Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

В последние годы особое внимание уделяется повышению прозрачности и достоверности бухгалтерской отчетности и качества аудиторских проверок, что должно снизить информационный риск принимаемых финансовых решений. Также динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторских организаций особой подготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, внедрять в практику работы стандарты аудиторской деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..4
Глава 1. Организационные аспекты аудиторской деятельности………………..…..5
1.1 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности………………………..…….5
1.2 Организация аудиторской деятельности в условиях внутрихозяйственного
контроля………………………………………………………………………………....9
Глава 2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России.….....15
2.1 Правовые основы аудиторской деятельности…………………………………..15
2.2 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - основа регулирования аудиторской деятельности…………………………………………………………….19
2.3 Стандарты аудиторской деятельности……………….…………………………..21
Заключение……………………………………………………………………………..26
Глоссарий………………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Федеральный закон «Об  аудиторской деятельности» включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской  деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторских организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также и права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В законе дано определение  обязательного аудита и приведены  критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи закона посвящены  вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание Уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при Уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений7.

В законе определена ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите. В соответствии с федеральным законом должны быть приведены все нормативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.) в РФ.

Основные положения  закона получили в них конкретные уточнения и разъяснение, что позволило регулировать аудиторскую деятельности непосредственно, начиная с момента его вступления в действие.

Прошедший период после  принятия закона характеризовался динамичным развитием системы российского  аудита, чему способствовало значительная работа, проделанная МФ РФ по реализации основных положений закона. В развитии закона были приняты по вопросам аудиторской деятельности Постановления Правительства РФ, изданы приказы и положения Министерства финансов РФ.

 

 

 

 

2.3 Стандарты аудиторской деятельности

 

В целях обеспечения  качества проведения аудита и оказания аудиторских услуг возникает  необходимость применения в аудиторской  практике единых правил (стандартов) аудита.

Правила (стандарты) аудита – это общие руководящие нормы и правила, формирующие единые основополагающие требования, определяющие нормы и правила по отношению к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

На основании аудиторских правил (стандартов) регулируется качество профессиональной деятельности аудиторов.

Аудиторские правила (стандарты) являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности  аудиторов.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Следует иметь в виду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в целом, но не конкретные действия, приемы, способы, процедуры, применяемые в ходе проведения аудита, которые могут быть различными, и рациональность которых аудитором должна быть обоснована.

В мировой практике аудиторская деятельность строится в соответствии с международными стандартами. Это, во-первых, общие стандарты, где изложена сущность, цели, задачи и обязанности сторон; во-вторых, профессиональные стандарты, где изложены понятия независимости, объективности, конфиденциальность выдаваемой информации, в-третьих, эксплуатационные стандарты, содержащие методику непосредственно аудиторских проверок, оценку их соответствия законодательным актам, и в-четвертых, стандарты, регламентирующие форму и сроки представления результатов аудита.

Система стандартов в  обобщенном виде включает в себя:

- международные стандарты;

- национальные стандарты;

- внутрифирменные стандарты.

Значение системы стандартов состоит в том, что она:

  • обеспечивает качество аудиторской проверки;
  • содействует внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  • обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
  • создает общественный имидж профессии.

С развитием рыночных отношений и интеграционных процессов в экономике стран и, в связи с этим, превращением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость в унификации аудита в международном масштабе.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций.

Разработкой международных  стандартов аудита занимается Международная  федерация бухгалтеров (IFAS), являющаяся международным объединением лиц  бухгалтерской профессии. Эта организация  была основана в октябре 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудита. Членами IFAS являются более 150 профессиональных организаций из 130 стран. Российская Федерация представлена в ней полноправным членом – Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России. В рамках IFAS аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).

Система международных  стандартов включает в себя не только стандарты аудита (МСА), но и международные руководства по аудиторской практике.

Система международных  стандартов аудита в настоящее время  насчитывает 39 стандартов, сгруппированных  в несколько разделов, и 11 положений  по международной практике (ПМАП). Так, система МСА включает в себя следующие разделы: «Вводные аспекты», «Обязанности», «Планирование», «Внутренний контроль», «Аудиторские доказательства», «Использование работы третьих лиц», «Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)», «Специализированные области», «Сопутствующие услуги».

Положения по международной  аудиторской практике включают одиннадцать  положений, среди которых пять посвящены  компьютеризации аудиторской деятельности, два – особенностям аудита малых  предприятий и международных  коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений – помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.

Международные стандарты  аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности. Кроме того, МСА используются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг.

Значение международных  стандартов аудита заключается в  том, что они способствуют развитию профессии в тех странах, где  уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические отношения.

В соответствии со ст.7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»  предусмотрена следующая классификация  правил (стандартов) аудиторской деятельности:

- федеральные стандарты  аудиторской деятельности;

- стандарты саморегулируемой  организации аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатываются  в соответствии с международными стандартами аудита, являются обязательными  для аудиторских организаций  и аудиторов, саморегулируемых аудиторских объединений и их работников, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Данные правила определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы.

Саморегулируемые аудиторские  объединения вправе разрабатывать  методические материалы по применению федеральных стандартов аудиторской  деятельности, которые не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом саморегулируемые аудиторские объединения вправе предусматривать в них дополнительные требования по проведению аудита, если это обусловливается особенностями проведения аудита.

Аудиторские организации  и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования, документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг; не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности; являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Правила (стандарты) по большей  части имеют единую структуру  построения и содержат следующие  разделы:

а) общие принципы правила (стандарта);

б) основные понятия и  определения, используемые в стандарте;

в) сущность стандарта;

г) практические приложения.

В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются: цель и необходимость разработки данного  стандарта; объект стандартизации; сфера  применения стандарта; взаимосвязь  с другими стандартами.

Раздел «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» охватывает новые термины и их краткую характеристику.

В разделе «Сущность  стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

Раздел «Практические приложения» включает схемы, таблицы, образцы документов и другие приложения.

Стандарт должен содержать  такие обязательные реквизиты, как: номер стандарта, дата ввода в  действие, цель разработки, сфера применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.

На основе международных  стандартов аудита Правительством РФ были разработаны и утверждены 36 федеральных правила (стандарта) аудиторской  деятельности.

 

Заключение

 

Современная предпринимательская  деятельность это, прежде всего неопределенность, которую нельзя установить заранее. Эффективное производство предполагает предвидение рисков и стремление снизить их до возможно более низкого уровня. Для этого необходим постоянный контроль со стороны руководства предприятия за деятельностью работников и всей организацией в целом. Поэтому возникла необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности и среди них одно из ведущих мест принадлежит институту аудиторства, главная цель которого обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.

В условиях бухгалтерской  и налоговой реформ аудиторские  организации часто выступали  в роли консультантов по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения. В связи с этим большое внимание уделялось построению системы быстрого реагирования на изменения в законодательстве и информирования хозяйствующего объекта по вопросам адаптации к ним. Пройдя первый этап развития, аудиторский бизнес столкнулся с новыми задачами, диктуемыми развитием экономики страны и ее укреплением, необходимостью принятия общемировых стандартов и поиском путей совершенствования деятельности.

В процессе аудиторской  деятельности немаловажное значение имеет вопрос правового обеспечения, изучение нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность.

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

Аттестация

проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью

Аудит

независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов

Аудитор

лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период

Аудиторская деятельность

предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетное и организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц)

Ведомственный государственный контроль

контроль, проводимый внутри отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти)

Вневедомственный контроль

контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора Минфина РФ в отношении различных предприятий и организаций в виде ревизий производственно-хозяйственной деятельности

Внешний аудит

аудит, проводимый специализированными аудиторскими организациями

Добросовестность аудита

означает должную тщательность, внимательность, оперативность, надлежащее использование своих способностей при оказании аудиторских услуг, усердное и ответственное отношение к работе, но не гарантии безошибочности в аудиторской деятельности

Договор на проведение аудиторской проверки

официальный документ, который регламентирует взаимоотношения аудитора с аудируемым лицом

Документальный контроль

контроль, предусматривающий использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности

Лицензия

специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю

Общегосударственный контроль

контроль, охватывающий все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности

Информация о работе Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России