Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:27, контрольная работа
Факторный анализ – определение влияния факторов на результат - является одним из сильнейших методических решений в анализе хозяйственной деятельности компаний для принятия решений. Для руководителей - дополнительный аргумент, дополнительный "угол зрения".
Однако на практике он применяется редко в силу нескольких причин:
1) реализация этого метода требует некоторых усилий и специфического инструмента (программного продукта);
2) у компаний есть другие «вечные» первоочередные задачи.
Введение
1. Методика факторного анализа
1.1. Понятие факторного анализа
1.2. Типы факторного анализа
1.3. Задачи факторного анализа
2. Расчетная часть
Заключение
Список литературы
Введение
7. По характеру действия:
- интенсивные
Характеризуют степень усилия, напряженности труда в процессе производства (повышение производительности труда, внешних прогрессивных форм торговли);
- экстенсивные
Связаны с количественным приростом результативного показателя (увеличение численности работников, ввод новых мощностей).
Если при анализе ставится цель измерить влияние каждого фактора на результаты хозяйственной деятельности, то их классифицируют:
1. По свойствам отражаемых явлений:
- количественные
Факторы, выражающие количественную определенность явлений (количество рабочих, оборудования, товаров и т.д.);
- качественные
Факторы определяют внутренние качества, признаки, особенности изучаемых объектов (производительность труда, качество продукции и т.д.)
2. По своему составу:
- простые (элементарные);
- сложные.
Примером сложного фактора является производительность труда, а простого – количество рабочих дней в отчетном периоде.
3. По возможности измерения влияния:
- измеримые;
- неизмеримые.
4. По иерархии:
- факторы первого уровня
Факторы, которые непосредственно влияют на результативный показатель;
- факторы второго уровня и т.д.
Факторы, косвенно влияющие на результативный показатель, при помощи факторов первого уровня.
Систематизация факторов в анализе хозяйственной деятельности обусловлено системным подходом в анализе хозяйственной деятельности, и означает размещение изучаемых факторов в определенном порядке с выявлением их взаимосвязи и подчиненности. Одним из способов систематизации факторов является создание детерминируемых факторных систем, что означает представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы частного или произведения нескольких факторов, определяющих его величину и находящихся с ним в функциональной зависимости.
Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.
Моделирование
экономических показателей (детерминированное
и стохастическое) также представляет
собой сложную методологическую проблему
в факторном анализе, решение которой
требует специальных знаний и практических
навыков в этой отрасли. В связи с этим
этому вопросу в данном курсе уделяется
много внимания.
Самый главный методологический аспект в АХД - расчет влияния факторов на величину результативных показателей, для чего в анализе используется целый арсенал способов, сущность, назначение, сфера применения которых и процедура расчетов рассматриваются в следующих главах.
И
наконец, последний этап факторного
анализа — практическое
использование факторной
модели для подсчета резервов прироста
результативного показателя, для планирования
и прогнозирования его величины при изменении
производственной ситуации.
Задача
№ 1:
Годы | Товарная продукция, тыс.руб. | Темпы роста, % | Реализованная продукция, тыс.руб. | Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
2002 | 11,5 | - | - | 7,4 | - | - |
2003 | 11,3 | 98,26 | 98,26 | 8,8 | 118,92 | 118,92 |
2004 | 9,9 | 86,09 | 87,61 | 7,0 | 94,59 | 79,55 |
2005 | 10,4 | 90,43 | 105,05 | 9,1 | 122,97 | 130 |
2006 | 12,0 | 104,35 | 115,38 | 9,2 | 124,32 | 101,09 |
Товарная продукция:
базисные:
11,3 / 11,5
* 100% = 98,26%
11,3 / 11,5 * 100% = 98,26%
9,9 / 11,5
* 100% = 86,09%
9,9 / 11,3 * 100% = 87,61%
10,4 / 11,5
* 100% = 90,43%
10,4 / 9,9 * 100% = 105,05%
12 / 11,5 *
100% = 104,35%
12 / 10,4 * 100% = 115,38%
Реализованная продукция:
базисные:
8,8 / 7,4 *
100% = 118,92%
8,8 / 7,4 * 100% = 118,92%
7 / 7,4 * 100%
= 94,59%
7 /8,8 * 100% = 79,55%
9,1 / 7,4 *
100% = 122,97%
9,1 / 7 * 100% = 130%
9,2 / 7,4 *
100% = 124,32%
9,2 /9,1 * 100% = 101,09%
Из таблицы видно, что за 5 лет объем товарной продукции вырос на 4%, а объем реализованной продукции на 24%. За все 5 лет темпы роста производства и реализации не совпадают, темпы реализации значительно выше; объем товарной продукции выше объема реализации. В сравнении с 2005 годом темп роста товарной продукции вырос почти на 10% при снижении темпа роста реализованной продукции на 29%, это говорит о значительных накоплениях готовой продукции на складах.
Задача № 2:
Вид продукции | Себестоимость единицы продукции, тыс.руб. | Объем производства, шт. | Сумма затрат на фактический объем производства, млн.руб. | Сумма затрат плановая, млн.руб. | |||
план | факт | план | факт | по плановой себестоимости | По фактической себестоимости | ||
А | 45 | 43 | 17500 | 16500 | 742500 | 709500 | 787500 |
В | 28 | 25 | 21000 | 22000 | 616000 | 550000 | 588000 |
С | 33 | 34 | 12500 | 12000 | 396000 | 408000 | 412500 |
D | 58 | 56 | 2500 | 2700 | 156600 | 151200 | 145000 |
Итого: | - | - | 1911100 | 1818700 | 1933000 |
Сумма затрат на фактический объем производства:
по
плановой себестоимости:
Зус = с/сп
* Qф
45 * 16500 = 742500 млн.руб. 43 * 16500 = 709500 млн.руб.
28 * 22000 = 616000 млн.руб. 25 * 22000 = 550000 млн.руб.
33 * 12000 = 396000 млн.руб. 34 * 12000 = 408000 млн.руб.
58 * 2700 = 156600 млн.руб. 56 * 2700 = 151200 млн.руб.
Сумма затрат плановая:
Зп = с/сп * Qп
45 * 17500 = 787500 млн.руб.
28 * 21000 = 588000 млн.руб.
33 * 12500 = 412500 млн.руб.
58 * 2500 = 145000 млн.руб.
∆ З = Зф – Зп = 1818700 - 1933000 = -114300 млн.руб.
∆ З с/с = Зф – Зус = 1818700 - 1911100 = -92400 млн.руб.
∆ З (Q) = Зус – Зп = 1911100 – 1933000 = -21900 млн.руб.
∆ % З = Зф / Зп *100 – 100 = 1818700 / 1933000 * 100 – 100 = -5,913 %
∆ % З с/с = Зф / Зус * 100 – 100 = 1818700 / 1911100 * 100 – 100 = -4,835 %
∆ % З (Q) = Зус / Зп * 100 – 100 = 1911100 / 1933000 * 100 – 100 = -1,133 %
В целом затраты
на производство продукции снизились
на 114300 млн.руб. (5,913%). Нейтрализовав
объемный фактор видно, что под влиянием
себестоимости затраты
Задача
№ 3:
Показатель | Предыдущий год | Отчетный год |
Выручка от продаж, тыс.руб. | 24000 | 25000 |
Среднегодовая стоимость оборотных активов | 15000 | 12500 |
Коэффициент
оборачиваемости оборотных |
1,6 | 2,0 |
∆ а = а1 – а0
∆ φ (а) = ∆ а * в0
∆
φ (в) = а1 *
∆ в
∆ В = 25000 – 24000 = 1000 тыс.руб.
∆ В с/с = (-2500) * 1,6 = -4000 тыс.руб.
∆ В (Коб) = 12500 * 0,4 = 5000 тыс.руб.
∆ В = (-4000) + 5000 = 1000
тыс.руб.
При уменьшении
среднегодовой стоимости
Задача
№ 4:
Периоды | Постоянные издержки (FC), тыс.руб. | Удельные переменные издержки (ν), руб. | Цена единицы продукции (р), руб. |
базисный | 286 | 42 | 76 |
отчетный | 292 | 43 | 78 |
Qкр = FC / (р – ν), шт.
Y0 = a0 * b0 * c0 ∆Y (a) = Y* - Y0
Y* = a1 * b0 * c0 ∆Y (b) = Y** - Y*
Y** = a1 * b1 * c0 ∆Y (c) = Y1 – Y**
Y1 = a1
* b1 * c1
Q0 = 286000 / (76-42) = 8412 шт.
Q* = 292000 / (76-42) = 8588 шт.
Q** = 292000 / (78-42) = 8111 шт.
Q1 = 292000 / (78-43) = 8343 шт.
∆Q (FC) = Q* - Q0 = 8588 – 8412 = 176 шт.
∆Q (p) = Q** - Q* = 8111 – 8588 = -477 шт.
∆Q (ν) = Q1 – Q** = 8343 – 8111 = 232 шт.
∆Q = Q1 – Q0 = 8343 – 8412 = -69 шт.
∆Q = ∆Q (FC) + ∆Q (p)
+ ∆Q (ν) = 176 – 477 + 232 = -69 шт.
При увеличении постоянных издержек безубыточный объем выпуска продукции увеличивается на 176 шт., при увеличении цены – уменьшается на 477 шт., а при увеличении удельных переменных издержек на 1 руб. наблюдается возрастание безубыточного объема продаж на 232 шт.. Безубыточный объем продаж в отчетном периоде в сравнении с базисным уменьшился на 69 шт..