Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству

Содержание

Введение 2
1. Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии 5
2.Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета на малых предприятиях 8
3.Автоматизация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 16
Заключение 27
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Организая бухгалтерского учета на малых предприятиях.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

4. Потенциальные  возможности усиления контроля  со стороны администрации. Компьютерные  системы дают в руки администрации  широкий набор аналитических  средств, позволяющих оценивать  и контролировать деятельность  фирмы. Наличие дополнительного  инструментария обеспечивает укрепление системы внутреннего контроля в целом и, таким образом, снижение риска его неэффективности. Так, результаты обычного сопоставления фактических значений коэффициента издержек с плановыми, а также сверки счетов поступают к администрации более регулярно при компьютерной обработке информации. Кроме того, некоторые прикладные программы накапливают статистическую информацию о работе компьютера, которую можно использовать в целях контроля фактического хода обработки операций бухгалтерского учета.

5. Инициирование  выполнения операций в компьютере. Компьютерная система может выполнять  некоторые операции автоматически,  причем их санкционирование не  обязательно документируется, как  это делается в неавтоматизированных  системах бухгалтерского учета, поскольку сам факт принятия такой системы в эксплуатацию администрацией предполагает в неявном виде наличие соответствующих санкций.

Для того, чтобы  эффективно провести автоматизацию, следует, в первую очередь, хорошо представлять себе что же такое автоматизированный бухучет. На первый взгляд все просто и даже такая постановка вопроса кажется несколько надуманной, потому что автоматизированный бухучет - это просто когда бухучет ведется на компьютере. Вот такое заблуждение и служит причиной большого количества неудачных попыток автоматизации. Следует осознать, что внедрение бухгалтерской программы эффективно только тогда, когда следствием внедрения является повышение эффективности и улучшение качества ведения бухучета на предприятии. Это может выражаться в:

- Упорядочение бухгалтерского учета. Если при бумажной бухгалтерии для получения какой-либо информации, например специфической выборки оборотов по субсчету счета №60, требовалось несколько часов работы, то на компьютере - нажал клавишу и выборка распечаталась.

- Увеличение  количества информации, получаемой  из бухучета. Раньше можно было увидеть аналитику по 41 счету только в каком-нибудь одном разрезе, сейчас, на компьютере - в нескольких.

- Снижение числа  бухгалтерских ошибок. Это очень важный фактор, если учитывать величину штрафов и пеней за сокрытие налогооблагаемых величин, причиной которого, как правило, являются именно бухгалтерские ошибки, а не некий злой умысел.

- Повышение оперативности  бухучета. Если раньше, при бумажном  бухучете, бухгалтера не поспевали за первичной документацией и делали проводки с опозданием, а квартальный и годовой отчет сдавался в последний момент, то сейчас это прекратилось.

- Повышение экономичности  бухгалтерского учета. Практика показывает, что во многих случаях, изменив применяющиеся на предприятии план и типовую корреспонденцию счетов, формы первичных документов и другие "подвластные" бухгалтерии параметры можно без использования различных рискованных схем уменьшить налогооблагаемые величины или, по крайней мере, передвинуть сроки и снизить частоту налоговых платежей.

- Другие факторы,  зависящие от специфики каждого  конкретного предприятия.

Не смотря на небольшой объем работы по ведению  бухгалтерского учета, автоматизация  позволяет грамотно организовать работу бухгалтерии, правильно оформлять первичные документы, вовремя осуществлять бухгалтерские проводки, без особого труда формировать бухгалтерскую отчетность.

1.3 Основные формы  бухгалтерского учета на малых  предприятиях

При разработке учетной политики малому предприятию необходимо установить систему учетных регистров для обобщения данных о хозяйственных операциях за отчетный период. Применение учетных регистров какой-либо из форм бухгалтерского учета устанавливается исходя из специфики деятельности малого предприятия, масштабов бизнеса.

Учетной политикой  может быть принята одна из следующих  форм бухгалтерского учета:

- единая журнально-ордерная  форма счетоводства для предприятий,  утвержденная письмом Минфина  СССР от 8 марта 1960 г. №63;

- журнально-ордерная  форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденная письмом Минфина СССР № 176;

- упрощенная  форма бухгалтерского учета согласно  приказа Минфина РФ от 21 декабря  1998 г. №64н «О типовых рекомендациях  по организации бухгалтерского  учета для субъектов малого предпринимательства»;

- автоматизированная  форма бухгалтерского учета с  применением бухгалтерской программы.

Малое предприятие  может использовать учетные регистры одной из перечисленных форм бухгалтерского учета.

В инструкции «По  применению единой журнально-ордерной формы счетоводства» сказано, что «… единая журнально-ордерная форма счетоводства разработана на основе единого плана счетов бухгалтерского учета и предназначена для применения во всех отраслях народного хозяйства (промышленность, строительство, снабжение, сбыт и др.).

Эта форма счетоводства основана на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический  и аналитический учет средств  и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета.

Накапливание  и систематизация данных первичных  документов производится в учетных  регистрах, которые дают возможность  отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции по использованию этих средства за отчетный месяц. Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно, как единый рабочий процесс. Журнал хронологической регистрации хозяйственных оборотов не ведется.

Записи в накопительные  регистры производятся в разрезе  показателей, необходимых для руководства и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, а также для составления бухгалтерской (финансовой и управленческой) отчетности.

Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, совместно в единой системе записей. Карточки аналитического учета могут быть заведены, в виде исключения, по некоторым видам расчетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов. Сохраняются инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета затрат на производство по калькулируемым объектам. В соответствии с этим оборотные ведомости составляются только по расчетам, по которым ведутся карточки аналитического учета. Сохраняются сортовые сальдовые ведомости по учету материалов, сортовые (сальдовые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий.

В единой журнально-ордерной форме счетоводства применяются, как  правило, два вида бухгалтерских  регистров: журналы-ордера и вспомогательные  ведомости.

В целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных, кроме указанных регистров, могут применяться специальные разработочные таблицы.

Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда требующиеся аналитические показатели сложно обеспечить непосредственно в журналах-ордерах. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера.

В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных  ведомостей положен признак регистрации  хозяйственных операций по синтетическим  счетам. Синтетические данные регистрируются по данным первичным документов только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами.

Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. Шахматная контрольная ведомость  или шахматный баланс не ведутся. Не составляется также баланс оборотов. Сальдовый баланс составляется по данным Главной книги с использованием в необходимых случаях отдельных показателей из учетных регистров.[25 c.36]

Исходя из принципов  регистрации учетных данных по кредитовому  признаку, записи по кредиту каждого  синтетического счета (в корреспонденции  с дебетуемыми счетами) производятся полностью в каком-либо журнале-ордере. Дебетовые обороты по соответствующему синтетическому счету выявляются в различных журналах-ордерах по мере регистрации в них записей по кредиту корреспондирующих с ним счетов. После перенесения итого выданных из всех журналов-ордеров в Главную книгу в ней выявляются данные по дебету каждого счета.

Дебетовые обороты  по счетам, по которым синтетический  и аналитический учет ведется  объединено, в единых регистрах, также  находят отражение в журналах-ордерах, предназначенных для регистраций записей по кредиту этих счетов. Журналы - ордера, в которых наряду с записями по кредиту определенных синтетических счетов ведется и аналитический учет, содержат два раздела: один - для записей операций по кредиту счета(собственно журнал-ордер), другой - для отражения показателей аналитического учета.

Журналы-ордера, как правило, построены таким  образом, что в них отражаются по экономическому содержанию операции, а также операции, счетно связанные  между собой. Поэтому некоторые журналы-ордера предназначены для отражения операций по кредиту нескольких синтетических счетов, одинаковых по своему экономическому содержанию. В этом случае для каждого из них в регистре отведен раздел или графа.

Для обеспечения  правильной группировки данных первичных документов в журналах-ордерах предусмотрена типовая корреспонденция по кредиту счетов и перечень показателей, необходимых для месячной, квартальной и годовой отчетности. В журналах-ордерах, предназначенных для синтетического и аналитического учета, кроме того, предусмотрены необходимые позиции (статьи) аналитического учета.

Таким образом. В основу построения единой журнально-ордерной формы счетоводства положены следующие  важнейшие её принципы:

- производство  записей в журналах-ордерах в порядке регистрации операций только по кредиту счета, в корреспонденции с дебетуемыми счетами;

- совмещение, как  правило, в единой системе записей  синтетического и аналитического  учета;

- отражение в  бухгалтерском учете хозяйственных  операций в разрезе показателей, требующихся для контроля и составления периодической и годовой отчетности;

- применение  объединенных журналов-ордеров по  счетам, счетно и экономически  связанных друг с другом;

- применение  регистров с заранее указанной  корреспонденцией счетов, номенклатурой статей аналитического учета, с показателями, требующимися для составления периодической и годовой отчетности;

- применение  месячных журналов-ордеров…» [13 c.87]

С развитием  рыночных отношений в стране начался  процесс реформирования национальной системы бухгалтерского учета. Учетные регистры бухгалтерского учета журнально-ордерной формы счетоводства были пересмотрены в соответствии с новыми принципами и правилами организации и ведения бухгалтерского учета.

Таблица 1

Порядок группировки счетов малым предприятием

Номер счета, на котором группируются операции Наименование  счета Номер счета, операции которого группируются
1 2 3
01 Основные средства 01,03.
10 Материалы 07, 10, 11.
20 Основное производство 20, 21, 23.
26 Общехозяйственные расходы 25, 26.
45 Товары отгруженные 45, 62.
48 Реализация  прочих активов 47,48.
51 Расчетный счет 51, 52, 55, 56, 57.
69 Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению 65, 69.
76 Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами 06, 09, 58, 61, 63, 64, 67, 68, 73, 75, 76, 97.
79 Внутрихозяйственные расчеты 78, 79.
88 Фонды социального  назначения 85, 86, 88, 96.
89 Резервы предстоящих  расходов и платежей 82,89.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях