Новые инструменты финансовых рынков (российский и международный опыт)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

В отличие от рынка ценных бумаг, на срочном рынке предприятия выстраивают систему защиты от рисков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Финансовые инструменты: сущность, виды, классификация……...6

1.1. Первичные финансовые инструменты…………………………………...13
Глава 2. Производные финансовые инструменты……………………………20
2.1. Фьючерсные контракты и форварды……………………………………...22
2.2. Опционы…………………………………………………………………….25
2.3. Свопы………………………………………………………………………..29
Глава 3. Cтратегия развития финансового рынка в РФ………………………31
Заключение……………………………………………………………………... 51

Расчетная часть…………..……………………………………………………...53

Литература……………………………………………………………………….60

Работа содержит 1 файл

теория инвестиций готово.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

           Повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования средств на финансовом рынке.

При значительном приросте стоимости активов финансовых институтов отрасли коллективного  инвестирования наблюдается сокращение прироста числа граждан, осуществляющих инвестиционную деятельность в этой отрасли, по отношению к предыдущему периоду. Число индивидуальных инвесторов, напрямую работающих на финансовом рынке, не превышает 1 млн человек. При этом в России достаточно высока норма сбережений, что определяет емкость рынка розничных финансовых услуг. По некоторым оценкам, число индивидуальных инвесторов, которые готовы инвестировать свои средства в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, может достигать до 70 процентов экономически активного населения.

Недостаточная степень вовлеченности населения  в финансовую сферу отчасти объясняется  низким уровнем информированности  и доверия к финансовым инструментам. Это приводит к тому, что сбережения граждан осуществляются преимущественно в виде вложений в иностранную валюту или на краткосрочные депозиты банков.

     В настоящее время информация о вопросах развития финансовых рынков и возможностей их использования для повышения благосостояния граждан не имеет системного характера и предназначена в большей степени для специалистов, работающих на этих рынках, чем для обычных граждан. Население недостаточно информировано о созданных законодательных основах инвестирования на финансовом рынке и правовой защищенности вложений, что является лимитирующим фактором развития финансовых рынков в условиях негативного опыта, связанного с деятельностью финансовых пирамид.

           Для повышения осведомленности граждан о возможностях и рисках инвестирования на финансовом рынке предполагается реализация следующих мер:

определение целевой аудитории в целях  проведения мероприятий, направленных на привлечение населения на финансовый рынок, а также разработка методических рекомендаций по проведению мероприятий  для каждой из целевых групп;

проведение  анализа в целях выявления  причин отсутствия доверия широких  слоев населения к инструментам финансовых рынков;

подготовка  и реализация мер, направленных на широкое  информирование граждан об их правах и возможностях на финансовых рынках для инвестирования личных сбережений.

        Основным результатом реализации указанных предложений должны стать изменение инвестиционного поведения населения и привлечение сбережений граждан на финансовый рынок, а также эффективная реализация пенсионной реформы.

      Развитие и повышение эффективности инфраструктуры финансового рынка.

       Развитие организованного финансового рынка и консолидация биржевой инфраструктуры

       Современные финансовые рынки характеризуются, во-первых, расширением зоны организованного рынка за счет возникновения внебиржевых организаторов торговли и, во-вторых, усилением международной конкуренции бирж, в ответ на которое происходит концентрация ликвидности на крупнейших биржах, трансграничная консолидация бирж и консолидация национальных бирж внутри отдельно взятой страны.

      Для того чтобы соответствовать общемировым тенденциям в развитии биржевой торговли в среднесрочной перспективе необходимо обеспечить:

условия для возможности консолидации биржевого  рынка и концентрации на нем ликвидности, а также качественное повышение стандартов биржевой торговли, включая раскрытие информации и противодействие нерыночным практикам;

высокий уровень защиты интересов инвесторов на внебиржевом организованном рынке  за счет вовлечения его в зону эффективного регулирования.

      Характерной чертой российского финансового рынка является наличие существенных объемов внебиржевых сделок, в том числе за счет роста объема сделок, заключаемых между клиентами одного брокера. В связи с этим актуальной задачей является регулирование не только биржевых институтов, но и организованного рынка в целом независимо от того, в какой форме он существует. При этом под организованным рынком следует понимать общую торговую среду, в которой существуют различные по своей форме и степени институционализации системы заключения сделок с финансовыми инструментами в соответствии с выработанными участниками таких систем или установленными государством правилами. Регулирование такой среды в части раскрытия информации о заключаемых сделках, обеспечения защиты интересов участников, прозрачности осуществляемых операций и предотвращения недобросовестных сделок с финансовыми инструментами должно быть унифицировано. Кроме того, потребуется установить единые базовые требования к техническому обеспечению как бирж, так и иных внебиржевых торговых систем. При этом федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков должен обладать правом определять основные требования к электронным форматам деятельности и стандартам электронного документооборота на организованном рынке.

        Это позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов инвесторов, будет способствовать расширению круга финансовых инструментов, обращающихся на организованном рынке, а также признанию рыночными цен на большое количество финансовых инструментов.

        В то же время представляется необходимым сохранить значение бирж как основного центра сосредоточения ликвидности, способного конкурировать в мировом масштабе не только с иностранными биржами, но и служить фундаментом конкурентоспособности всего российского организованного рынка. Для этого предлагается, с одной стороны, предъявлять к деятельности бирж более высокие требования по сравнению с иными торговыми системами, а с другой стороны, закрепить за биржами ряд преференций.

       Так, в отношении бирж следует установить более высокие требования по допуску финансовых инструментов к торгам и обеспечению исполнения сделок, совершенных на биржевых торгах, а также требования пруденциального надзора. При этом необходимо закрепить исключительно за биржами осуществление листинга финансовых инструментов и допуск ценных бумаг к торгам без осуществления государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в предусмотренных законами случаях. Надлежит расширить полномочия бирж по раскрытию информации о ценных бумагах и об их эмитентах, контролю за уровнем и качеством корпоративного управления в акционерных обществах, ценные бумаги которых допущены на биржу, и допуску ценных бумаг к обращению.

       Расширению подлежат также полномочия бирж по контролю за манипулированием ценами и сделками на основе инсайдерской информации.

      Одновременно предполагается усилить административную и уголовную ответственность лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также за ненадлежащее исполнение биржами соответствующих полномочий. На законодательном уровне на федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков следует возложить полномочия, связанные с согласованием назначения на должность, а также отстранения от должности лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, в случае нарушения биржей требований законодательства Российской Федерации.

        Клиринг, расчеты и учетная система могут быть объединены вокруг биржи, являющейся ядром организованного рынка. Одной из приемлемых моделей консолидации биржевой инфраструктуры может стать вертикально интегрированная модель холдинга с широким представительством в его капитале банков, небанковских институтов и, возможно, государства и иностранных институтов. В рамках такого холдинга возможны объединение локальных торговых площадок, в том числе специализирующихся по видам торгуемых инструментов и активов, расчетных депозитариев, клиринговых организаций, а также унификация с учетом установленных государством единых требований электронных стандартов обмена данными, заключения сделок и расчетов. Предложенная модель способна сконцентрировать и направить на дальнейшее повышение конкурентоспособности российского финансового рынка необходимые управленческие, технологические и финансовые ресурсы.[11,c.290]

Совершенствование клиринговых процедур и расчетов.

       Одной из основных причин недостаточной капитализации финансового рынка является несовершенство клиринговых процедур и существующих механизмов расчетов между участниками финансового рынка, что создает высокие риски в процессе клиринга и расчетов по сделкам с финансовыми активами. Необходимо создать условия для повышения надежности системы клиринга и расчетов на финансовом и товарном рынках, а также внедрения международных стандартов функционирования этой системы.

       С этой целью приоритетной задачей является создание правовых условий эффективного функционирования института центрального контрагента и правовых условий повышения эффективности клиринга.

        Создание правовых условий эффективного функционирования института центрального контрагента включает:

формирование правового механизма возникновения, изменения и прекращения обязательств центрального контрагента;

устранение  налоговых проблем, возникающих  у центрального контрагента, а также  закрепление в налоговом законодательстве Российской Федерации статуса центрального контрагента как технической стороны, не имеющей экономического интереса по соответствующим сделкам;

создание  механизмов для завершения центральным  контрагентом расчетов по сделкам в  случае нарушения обязательств перед  ним, в частности использование гарантийных фондов, приобретение или продажа ценных бумаг на финансовом рынке и (или) иных механизмов.

        Создание правовых условий повышения эффективности клиринга включает:

обеспечение завершения расчетов по обязательствам, возникшим в результате клиринга (исключение возможности наложения ареста и обращения взыскания на ценные бумаги и денежные средства, предназначенные для исполнения обязательств по результатам клиринга, исполнение обязательств, определенных по результатам клиринга до момента открытия конкурсного производства в отношении участника клиринга и др.);

установление  правовых оснований изменения и  прекращения обязательств в связи  с проведением неттинга, в том  числе в случае осуществления  процедуры неттинга без участия  центрального контрагента, а также порядка исполнения обязательств, возникших в результате проведения неттинга;

закрепление правового статуса клирингового счета;

легитимация создания и использования клиринговой  организацией гарантийных фондов и  иного обеспечения исполнения обязательств, определенных по результатам клиринга;

разработка  и внедрение действенных механизмов минимизации рисков в процессе деятельности клиринговой организации (установление требований, соблюдение которых обязательно  при осуществлении клиринговой  деятельности, лицензирование клиринговой деятельности федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков вне зависимости от того, осуществляется ли клиринг по сделкам, заключенным на финансовом или товарном рынках);

создание  правовых механизмов предоставления ценных бумаг и денег для завершения расчетов (заем, сделки РЕПО), в том числе предоставление возможности депозитариям совершать указанные операции с ценными бумагами, учет прав на которые осуществляет депозитарий.[13,c.258]

Развитие  учетных институтов.

       Основной задачей развития учетных институтов является снижение рисков, связанных с осуществлением учета прав на ценные бумаги, и сокращение сроков проведения операций по счетам депо (лицевым счетам).

       Необходимо принять меры, направленные на увеличение устойчивости и надежности учетных институтов. В частности, наряду с увеличением требований к их собственным средствам следует расширить практику страхования рисков профессиональной ответственности, ввести дополнительные качественные требования к регистраторской деятельности, включая применение электронного документооборота для взаимодействия с владельцами и номинальными держателями ценных бумаг, при сокращении до необходимого минимума количественных требований.

       Требуется предпринять шаги, связанные с повышением прозрачности деятельности регистраторов и депозитариев, исключением их участия в корпоративных конфликтах, особенно в пользу своих акционеров, а также обеспечением стимулирования их перехода на электронный документооборот между собой, с клиентами и федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков путем корректировки лицензионных требований и условий.

        Дальнейшее развитие финансового рынка невозможно без завершения создания на организованном финансовом рынке централизованной системы хранения и (или) учета прав на ценные бумаги, центром которой являются расчетные депозитарии, выполняющие функции, аналогичные функциям центральных депозитариев.

Информация о работе Новые инструменты финансовых рынков (российский и международный опыт)