|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зарегистрировано
на
кафедре |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И.О. |
|
Подпись |
|
Дата |
Минск
2011 г. |
|
Конкурсное производство
стратегических предприятий
и организаций.
1. Продажа предприятия
должника - стратегических предприятия
или организации осуществляется в порядке,
предусмотренном пунктами 7 - 9 статьи 195
настоящего федерального закона.
Продажа имущества,
имущественных и иных прав, не
входящих в имущественный комплекс
должника, предназначенный для осуществления
деятельности, связанной с выполнением
работ по государственному оборонному
заказу, обеспечением федеральных государственных
нужд в области поддержания обороноспособности
и безопасности Российской Федерации,
может осуществляться в порядке, предусмотренном
статьей 111 настоящего Федерального закона.
2. При наличии
в составе имущества должника
имущества, изъятого из оборота,
конкурсный управляющий обязан
уведомить об этом собственника
изъятого из оборота имущества.
Собственник
изъятого из оборота имущества
принимает от конкурсного управляющего
это имущество или закрепляет его за другими
лицами в срок не позднее чем шесть месяцев
с даты получения уведомления.
Комментарий к
статье 196
1. В случае
открытия конкурсного производства
в отношении стратегической организации
(впрочем, как и любого иного должника-банкрота)
имущество должника подлежит продаже,
а вырученная сумма используется для расчетов
с кредиторами.
Комментируемая
статья включает в себя положения
о порядке продажи различных
видов имущества должника - стратегической
организации в ходе конкурсного производства.
2. В случае
если при проведении конкурсного
производства продается предприятие
стратегической организации, то
такая продажа должна осуществляться
в порядке, предусмотренном для
продажи предприятия стратегической
организации в ходе процедуры внешнего
управления: имущественный комплекс продается
путем проведения открытых торгов в форме
конкурса, а если в составе предприятия
имеется имущество, ограниченное в обороте,
- путем проведения закрытых торгов в форме
конкурса; государство (Российская Федерация)
наделяется правом преимущественного
приобретения предприятия; к участию в
торгах не допускаются конкурсные кредиторы
и их аффилированные лица; с победителем
торгов заключается не только договор
купли-продажи предприятия, но и соглашение
об исполнении условий конкурса и т.д.
3. Если объектом
продажи является имущество должника,
не входящее в имущественный
комплекс, предназначенный для выполнения
работ по государственному оборонному
заказу, а также для обеспечения
федеральных государственных нужд в области
поддержания обороноспособности и безопасности
государства (т.е. обычное имущество), применяются
общие правила о продаже части имущества
должника (ст. 111 Закона о банкротстве).
4. Пункт 2 комментируемой
статьи определяет правовой режим объектов,
изъятых из оборота (если таковые имеются
в составе имущества должника). В этом
случае конкурсный управляющий уведомляет
собственника имущества о наличии таких
объектов, последний должен принять соответствующие
объекты от конкурсного управляющего
или закрепить их за другими лицами в срок
не позднее шести месяцев с даты получения
уведомления конкурсного управляющего.
Банкротство
субъектов естественных монополий
В соответствии
с п. 1 ст. 231 Закона о банкротстве
положения параграфа 6 главы IX настоящего
Закона вступают в силу с 1 января 2005 г.
Таким образом,
в настоящее время содержащиеся
в Законе о банкротстве правила
об особенностях банкротства субъектов
естественных монополий (ст. ст. 197 - 201)
не действуют (вплоть до 1 января 2005 г.).
Что касается субъектов естественных
монополий топливно-энергетического комплекса,
то специальные правила о банкротстве
указанной категории должников вступили
в силу с 1 июля 1999 г. и сохраняют свое действие
до 1 января 2005 г.
Необходимость
установления на законодательном уровне
специальных правил, регулирующих особенности
банкротства субъектов естественных монополий,
диктуется их особым положением среди
участников имущественного оборота: субъекты
естественных монополий действуют в тех
сферах товарного рынка, где отсутствует
конкуренция товаропроизводителей, и
в этом смысле они являются незаменимыми.
Применение к ним "общей мерки" банкротства
наравне с другими участниками имущественного
оборота, в том числе и в части критериев
и признаков несостоятельности, может
привести к катастрофическим последствиям
в целом для российской экономики.
Действующим
Законом об особенностях банкротства
субъектов ТЭК охватываются правоотношения,
связанные с несостоятельностью
(банкротством) должников в таких
наиболее важных сферах деятельности
субъектов естественных монополий, как
транспортировка нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам, транспортировка
газа по трубопроводам, услуги по передаче
электрической и тепловой энергии, объединяемых
понятием "естественная монополия в
топливно-энергетическом комплексе"
(далее - ТЭК).
Вместе с
тем Закон об особенностях
банкротства субъектов ТЭК выходит
за рамки круга субъектов естественных
монополий ТЭК, определенные Федеральным
законом "О естественных монополиях"
и распространяет свое действие на другие
организации ТЭК при условии, что их основная
деятельность связана с производством
электрической, тепловой энергии и добычей
природного газа, при осуществлении которой
сумма выручки от реализации производимых
товаров, работ, услуг превышает 70 процентов
от общей суммы выручки. Другое обязательное
условие - наличие у этих организаций имущества,
обеспечивающего непрерывный производственный
процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими
ресурсами (так называемый единый производственно-технологический
комплекс). А применение каких-либо процедур
банкротства в отношении атомных электростанций
вовсе исключено.
Основные особенности
несостоятельности (банкротства) субъектов
естественных монополий ТЭК, предусмотренные
законом и имеющие значение для арбитражно-судебной
практики по разрешению соответствующих
споров, касаются критериев и признаков
банкротства, требований к арбитражным
управляющим, оснований возбуждения дел
о банкротстве должников и порядка их
рассмотрения, порядка проведения процедур
несостоятельности. Следует также подчеркнуть,
что установленные Законом об особенностях
банкротства субъектов ТЭК специальные
правила, регламентирующие указанные
особенности несостоятельности (банкротства)
субъектов естественных монополий, имеют
приоритет перед соответствующими нормами
Закона о банкротстве, который подлежит
применению в субсидиарном порядке.
Закон об
особенностях банкротства субъектов
ТЭК исходит из специальных
критериев несостоятельности: должник
считается неспособным удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и исполнить обязанность по уплате обязательных
платежей, если соответствующие обязательства
и обязанность не исполнены им в течение
шести месяцев с момента наступления даты
их исполнения и сумма кредиторской задолженности
превышает балансовую стоимость имущества
должника, в том числе права требования
(ст. 2). Таким образом, в отношении этой
категории должников восстановлено действие
принципа неоплатности, когда в основе
несостоятельности лежит превышение кредиторской
задолженности над имуществом должника.
Учитывая, что соотношение дебиторской
и кредиторской задолженности у субъектов
естественных монополий, как правило,
складывается не в пользу последней, после
принятия Закона об особенностях банкротства
субъектов ТЭК судебные дела о банкротстве
таких должников стали редким явлением.
Однако нельзя
не видеть и "оборотную сторону
медали": длительное время не
расплачиваясь с кредиторами
и не испытывая при этом
страха приближающегося банкротства,
должник может попасть в ситуацию, когда
исполнение судебных решений по искам
кредиторов о взыскании задолженности
потребует обращения взыскания на имущество,
в том числе входящее в единый производственно-технологический
комплекс субъекта естественной монополии
(трубопроводы, энергоустановки, турбины
и т.п.), при отсутствии возможности получить
"спасательный круг" в виде одной
из реабилитационных процедур несостоятельности
(например, внешнего управления). В целях
избежания такой опасности в свое время
предлагалось при определении наличия
(или отсутствия) критериев банкротства
сравнивать сумму кредиторской задолженности
не со всем имуществом субъекта естественной
монополии, а с той ее частью, которая не
входит в состав единого производственно-технологического
комплекса. К сожалению, это положение
"выпало" из законопроекта на одной
из стадий его принятия. Быть может, некоторой
компенсацией этой потери (довольно слабой)
служит норма, согласно которой в случае,
если на основании решения суда обращено
взыскание на имущество субъекта естественной
монополии, входящее в состав единого
производственно-технологического комплекса,
руководитель должника в течение 10 дней
с момента получения решения суда об обращении
взыскания на указанное имущество обязан
обратиться в арбитражный суд с заявлением
о банкротстве должника (п. 1 ст. 3 Закона
об особенностях банкротства субъектов
ТЭК).
Закон об
особенностях банкротства субъектов
ТЭК (ст. 6) значительно поднял
порог подведомственности дел
о банкротстве названной категории
должников: заявление о признании должника
банкротом может быть принято арбитражным
судом лишь в том случае, если требования
к должнику в совокупности составляют
не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты
труда и указанные требования не погашены
в течение шести месяцев. Значительно
ужесточены и требования, предъявляемые
к кредиторам, инициирующим дело о банкротстве
субъекта естественной монополии в арбитражном
суде: кредитор, обращающийся в арбитражный
суд с заявлением о банкротстве должника,
должен приложить к своему заявлению либо
решение суда о взыскании соответствующей
задолженности, либо доказательства, свидетельствующие
о признании его требований должником
(например, положительный ответ на претензию),
либо документы с исполнительной надписью
нотариуса. Иными словами, кредитор должен
доказать, что он, действуя добросовестно,
пытался получить с должника задолженность
в обычном порядке, а теперь обращается
с заявлением о банкротстве должника,
имея к нему обоснованные, установленные
судом или подтвержденные бесспорными
документами требования.
Расширен
круг лиц, участвующих в деле
о банкротстве должника - субъекта
естественной монополии ТЭК: в
их число вошли орган управления
топливно-энергетическим комплексом,
а также органы исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
и местного самоуправления по месту нахождения
должника (ст. 7 Закона об особенностях
банкротства субъектов ТЭК).
Закон о
банкротстве субъектов ТЭК придает
определенное правовое значение
действиям должника по обжалованию
актов соответствующих органов исполнительной
власти в части утверждения тарифов (цен)
на электрическую и тепловую энергию,
газ, на перекачку нефти и транспортировку
газа, предшествовавшим возбуждению дела
о банкротстве, а также величине дебиторской
задолженности со стороны потребителей,
снабжение которых в соответствии с законодательством
не подлежит ограничению или прекращению
либо осуществляется в обязательном порядке.
Сведения о соответствующих исках и о
размере задолженности таких потребителей
должны включаться должником в отзыв на
заявление кредитора о банкротстве должника
(ст. 9).
В случае
если должником (до принятия
заявления о его банкротстве
арбитражным судом) было подано
исковое заявление в суд, арбитражный
суд о признании недействительным акта
органа исполнительной власти, установившего
заниженные тарифы (цены) на товары, работы
или услуги субъекта естественной монополии,
производство по делу о банкротстве подлежит
приостановлению до принятия соответствующего
судебного акта по указанному исковому
заявлению.