематизации

данных  налогового  учета  за  отчетный (налоговый)  период,  без  распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

              Данные  налогового  учета  -  данные,  которые  учитываются  в  разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

              Данные налогового учета должны отражать:

-  порядок формирования суммы доходов и расходов, 

-  порядок  определения  доли  расходов,  учитываемых  для  целей

налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, 

-  сумму  остатка  расходов (убытков),  подлежащую  отнесению  на  расходы  в следующих налоговых периодах,

-  порядок формирования сумм создаваемых резервов, 

-  сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу[14].

-  Подтверждением данных налогового учета являются: 

-  первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); 

-  аналитические регистры налогового учета;

-  расчет налоговой базы.

              Содержание  данных  налогового  учета (в  том  числе  данных  первичных документов) является налоговой тайной. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

-  наименование регистра;

-  период (дату) составления;

-  измерители  операции  в  натуральном (если  это  возможно)  и  в  денежном выражении;

-  наименование хозяйственных операций;

-  подпись (расшифровку  подписи)  лица,  ответственного  за  составление

указанных регистров. 

              Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

              Регистры  налогового  учета  ведутся  в  виде  специальных  форм  на  бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров  налогового  учета  и  порядок  отражения  в  них  аналитических  данных налогового  учета,  данных  первичных  учетных  документов  разрабатываются налогоплательщиком  самостоятельно  и  устанавливаются  приложениями  к  учетной политике организации для целей налогообложения.

              Таким образом, бухгалтер самостоятельно определяет – вести налоговый учет отдельно  или  в  тех  же  регистрах,  что  и  бухгалтерский.  Во  втором  случае  может возникнуть  необходимость  добавить  некоторые  реквизиты.  Например,  в  регистр  по учету  расходов  можно  добавить  столбик (строчку) «в  том  числе  –  для  целей налогообложения»,  где будет отражена  только  та сумма расходов, которая уменьшает налогооблагаемую  базу.  А  в  регистре  учета  финансовых  результатов  –  добавить реквизиты: «убытки  предыдущих  налоговых  периодов,  перенесенные  на  текущий

налоговый период» и «убыток  текущего  года, переносимый на  следующие налоговые периоды».

              В  случае,  если  налоговый  учет  ведется  в  отдельных  учетных  регистрах, кооператив  должен  самостоятельно  разработать  эти  регистры,  оформить  их  как приложение к учетной политике для целей налогообложения. 

              Правильность  отражения  хозяйственных  операций  в  регистрах  налогового учета  обеспечивают  лица,  составившие  и  подписавшие  их.  При  хранении  регистров налогового  учета  должна  обеспечиваться  их  защита  от  несанкционированных исправлений.  Исправление  ошибки  в  регистре  налогового  учета  должно  быть обосновано и подтверждено подписью  ответственного  лица,  внесшего исправление,  с указанием даты и обоснованием внесенного исправления[15].

              В  налоговом  учете  для  отражения  хозяйственных  операций  по  получению доходов (осуществлению  расходов)  организация  вправе  применять  либо  метод начисления, либо кассовый метод. Статья 273 НК РФ разрешает применение кассового метода, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.  Статья  38 НК  РФ  дает  определение  товара,  работы  и  услуги,  а  статья  39  – понятие реализации. Заем в денежной форме не имеет признаков товаров, работы или услуги,  а  передача  и  получение  займов  не  имеют  признаков  реализации.  Поэтому СКПК, которые получают доходы только от предоставления займов, имеют право для применения  в налоговом  учете  кассового метода. В  этом  случае  доходы  и  расходы  в налоговом учете отражаются в момент поступления средств (например – в день уплаты

процентов  по  выданным  займам),  а  расходы  –  в  момент  фактического  погашения обязательств (например – в момент выплаты процентов, начисленных по привлеченным займам).

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

              Изучение и обобщение опыта создания и функционирования системы сельской кредитной кооперации  позволило разработать и предложить основные концептуальные аспекты организация и ведения бухгалтерского и налогового учета:

 

              1. Определено место кооперативного финансового учета в системе бухгалтерского учета, учитывающее влияние кооперативной философии и основных кооперативных принципов организации кредитных кооперативов.

 

              2. Раскрыта противоречивость и тенденции формирования законодательного обеспечения деятельности сельских кредитных кооперативов. Выявлена несформированность полноценной системы ведения бухгалтерского учета и отчетности, являющаяся следствием отсутствия полноценной нормативной базы.

 

              3. Углублены методологические основы и уточнен терминологический аппарат учетно-финансовых понятий, учитывающих специфику деятельности сельских кредитных кооперативов. Для целей бухгалтерского учета обобщены понятия поступлений и выплат, доходов и расходов в сельском кредитном кооперативе, определена схема покрытия затрат и понятие прибыли применительно к сельским кредитным кооперативам.

 

              4. В условиях отсутствия нормативно-законодательного обеспечения учетно-финансовой деятельности некоммерческого микрофинансового института — СКПК - разработана концепция учетного обеспечения деятельности, выраженная в системе условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о финансовой деятельности СКПК и осуществлении контроля за рациональным использованием ресурсной базы.

 

              5. Усовершенствованы подходы к формированию учетной политики как методологической основы построения системы бухгалтерского учета в сельском кредитном кооперативе. Предложены организационно-технические положения учетной политики с учетом специфики сельской кредитной кооперации: авторские разработки учетных регистров, рабочего плана счетов и типовых корреспонденции счетов финансово-хозяйственной деятельности СКПК. Принимая во внимание специфику сельской кредитной кооперации, разработана технология обработки учетной информации, система внутрикооперативного контроля и инвентаризаций специфических активов и пассивов кредитного кооператива. Определены критерии оценки возможности использования программных продуктов в организации бухгалтерского учета в СКПК. Выработаны методологические основы формирования учетной политики сельского кредитного кооператива, способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на данные бухгалтерской и налоговой отчетности. В силу отсутствия законодательно утвержденных правил ведения бухгалтерского учета в СКПК существенными определены основные учетные аспекты ссудосберегательной деятельности. В разработанной учетной политике отражаются: организация первичного учета займов и сбережений; документальное оформление займов и сбережений[16] в регистрах аналитического и синтетического учета; корреспонденции счетов бухгалтерского учета займов, целевых компенсационных поступлений (взносов) по ним, сбережений, целевых компенсационных выплат по ним; методики начисления и налогообложения целевых компенсационных поступлений (взносов) и целевых компенсационных выплат; механизмы контроля правильности и своевременности бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций. Определены подходы к формированию налоговых аспектов учетной политики СКПК при осуществлении основной и неосновной уставной деятельности по видам операций.

 

              6. В соответствии с действующим налоговым законодательством рассмотрена система налогообложения доходов пайщиков сельского кредитного кооператива и налогообложения прибыли, полученной кооперативом от перепродажи заемных финансовых ресурсов, реализации обеспечений невозвращенных займов и прочим операциям. Предложены методики расчета налога на доходы физических лиц - пайщиков от размещения сберегательного взноса в доверительное управление СКПК, расчета налога на доходы физических лиц — пайщиков, полученных в виде материальной выгоды от платы за заемные средства. В качестве регистра налогового учета в сельском кредитном кооперативе предложен Расчет налогооблагаемой базы по внешнему заимствованию СКПК. Разработаны корреспонденции счетов налогового учета реализации обеспечения невозвращенных займов в соответствии с рабочим планом счетов сельского кредитного кооператива.

 

              7. Разработана система отчетных показателей сельского кредитного кооператива для целей оперативного и стратегического управления. Выработаны требования к содержанию статей бухгалтерского баланса и пояснительной записки к бухгалтерской отчетности с учетом специфики кредитной кооперации и предложена принципиальная схема группировки финансовых и хозяйственных средств и источников их образования в бухгалтерской отчетности СКПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных  источников.

 

1.      Налоговый кодекс РФ. Часть II. Официальный текст. М.: Кодекс, 2011.- 144 с.

2.      Гражданский Кодекс РФ. Часть первая и вторая. Официальный текст. М.: Кодекс, 1996. - 496 с.

3.      Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995г. № 193-ФЗ. М.: «Ось-89». 1996-48с.

4.      Закон РФ «О банках и банковской деятельности РСФСР» от 13 декабря 1991г. № 2030-I.

5.      Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 11 июля 1997г. № 97-ФЗ и от 28 апреля 2000г. №54-ФЗ). Российская газета за 17.07.1997 №136.

6.      Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» от 7 августа 2001г. № 117-ФЗ.

7.      Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах. Утверждены Минсельхозпродом РФ 20.07.00 г.

8.      Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 №60 н. // Консультант. 1999. - №5. - с. 97.

Информация о работе Организация и ведение налогового учета