Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:58, контрольная работа
I.1. Сформулируйте определение понятия «системность».2. Приведите признаки системности. Прокомментируйте их.
Системность можно определить как свойство, заключающееся в обладании всеми признаками системы.
Понятие системы носит настолько общий характер, что трудно дать ему удовлетворительное определение. Несмотря на это, определим систему как целостный комплекс взаимодействующих элементов вместе с их свойствами и отношениями.
На данном этапе могут быть использованы все научные средства системного анализа, традиционные (матричные и кибернетические модели) и не традиционные (информационные, синергетические, имитационные и т.п.).
Этап анализа структуры системы
На данном этапе
исследования объект-система
На этом этапе исследования используются методы логических построений, диагностики, синтеза. Анализ производится на основе построения графических, матричных, сетевых, морфологических, кибернетических и синергетических моделей.
Результатом этого этапа анализа становится построение структурно-функциональной модели объекта-системы.
Этап формулирования общей цели и критерия системы
На данном этапе
анализируется целеполагание
На данном этапе системного анализа используются методы: экспортных оценок («Дельфи»), деревьев целей, сетевых структур целей, оптимизационных, игровых и имитационных моделей и многое другое.
Результатом этого этапа становится описание условий целесуществования объекта в качестве системы, критерии целенаправленного развития и состава ресурсного обеспечения полного жизненного цикла. Важным результатом этого этапа становится формулирование принципов декомпозиции целей организации системы и условий сохранения ее целостного развития.
Этап декомпозиции цели управления системой и определение потребностей в средствах управления
В больших и сложных системах формулирование общей цели организации и управления системой является основой системного анализа. Этот этап включает формулирование целей: верхнего уровня управления, текущих процессов, эффективности функционирования подсистем каждого уровня, развития, устойчивого динамического развития, внешних условий и ограничений. Этот этап является самым трудоемким, т.к. требует выбора решения по установления соответствия условий реализации целей организации и целей управления организацией системы.
В результате реализации этого этапа системного анализа необходимо увязать цели со средствами их достижения, как внутри системы, так и вне ее. Для достижения такой цели исследования применяются методы описания целей и методов моделирования состояния системы.
Этап выявления ресурсов и процессов, композиция целей
Выявится явным образом цели и критерии (средства) их достижения в сложных системах не всегда можно прямым путем, для этого требуется использование метода синтеза с учетом сформулированных принципов исследования. Необходимо определить специфику обмена ресурсами между подсистемами в системе и системы со средой и оценить реальный потенциал таких ресурсов. На данном этапе следует определить специфику процессов, которые характерны для выбранной системы (экономические, социальные, технические, технологические, научные и т.п.). Оценить состав ресурсов, с помощью которых реализуются специфические цели процессов. Определить ресурсы, которые являются общими для достижения целей функционирования, и разработать принципы композиции целей управления процессами функционирования подсистемами при сохранении целостности устойчивого развития объекта.
Этап прогнозирования и анализ условий развития системы
На данном этапе оценивается влияние различных факторов на устойчивое развитие объекта-системы. Определяется степень влияния каждого фактора как внутри системы, так и со стороны сочетания факторов внешнего окружения. Анализируется состояние ресурсного обеспечения полного жизненного цикла развития. Делается комплексный анализ взаимодействия различных факторов влияния и оценивается (качественно или количественно) степень этого влияния. Анализируется возможные варианты изменения целей существования системы и целей ее управления.
Результатом этого этапа становится описание поведения объекта-системы в условиях динамики изменения внешней среды и критерии изменений состояния системы.
Этап оценки целей и средств их достижения
На этом этапе
разрабатывается оценочный
Этап отбора вариантов
Несоответствие потребностей (целей) системы и средств их удовлетворения становится основой для выхода из проблемной ситуации. В этом случае необходимо принимать решение по поиску вариантов гармоничного сочетания потребностей системы в ресурсах и средств их удовлетворения. На данном этапе делается анализ целей на совместимость их с реальными условиями. Уточняются цели или они корректируются исходя из условий существования объекта-системы. Планируются варианты достижения отдельных целей. Оцениваются и сравниваются эти варианты. Делается комплексная оценка совместимости этих вариантов. Разрабатывается системы мер по принятию оптимальных решений. Определяются критерии оптимизации решений.
На этом этапе наиболее рациональными становятся методы моделирования, которые позволяют исследовать результаты взаимодействия возможных вариантов результата от принятия решений.
Этап
диагностики существования
На основе разработанных
моделей предыдущего этапа
Этап построения комплексной программы развития
На этом этапе создается комплексная программа развития системы, в виде проектов, мероприятий взаимосвязанных между собой. Формулируются новые цели, разрабатывается их структура, определяются приоритеты и очередность их выполнения. Определяются органы управления комплексной программой развития системы, и устанавливается уровень распределения ответственности конкретных исполнителей. Результатом этого этапа становится создание нового проекта, в котором учитываются все недостатки предыдущего пути развития системы. Этот этап завершает процесс стратегического планирования развития любой общественной системы.
Этап проектирования систем организационного управления
На последнем этапе использования системного анализа разрабатывается новый проект организационной системы, в котором должны быть учтены все недостатки прошлого состояния и поведения системы. Для этого формулируются новые цели организации, функции управления. Проектируется новая структура элементов на основе анализа декомпозиции старого варианта. Устанавливаются информационные связи, как между подсистемами внутри структуры, так и системами внешней среды. Определяется оптимальный объем ресурсного обеспечения. Создаются новые методы экономической, социальной и психологической стимуляции инновационной деятельности, с учетом приоритета «человеческого» фактора.
VII. 1. Приведите пример какой-либо экономической или социальной системы.
2. Изобразите ее схематически.
3. Укажите для нее внешнюю среду.
Примером социальной системы может служить любой детский сад, группы которые находятся в садах являются составными элементами данной системы. Все что находится за пределами здания детского сада будет являться внешней средой.
Внешняя среда
Список используемой литературы
1. Зыков В.В "Системный анализ".
2. Дрогобыцкий И.М. " Системный анализ в экономике" ИНФРА - М 2009, 512 с. 3. Волкова В.М, Денисов А.Л "теория систем" учебное пособие : Москва высшая школа 2006 511с.
4. Волкова, Денисов "Теория систем и системный анализ" учебник для бакалавров изд.: Москва, Юрксист 2012г
5. Волкова В.М., Демильянова "Теория систем и системный анализ в управлении организациями" справочник учебное пособие.
Информация о работе Контрольная работа по "Системному анализу"