Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:58, контрольная работа
I.1. Сформулируйте определение понятия «системность».2. Приведите признаки системности. Прокомментируйте их.
Системность можно определить как свойство, заключающееся в обладании всеми признаками системы.
Понятие системы носит настолько общий характер, что трудно дать ему удовлетворительное определение. Несмотря на это, определим систему как целостный комплекс взаимодействующих элементов вместе с их свойствами и отношениями.
Структура - это все то, что вносит порядок в множество объектов, т.е. совокупность связей и отношений между частями целого, необходимые для достижения цели.
Структура - это наиболее существенная качественная характеристика системы, с исчезновением подсистем или связей между ними может исчезнуть и сама система.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «система» является более объемным по содержанию, а понятие «структура» является его характеристикой и неотъемлемой частью.
IV. Каким образом различаются системы по степени сложности?
Дайте их классификацию.
Приведите конкретные примеры.
Система называется сложной, если в ней не хватает ресурсов (главным образом, - информационных) для эффективного описания (состояний, законов функционирования) и управления системой - определения, описания управляющих параметров или для принятия решений в таких системах (в таких системах всегда должна быть подсистема принятия решения).
Сложность системы может быть внешней и внутренней.
Внутренняя сложность определяется сложностью множества внутренних состояний, потенциально оцениваемых по проявлениям системы, сложностью управления в системе.
Внешняя сложность определяется сложностью взаимоотношений с окружающей средой, сложностью управления системой потенциально оцениваемых по обратным связям системы и среды.
Сложные системы бывают:
• сложности структурной или статической (не хватает ресурсов для построения, описания, управления структурой);
• динамической или временной (не хватает ресурсов для описания динамики поведения системы и управления ее траекторией);
• информационной или информационно - логической, инфологической (не хватает ресурсов для информационного, информационно-логического описания системы);
• вычислительной или реализации, исследования (не хватает ресурсов для эффективного прогноза, расчетов параметров системы или их проведение затруднено нехваткой ресурсов);
• алгоритмической или конструктивной (не хватает ресурсов для описания алгоритма функционирования или управления системой, для функционального описания системы);
• развития или эволюции, самоорганизации (не хватает ресурсов для устойчивого развития, самоорганизации).
Чем сложнее рассматриваемая система, тем более разнообразные и более сложные внутренние информационные процессы приходится актуализировать для того, чтобы была достигнута цель системы, т.е. система функционировала или развивалась как система.
Пример. Сложными системами являются, например, химические реакции, если их рассматривать на молекулярном уровне; клетка биологического образования, рассматриваемая на метаболическом уровне; мозг человека, если его рассматривать с точки зрения выполняемых человеком интеллектуальных действий; экономика, рассматриваемая на макроуровне (т.е. макроэкономика); человеческое общество - на политико-религиозно- культурном уровне; ЭВМ (особенно, - пятого поколения), если её рассматривать как средство получения знаний; язык, - во многих аспектах.
Сложность этих систем обусловлена их сложным поведением. Сложность системы зависит от принятого уровня описания или изучения системы - макроскопического или микроскопического.
V. 1. Дайте определение понятия экономическая система.
2. Укажите ее уровни и
Выделяют 4 подхода к определению понятия «экономическая система».
При первом из них, называемом “технологическим”, под экономической системой понимается совокупность всех технологических связанных отраслей хозяйства и предприятий, объединённых определёнными целями.
При втором – “базисном” подходе экономическая система – это совокупность общественных способов и процессов присвоения благ на основе определённой собственности.
Третий подход проявляется тогда, когда экономическая система понимается как тот или иной способ производства, т. е. исторически сложившийся способ добывания материальных благ на основе определённых производительный сил и соответствующих производственных отношений.
Четвёртый подход в отличии от других более системный, более комплексный и всесторонний. Согласно ему, экономическая система это основа, которая под взаимодействием своих движущих сил и механизмов координации обеспечивает материальную жизнеспособность и развития общества и его субъектов.
Главной функцией экономической системы, не зависящей от её конкретных характеристик и особенностей, - создание и развитие 17 материальных условий для обеспечения жизнеспособности общества и его субъектов.
Из главной функции логично вытекают основные цели функционирования экономических систем. Если отвлечься от конкретной специфики, то их можно назвать общими целями:
- Создание материальных благ, обеспечивающих жизнедеятельности общества.
- Повышения
уровня жизни деятельности
- Обеспечение более полной занятости населения.
- Обеспечения
экономической эффективности
- Обеспечение экономического и социального прогресса.
Разные экономические системы, а тем более в разные эпохи функционируют в разных условиях. Тем не менее, выделяются два условия, общие для любых экономических систем:
- Неограниченность потребностей;
- Совокупность производительных сил и экономических отношений;
- Ограниченность ресурсов, имеющихся для удовлетворения потребностей;
Всем экономическим системам свойственны определённые характеристики. Это свойства экономические системы, не обладая которыми они не могут быть таковыми, функционировать и развиваться.
Первым таким свойством назовём целостность экономической системы. Целостность означает, что по отношению к окружающей среде данное образование (экономическая система) выступает единство.
Ещё этим свойством тесно связано другое свойство – целесообразность системы, означающее её направленность к определённой цели, а не слепую хаотичность.
Ещё одно важное свойство – интегративность системы. Оно выражает ту её особенность, которая состоит в объединяющей связи между всеми составляющими системы или её компонентами. Эта особая связь и обеспечивает самостоятельность и обособленность данной системы, выделение её среди других.
Следующее свойство экономической системы – самовоспроизведение, что отражает способность системы самосохраняться и самовозобновляться.
Наконец, свойством экономических систем следует назвать их способность к развитию. Это значит, что система не просто самовозобнавляется, но способна изменяется и, накапливая изменения, развиваться, прогрессировать, воспроизводить себя наиболее высоком уровне.
Современная экономическая теория в качестве таких критериев классификации экономических систем называет следующие:
- господствующая форма хозяйствования;
- основные формы собственности;
- способ координации действии хозяйствующих субъектов;
- превалирующий способ распределения доходов;
- источник экономической информации;
- тип и границы государственного управления;
- степень включенности экономики в мировые хозяйственные отношения
На основе таких критериев в современной экономической литературе Запада чаще всего различаются три типа экономических систем:
- традиционная экономическая система;
- рыночная экономика;
- командная экономика;
Под традиционной экономической системой обычно понимается экономика основанная на традициях и обычаях, зафиксировавшаяся в экономическом сознании людей на основе опыта поколений. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счёт собственных ресурсов и сил.
Рыночный тип экономики трактуется как такая экономическая система, при которой движение ресурсов производства и само производство осуществляются на основе рыночного механизма регулирования, опирающегося на колебания спроса, предложения и цен, а также на экономическую выгоду.
Командная экономика определяется как такой тип, при котором товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и само производство определяются административным центром на основе системы его команд.
Преодолевая ограниченность данной классификации, современная экономическая мысль выделяет ещё один тип экономики – смешанная экономика, для которой характерным является наличие элементов разных типов и секторов экономических систем. Именно такой тип представляет собой ряд современных западноевропейских стран.
Каждый вид экономической системы, реализуясь в условиях национальной экономики, приобретает свои особенности, обусловленные историей страны, её традициями, природной и социальной спецификой. Так складываются и различаются модели экономики. Из всех современных моделей выделим три:
- Американская
модель экономики, которая
- Японская модель опирается на приоритеты нации – высокое национальное самосознание, первичность национальных интересов и задач перед личными, трудовая дисциплина. Поэтому некоторое отставание уровня заработка от производительности труда способствует снижению себестоимости и наряду с высоким качеством расширяет коридор конкурентно способности японских товаров.
- Шведская модель характеризуется сильной социальной политикой по сокращению имущественного неравенства населения. Здесь функцию производства выполняют в основном частные предприятия, а функцию обеспечения высокого уровня занятости и жизни – государство. Около половины своих расходов оно направляет в социальную сферу.
VI. Перечислите основные этапы системного анализа.
Под этапами понимается логическая последовательность использования всех средств системного анализа. В абстрактном виде такая последовательность может быть представлена в качестве пяти обязательных моментов исследования системы:
1. определение цели или системы целей;
2. выбор средств, с помощью которых они могут быть достигнуты;
3. определение и формулировка критериев выбора альтернативных средств;
4. определение ресурсов для обеспечения организационного управления системой, разработка необходимой и достаточной совокупности ресурсного обеспечения полного жизненного цикла системы;
5. разработка логической или математической модели системы, которая описывает системы связей и отношений между целями, альтернативными средствами их достижения и условиями окружающей среды, которые обеспечивают обмен необходимыми ресурсами.
Этап анализа проблемы.
Всесторонний, многофакторный анализ проблемы является начальным этапом системного анализа. На этом этапе анализируется состояние системы в реальных условиях, определяются не соответствия условий существования системы, выявляются причинно-следственные связи возникновения проблемных ситуаций, определяется степень актуальности проблемы в научном и практическом смысле. Формулировка проблемы и выдвижение гипотезы для ее решения является результатом этого этапа системного анализа. На этом этапе широко используются методы логико-вербальных и логико-математических средств анализа и синтеза.
Например, метод сценария, которые позволяет в прогностическом плане качественно описать возможные варианты развития событий с исследуемым объектом-системой при различных сочетаниях факторов внешних и внутренних условий жизнеобеспечения. Метод сценария основан на сборе и получении достаточного объема информации, на основании которой можно прогнозировать с определенной степенью вероятности развитие проблемной ситуации.
Метод «Дельфи» тоже предназначен для качественного анализа проблемы на основе построения предварительной модели, в которой учитывается экспертная оценка специалистов по определению ситуаций.
Метод «дерево целей». На данном этапе с его помощью можно оценить структуру модели цели и выявить отсутствия неучтенных связей с внешней средой, которые влияют на разрешение проблемной ситуации.
Метод экономического анализа позволяет дать количественную оценку сложившейся проблемной ситуации на основе условий существования экономико-математической модели. Первый этап системного анализа должен заканчиваться определением предметной или межпредметной области исследования, а также выявлением условий принципиальной разрешимости проблемы.
Этап определения системы.
Сформулированная проблема должна быть определена как логическая система четко поставленных задач, решение которых позволить получить промежуточные и конечные результаты. Постановка задач и определение условий их решения дает возможность выделить их спецификацию. Затем исследователь обосновывает состав элементов, которые он выделяет в систему, т.е. определяет объект исследования. Вводятся условия ограничения объекта исследования, определяются его границы и условия взаимодействия с окружающей средой. На втором этапе системного анализа определяются научные позиции исследователя, т.е. языки описания для решения разных задач. Результатом второго этапа системного анализа становится создание научной модели исследования объекта-системы.
Информация о работе Контрольная работа по "Системному анализу"