Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:41, контрольная работа
Как экономические категории прибыль характеризует конечные финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости, возможностей удовлетворения интересов инвестора.
7. Анализ состава и динамики прибыли организации. Анализ влияния факторов на выполнение плана и динамику прибыли от реализации.
Задача 19.
Задача 25.
Задача 33.
Задача 46.
Затраты на производство (себестоимость) продукции один из главных факторов влияющих на изменение прибыли. Снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот, ее увеличение приводит к снижению массы прибыли.
Аналогичным образом влияет на сумму прибыли изменение цен, по которой реализуется продукция. При их увеличении сумма прибыли возрастает, а при снижении уменьшается.
Выполняя анализ влияния этих факторов на сумму прибыли, используют способ цепной подстановки, который позволяет рассчитать влияние каждого из этих факторов на величину прибыли. Для анализа предварительно формируют данные по базовому (плановому) и отчетным периодам (табл. 11.2).
Таблица 11.2.
Сведения для расчета влияния факторов на величину прибыли
Показатель | Базовый период | Данные базового периода, пересчитанные на объем реализации отчетного периода (факт) | Отчетный период |
Объем реализации продукции (работ, услуг)- | 5424,0 | 5481,0 | 6404,0 |
Затраты на производство (себестоимость) продукции – | 4453,0 | 4497,0 | 5264,0 |
Прибыль от реализации продукции – | 971,0 | 984,0 | 1140,0 |
В гр. «данные базового периода, пересчитанные на объем реализации отчетного периода», показатели рассчитываются следующим образом: - фактический объем реализации продукции отчетного периода в натуральном выражении умножается на цену по плану; - затраты на единицу реализации продукции по плану умножаются на фактический объем реализации продукции отчетного периода в натуральном выражении; = - , где и из гр. «данные базового периода, пересчитанные на объем реализации отчетного периода».
При
анализе влияния изменения
где - прибыль от реализации продукции в базовый период. = 971,0 млн. руб.;
- индекс роста объема
где - объема реализации продукции (работ, услуг) в отчетном периоде;
- объема реализации продукции (работ, услуг) в базовом периоде (по плану). .
Отсюда,
прибыль в отчетный период под
влиянием изменения «объема реализации
продукции (работ, услуг)» и при неизменности
остальных факторов, составила бы
= 971,0
1,18 = 1145,7 млн. руб. Для выявления того,
как повлияло в абсолютном выражении на
изменение величины прибыли в отчетный
период изменение объема реализации
продукции (работ, услуг), в соответствии
с приемом цепных подстановок, необходимо
из полученной условной величины изменения
прибыли в отчетный период (1145,7 млн. руб.)
вычесть сумму прибыли, которую планировали
для базового периода. В этом случае исходим
из предположения, что при подобном вычитании
из величины суммы прибыли, которая могла
бы быть под влиянием изменения объема
реализации, плановой величины прибыли
(при плановых величинах остальных факторов)
выявится точное влияние этого фактора.
В нашем примере изменение величины суммы
прибыли в отчетный период под влиянием
фактора – «объем реализации
продукции (работ, услуг)» составило
=
-
= 1145,7 – 971,0 = 174,7 млн. руб. То есть, прибыль
отчетного периода под влиянием данного
фактора увеличилась на + 174,7 млн. руб.
При анализе влияния изменения прибыли за счет изменения «структуры товарной продукции» исходим из предположения, что в фактических объемах реализации продукции отразилось изменение состава реализуемой продукции (увеличение/снижение более или менее рентабельной). То есть, если из изменения прибыли под влиянием изменения объема реализации продукции с учетом структурных изменений (она отражена в показателе «Прибыль от реализации продукции, пересчитанная на объем реализации отчетного периода» см. табл. 8, = 984,0 млн. руб.) вычесть то ее изменение, которое могло произойти под влиянием изменения объема реализации ( ), получим влияние фактора изменения «структуры товарной продукции». То есть, = - = 984,0 – 1145,7 = -161,7 млн. руб. Для нашего примера это означает, что под влиянием изменения структуры товарной продукции прибыль в отчетный период снизилась на 161,7 млн. руб.
При анализе влияния изменения прибыли за счет изменения фактора «цены, по которым реализуется продукция» исходим из предположения, что в фактических объемах и фактической структуре реализованной продукции отразилось увеличение/уменьшение цен, по которым реализуется продукция. Расчеты начинаются с определения суммы прибыли , которую могло бы получить предприятие при фактических значениях объема реализации; структуры товарной продукции (влияние этих факторов уже учтено) и фактических цен, и базовой (плановой) величине затрат (влияние этого фактора исключается). Выполняя подобный расчет из объема реализации за отчетный период – 6404,0 (см. табл. 8, гр. «отчетный период») вычитают затраты на производство (себестоимость) продукции базового периода, пересчитанную на объем реализации отчетного периода (факт) – 4497,0 (см. табл. 8, гр. «данные базового периода, пересчитанные на объем реализации отчетного периода (факт)») = 6404,0 – 4497,0 = 1937,0 млн. руб. - = 1937,0 – 984,0 = 953,0 млн. руб. Это означает, что под влиянием изменения цен, по которым реализуется продукция, прибыль в отчетный период возросла на + 953,0 млн. руб.
При
анализе влияния изменения
Анализ изменения прибыли отчетного периода от обычных видов деятельности показал, как повлияли на ее величину отдельные факторы. Так, из-за изменения объема реализации продукции (работ, услуг) прибыль отчетного периода увеличилась на 174,7 млн. руб., под влиянием изменения структуры товарной продукции и затрат на производство она снизилась, соответственно, на 161,7 млн. руб. и 797,0 млн. руб., и за счет изменения цен, по которым была реализована продукция она возросла на 953,0 млн. руб. Эти расчеты позволяют сделать некоторые выводы. На предприятии качество прибыли не высокое, так как даже ее увеличение за счет роста объемов реализации +174,7 млн. руб. (положительный факт) существенно ниже, чем потери прибыли из-за роста затрат -797,0 млн. руб. (факт отрицательный), а основная часть прироста прибыли отчетного периода была получена за счет изменения (роста) цен +953,0 млн. руб.
Так
как под влиянием изменения структуры
товарной продукции, прибыль отчетного
периода снизилась на 161,7 млн. руб., необходимо
выяснить по каким видам продукции это
произошло, чтобы принять решение или
о поиске резервов увеличения прибыли
от их производства, или о целесообразности/
При анализе изменения величины прибыли по отдельным видам продукции учитываются все те же факторы, что и при анализе изменения суммы прибыли отчетного периода по предприятию в целом, за исключением фактора «структура товарной продукции». Способом цепной подстановки определяется влияние каждого фактора, при этом используется следующая модель для расчета прибыли по отдельным видам продукции (11.4):
где - прибыли по отдельным видам продукции в отчетный период, млн. руб.;
- объем реализации данного вида продукции в отчетный период, ед.;
- цена реализации единицы
данного вида продукции в
- затраты на производство
единицы данного вида
Сведения для факторного анализа представлены в табл. 1.3.
Таблица 1.3.
Сведения для факторного анализа прибыли по отдельным видам продукции
Вид продукции | , ед. | , тыс. руб. | , тыс. руб. | , млн. руб. | ||||
А | 1870 | 1873 | 403,8 | 455,9 | 310,0 | 311,8 | 175,4 | 269,9 |
Б | 2154 | 2063 | 759,9 | 781,2 | 648,9 | 736,3 | 239,1 | 92,6 |
В | 6763 | 6791 | 654,4 | 685,3 | 597,3 | 612,1 | 386,2 | 497,1 |
Г | 4730 | 4761 | 397,0 | 428,5 | 361,0 | 369,6 | 170,3 | 280,4 |
- | - | - | - | - | - | 971,0 | 1140,0 |
Вначале определяется прибыль, которую предприятие планировало получить по данному виду продукции, т.е. при плановых значениях , , по формуле (11.5):
Затем определяют, как изменилась прибыль по данному виду продукции из-за изменения объем реализации данного вида продукции в отчетный период – (в натуральных ед.). Для этого по формуле (11.6) рассчитывают прибыль, которую могло бы получить предприятие при плановой цене реализации данного вида продукции ( ) и плановых затраты на производство данного вида продукции ( ) и фактического объема реализации ( ) данного вида продукции в отчетный период (11.6).
Абсолютное значение влияния фактора «объем реализации данного вида продукции» равно: - = 175,7 – 175,3= 0,3 млн. руб. То есть, прибыль по изделию А под влиянием изменения «объема реализации данного вида продукции» увеличилась на 0,3 млн. руб.
Затем определяют, как изменилась прибыль по данному виду продукции из-за изменения цены на единицу данного вида продукции в отчетный период – . Для этого по формуле (11.7) рассчитывают прибыль, которую могло бы получить предприятие при плановых затраты на производство данного вида продукции ( ), фактического объема реализации данного вида продукции в отчетный период ( ) и фактической цене реализации данного вида продукции ( ). Формула (11.7):
Абсолютное значение влияния фактора «цена единицы данного вида продукции» равно: - = 273,3 – 175,7 = 97,6 млн. руб. То есть, прибыль по изделию А под влиянием изменения «цены единицы данного вида продукции» увеличилась на 97,6 млн. руб.
Затем определяют, как изменилась прибыль по данному виду продукции из-за изменения затрат на производство единицы данного вида продукции в отчетный период – . Для этого по формуле (11.8) рассчитывают прибыль, которую могло бы получить предприятие при фактических затраты на производство данного вида продукции ( ), фактического объема реализации данного вида продукции в отчетный период ( ) и фактической цене реализации данного вида продукции ( ).Формула (11.8):
Информация о работе Контрольная работа по "Анализу финансовой деятельности предприятии"