Конкурсное производство стратегических предприятий и организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:10, реферат

Описание работы

Продажа имущества, имущественных и иных прав, не входящих в имущественный комплекс должника, предназначенный для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, может осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 111 настоящего Федерального закона.

Работа содержит 1 файл

Банкротство стратегич организаций.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

 После принятия  такого судебного акта производство  по делу о банкротстве должно  быть возобновлено. Однако необходимо  учитывать, что признание акта  органа исполнительной власти  недействительным может служить дополнительным (к указанным в Законе о банкротстве) основанием принятия решения об отказе в признании должника банкротом. Такое решение принимается арбитражным судом, в частности, если им будет установлено, что причиной неплатежеспособности субъекта естественной монополии послужили неправильно установленные тарифы (цены) на его товары, работы, услуги (ст. 11 Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК).

 Закон об  особенностях банкротства субъектов  ТЭК предъявляет дополнительные требования к кандидатурам арбитражных управляющих по делам о банкротстве соответствующих должников.

 Арбитражным  управляющим (временным, внешним,  конкурсным) может быть назначено  только такое физическое лицо, которое имеет опыт работы  в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса.

 Кроме того, необходимо учитывать, что по  делу о банкротстве субъекта  естественной монополии ТЭК управляющий  действует на основании не  только лицензии арбитражного  управляющего, но и аттестата,  выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области ТЭК.

 Таким образом,  круг лиц, которые могут быть  назначены арбитражными управляющими, ограничен профессионалами, имеющими  специальную подготовку. Этот круг еще более сужается, когда речь идет о назначении внешнего управляющего для осуществления мер по восстановлению платежеспособности должника в рамках процедуры внешнего управления. Подбор кандидатуры внешнего управляющего и его представление арбитражному суду возложены на федеральный орган исполнительной власти в области ТЭК, уполномоченный Правительством Российской Федерации (ст. 15 Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК). Указанной кандидатуре отдается безусловный приоритет: общий порядок назначения внешних управляющих может быть применен только в том случае, если кандидатура внешнего управляющего не представлена соответствующим федеральным органом власти.

 Содержащиеся  в Законе об особенностях банкротства  субъектов ТЭК специальные правила  в той или иной степени касаются всех процедур банкротства, за исключением мирового соглашения.

 В отношении  процедуры наблюдения законодатель  посчитал необходимым ужесточить  требования, предъявляемые к порядку  принятия первым собранием кредиторов  решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом. Для принятия такого решения собранию необходимо набрать три четверти от общего числа голосов кредиторов. Кроме того, несмотря на наличие такого решения собрания кредиторов, представление органами исполнительной власти и местного самоуправления ходатайства о введении внешнего управления делает для арбитражного суда обязательным принятие определения о введении внешнего управления (ст. 12 Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК).

 Применительно  к таким процедурам, как внешнее  управление и конкурсное производство, специальные правила, установленные  Законом, направлены главным образом  на обеспечение сохранности и  целостности имущества субъекта  естественной монополии ТЭК, составляющего его единый производственно-технологический комплекс. Этим целям, в частности, служат положения, ограничивающие полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом должника в период внешнего управления: внешний управляющий ни при каких условиях не вправе отчуждать имущество, входящее в единый производственно-технологический комплекс должника. Более того, не допускаются перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием единого производственно-технологического комплекса, а также любые иные меры по восстановлению платежеспособности должника, не отвечающие требованиям его безопасного функционирования (ст. ст. 17, 19 Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК).

 Сделки по  отчуждению имущества должника - субъекта естественной монополии ТЭК, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса, совершенные после возбуждения дела о банкротстве (в период наблюдения - должником, при внешнем управлении - внешним управляющим, а также самим должником) в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом, в соответствии со ст. 18 Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК могут быть признаны недействительными на основании решения арбитражного суда.

 Данное положение  Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК содержит в себе некоторые неясные моменты и дает основание для различного толкования. Прежде всего следует различать сделки, совершенные с соответствующим имуществом после возбуждения дела о банкротстве, и сделки, совершенные за шесть месяцев до этого момента. В первом случае при наличии императивной нормы, запрещающей внешнему управляющему отчуждать имущество должника, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса, мы должны признать, что сделки, нарушающие этот запрет (совершенные в период внешнего управления), являются ничтожными (т.е. недействительными независимо от решения суда). Однако Закон не содержит аналогичного запрета в отношении сделок, совершаемых в период наблюдения (до введения внешнего управления). Следовательно, в этих случаях подлежат применению общие правила, предусмотренные Законом о банкротстве и, в частности, ст. 64, согласно которой органы управления должника могут совершать сделки, связанные с распоряжением имуществом должника, при условии получения предварительного согласия временного управляющего относительно сделок с недвижимостью либо с иным имуществом, стоимость которого превышает 10 процентов балансовой стоимости активов должника. Видимо, учитывая не только "букву", но и "дух" Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК, можно было бы признать, что такие сделки являются оспоримыми и для признания их недействительными арбитражный суд должен располагать доказательствами, подтверждающими, что отчужденное имущество входило в состав единого производственно-технологического комплекса.

 Во втором  случае, когда речь идет о сделках,  совершенных с указанным имуществом  за шесть месяцев до возбуждения  дела о банкротстве должника, такие сделки конечно же являются  оспоримыми. Признание их недействительными возможно лишь в том случае, если будет доказано, что контрагент должника в сделке, совершая ее, знал или должен был знать о том, что должник находится в состоянии неплатежеспособности. В противном случае (если это не будет доказано) данный контрагент окажется в положении добросовестного приобретателя, у которого нельзя отобрать полученное имущество, в том числе и в порядке реституции по недействительной сделке.

 Имущество,  входящее в единый производственно-технологический  комплекс должника, признанного банкротом, может быть продано конкурсным управляющим только по конкурсу путем выставления его на торги единым лотом. Причем обязательными условиями конкурса должно быть обеспечение сохранения единого производственно-технологического комплекса в соответствии с его целевым назначением, а также наличие у покупателя лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (ст. 20 Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК).

 Другую группу  специальных правил, устанавливающих особенности банкротства субъектов естественных монополий, объединяет идея сохранения на протяжении всех процедур банкротства и по их окончании договорных обязательств субъектов ТЭК перед потребителями, в отношении которых действуют нормы, не допускающие ограничения или прекращения снабжения их топливно-энергетическими ресурсами. Именно по этим причинам существенно ограничены, например (по сравнению со ст. 102 Закона о банкротстве), правомочия внешнего управляющего по отказу от исполнения договоров должника: внешний управляющий лишен возможности отказываться от исполнения договоров энергоснабжения, поставки газа, транспортировки или распределения газа, нефти и нефтепродуктов, заключенных с потребителями, снабжение которых не подлежит ограничению или прекращению, в том числе на основе международных договоров Российской Федерации (п. 2 ст. 16 Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК).

 Проводится  эта идея и применительно к  конкурсному производству после  объявления должника - субъекта естественной  монополии ТЭК банкротом. Одним из обязательных условий участия в конкурсе по продаже имущества должника (единого производственно-технологического комплекса) является согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам энергоснабжения, поставки газа, транспортировки или распределения газа, нефти или нефтепродуктов (ст. 20 Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК).

 В Законе  об особенностях банкротства  субъектов ТЭК более рельефно, нежели в Законе о банкротстве,  просматривается его реабилитационная направленность. В этих целях, в частности, значительно увеличены сроки внешнего управления; первоначально эта процедура вводится арбитражным судом на срок не более полутора лет, впоследствии ее срок может быть продлен до пяти лет. Продление срока осуществляется арбитражным судом по ходатайству не только собрания кредиторов, но и соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, а также внешнего управляющего. Кроме того, если должник является градообразующей организацией, срок внешнего управления может быть продлен и до 10 лет под поручительство субъекта Российской Федерации или муниципального образования (ст. 14 Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК).

 Чрезвычайно  важно, что в осуществлении  государственной политики в области несостоятельности (банкротства) наряду с государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению должен участвовать и орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий управление топливно-энергетическим комплексом (ст. 5 Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК).

 Принимая  во внимание несомненное сходство  правоотношений, складывающихся при  банкротстве субъектов естественных  монополий во всех отраслях  экономики, можно было бы рекомендовать  применение Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК (по аналогии закона) при банкротстве всех субъектов естественных монополий до вступления в силу параграфа 6 главы IX Закона о банкротстве (до 1 января 2005 г.). 

Информация о работе Конкурсное производство стратегических предприятий и организаций