Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:37, курсовая работа
В условиях формирования рыночных отношений в стране существенно возрастает роль торговли. Торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений. Задача торговли не только доводить товары до конечного потребителя, но и активно воздействовать на формирование потребительского спроса, что невозможно без качественного торгового обслуживания.
Внутренняя торговля играет большую роль в повышении жизненного уровня населения России. Её развитие характеризуется высокими и устойчивыми темпами, соответствующими росту доходов и платёжеспособного спроса населения. В 2007 через внутреннюю торг
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОСТОЯНИЕ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Ошибка! Закладка не определена.
1.1. Причины и предпосылки возникновения кооперации Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Современное состояние потребительской кооперации в России Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Концепция развития потребительской кооперации России до 2015 г. Ошибка! Закладка не определена.
2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗИТИИ ТОРГОВЛИ 6
2.1. Понятие и состав материально-технической базы торговли 6
2.2. Показатели, характеризующие эффективность использования материально-технической базы кооперативной торговли 9
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРОЖИЛОВСКОГО РАЙПО 12
3.1. Краткая характеристика исследуемой организации 12
3.2. Анализ основных показателей деятельности исследуемой организации 15
4. СОСТОЯНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТАРОЖИЛОВСКОГО РАЙПО 19
4.1. Анализ состава и структуры материально-производственной базы исследуемой организации 19
4.2. Анализ динамики движения и состояния основных фондов в составе материально-технической базы исследуемой организации 20
5. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТАРОЖИЛОВСКОГО РАЙПО 22
5.1. Анализ фондоотдачи материально-технической базы исследуемой организации 22
5.2. Расчет влияния факторов на эффективность использования материально-технической базы исследуемой организации 24
5.3. Пути повышения эффективности использования материально-технической базы исследуемой организации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОСТОЯНИЕ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Ошибка! Закладка не определена.
1.1. Причины и предпосылки возникновения кооперации Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Современное состояние потребительской кооперации в России Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Концепция развития потребительской кооперации России до 2015 г. Ошибка! Закладка не определена.
2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗИТИИ ТОРГОВЛИ 6
2.1. Понятие и состав материально-технической базы торговли 6
2.2. Показатели, характеризующие эффективность использования материально-технической базы кооперативной торговли 9
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРОЖИЛОВСКОГО РАЙПО 12
3.1. Краткая характеристика исследуемой организации 12
3.2. Анализ основных показателей деятельности исследуемой организации 15
4. СОСТОЯНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТАРОЖИЛОВСКОГО РАЙПО 19
4.1. Анализ состава и структуры материально-производственной базы исследуемой организации 19
4.2. Анализ динамики движения и состояния основных фондов в составе материально-технической базы исследуемой организации 20
5. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТАРОЖИЛОВСКОГО РАЙПО 22
5.1. Анализ фондоотдачи материально-технической базы исследуемой организации 22
5.2. Расчет влияния факторов на эффективность использования материально-технической базы исследуемой организации 24
5.3. Пути повышения эффективности использования материально-технической базы исследуемой организации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
В условиях формирования рыночных отношений в стране существенно возрастает роль торговли. Торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений. Задача торговли не только доводить товары до конечного потребителя, но и активно воздействовать на формирование потребительского спроса, что невозможно без качественного торгового обслуживания.
Внутренняя
торговля играет большую роль в повышении
жизненного уровня населения России.
Её развитие характеризуется высокими
и устойчивыми темпами, соответствующими
росту доходов и
Растет
материальное благосостояние людей, растет
их культурный уровень. В этих условиях
вполне естественно желание
Поэтому в условиях рыночной конкуренции большое значение уделяется торговому обслуживанию, так как от качества и уровня торгового обслуживания зависит эффективная торговая деятельность любого предприятия, основным показателем которой является размер прибыли.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
В современных
условиях развития экономики возрастает
роль системы потребительской
Для осуществления процесса товарного обращения необходимы разнообразные средства труда — здания, сооружения, оборудование, различные машины, механизмы, инвентарь, образующие в совокупности материально-техническую базу торговли. Материально-техническая база торговли необходима для выполнения не только производственных функций, но и функций, связанных с непосредственной реализацией товаров. Кроме того, современные торговые предприятия в сельской местности являются культурными центрами, что имеет важное социальное значение.
Однако
современное состояние
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть понятие и состав материально-технической базы торговли, определить эффективность ее использования.
Согласно Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст) материально-техническая база торговли – это совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых предприятий, обеспечивающих процессы купли-продажи и товародвижения.
Рассмотрим
состав материально-технической базы
торговли, рассмотренный в
В состав общей площади товарного склада входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие здания.2
Расчёты материально-технической базы кооперативной торговли позволяет установить, в какой мере действующая торговая сеть обеспечит выполнение плана товарооборота при одновременном росте культуры торговли, как повысить эффективность использования торговой сети, чтобы компенсировать ее недостаток, сколько необходимо построить новых предприятий торговли.
При анализе материально-
В такой последовательности осуществляют
анализ материально-технической базы
всех отраслей деятельности потребительской
кооперации. Однако каждая отрасль
имеет свои особенности. Так, при
анализе материально-
К основным показателям эффективности использования основных фондов торговли относят: фондоотдачу, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность, срок окупаемости и др.4
Фондоотдачу определяют отношением суммы годового товарооборота к среднегодовой стоимости основных фондов. В последние годы в потребительской кооперации фондоотдача снижается, что может быть объяснено более высокими темпами роста капиталовложений в развитие материально-технической базы торговли по сравнению с темпами роста товарооборота.
Фондоемкость измеряют отношением среднегодовой суммы основных фондов к сумме товарооборота. В потребительской кооперации этот показатель с каждым годом увеличивается.
Фондовооруженность рассчитывают путем деления среднегодовой стоимости основных фондов на среднегодовую численность работников, занятых в хозяйстве (отрасли). Целевой комплексной программой потребительской кооперации «Сокращение применения ручного труда» предусмотрены значительное повышение фондовооруженности работников торговли, замена устаревшего оборудования и машин, внедрение новейших достижений науки и техники. Все это будет способствовать росту производительности труда и повышению эффективности использования основных фондов.
Рентабельность основных фондов определяют отношением суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов. Этот показатель, как и фондоотдача, в последние годы снижается, что обусловлено теми же причинами.
Срок окупаемости основных фондов рассчитывают делением стоимости капитальных затрат на сумму годовой прибыли по плану. Этот показатель является обратным показателю рентабельности. Он характеризует целесообразность капитальных вложений.
Для определения эффективности использования основных фондов в торговле используют также ряд других показателей: товарооборот на 1 м2 торговой площади; коэффициент сменности; коэффициент непрерывности; коэффициент использования оборудования;
коэффициент использования торговой площади.
Наиболее распространенным показателем является товарооборот на 1 м2 торговой площади, который наглядно характеризует степень использования основных фондов торговли.
Коэффициент сменности, показывает эффективность использования торговых предприятий в течение суток. Его рассчитывают путем деления продолжительности работы предприятия в сутки на продолжительность одной смены
Коэффициент непрерывности отражает степень использования торговых предприятий в течение месяца, года. Его определяют отношением числа дней работы предприятия в месяц (год) к календарному числу дней за этот же период.
Коэффициенты сменности и