Конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:25, реферат

Описание работы

Каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации.

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

       ,    

где qнi - единичный показатель по i-му нормативному параметру.

    n - число нормативных параметров, подлежащих оценке; 

      Групповой показатель технических параметров рассчитывается следующим образом:

      

где  Vн, Vб – значения j-х технических параметров соответственно нового и базового изделий в натуральных единицах измерения;

     аj - весомость j-го технического параметра;

     m - число технических параметров, подлежащих оценке. 

      Групповой показатель экономических параметров учитывает затраты на приобретение и эксплуатацию изделия:

     , 

где  Сн, Сб - цена потребления соответственно оцениваемого изделия и изделия-образца;

    Цн и Цб – соответственно цены нового и базового изделий, руб.;

    Зэн и Зэб – затраты на эксплуатацию нового и базового изделий, руб. 

     Чаще  всего этот метод применяется для оценки уровня конкурентоспособности товаров промышленного назначения, так как не достаточно полно учитывает влияние нетоварных факторов. 

     Пример. Рассчитать уровень конкурентоспособности новой посудомоечной машины. Исходные данные для расчета приведены в таблице 1. 

     Таблица 1 – Данные для расчета уровня конкурентоспособности индексным методом. 

Наименование  параметра Коэффициент весомости  
параметра
Значение  параметра
Базовая  
модель
Новая  
модель
Количество  комплектов посуды 0,4 9 12
Ширина, см 0,15 45 60
Уровень шума, дБ 0,2 43 40
Количество  программ мойки 0,14 3 5
Гарантийный срок службы, лет 0,11 1 2
Цена  посудомоечной машины, тыс.руб.   1200 1500
Класс энергопотребления   А А
Класс качества мойки   Б А
 

     Рассчитаем  групповой показатель технических параметров, учитывая, что увеличение характеристик ширина машины и уровень шума снижают качество изделия:

      . 

     Групповой показатель по экономическим параметрам в данном случае учитывает только стоимость машины:

      . 

     Групповой показатель по нормативным параметрам будет учитывать класс энергопотребления (1) и класс качества мойки. У базовой модели класс мойки ниже, чем у новой, поэтому примем нормативный коэффициент 1,1. 

      . 

     Уровень конкурентоспособности новой посудомоечной  машины по отношению к базовой будет равен: 

      .

     Следовательно, новая машина может из соотношения  технических, экономических и нормативных параметров имеет на 15,6% больше шансов продаваться на рынке.

     Однако, любой покупатель бытовой техники  знает, что не только технические характеристики влияют на решение о покупке, но и дизайн, удобство использования, известность и репутация торговой марки, реклама имеют важное значение.

Расчет  уровня конкурентоспособности  продукции  
на основе верхнего предела цены
 

     Уровень конкурентоспособности может быть рассчитан отношением верхнего предела цены изделия к фактической его цене: 

               (10.2) 

где  УКС21 - уровень конкурентоспособности анализируемого изделия по отношению к базовому;

      Ц1 - цена базового изделия, руб.;

      УК21 - уровень качества нового анализируемого изделия по сравнению с базовым, который может быть определен любым из методов, представленных в главе 8;

      kнтф- коэффициент, учитывающий влияние нетоварных факторов при приобретении нового вида товара потребителем;

      Ц2 - фактическая цена нового изделия, руб.;

      ЦВП – верхний предел цены, который может быть рассчитан по методике, предложенной в пункте 8, руб.. 

     Расчет  коэффициента, учитывающего влияние  нетоварных факторов, таких как удобство покупки,  уровень сервиса и престижность фирмы, можно осуществить с помощью метода экспертных оценок.  

     Пример. Для той же посудомоечной машины рассчитаем уровень качества экспертным методом, введем дополнительные нетоварные факторы, важные для потребителя, которые то же будут оценены экспертным методом. Исходные данные приведены в таблице 2. 

     Таблица 2 – Данные для расчета уровня конкурентоспособности на основе верхнего предела цены. 

Наименование  параметра Коэффициент весомости  
параметра
Значение  параметра
Базовая  
модель
Новая  
модель
Количество  комплектов посуды 0,4 3 5
Ширина, см 0,15 5 4
Уровень шума, дБ 0,2 4 5
Количество  программ мойки 0,14 3 5
Гарантийный срок службы, лет 0,05 2 4
Класс энергопотребления и мойки 0,06 3 4
Цена  посудомоечной машины, тыс.руб.   1200 1500
Престижность фирмы 0,5 5 4
Реклама 0,1 2 3
Удобство  приобретения, доставки и монтажа 0,15 4 4
Возможность покупки в кредит 0,25 2 4
 

     Уровень качества новой машины по отношению к базовой, оцененный экспертами, будет равен:

      . 

     Коэффициент нетоварных факторов 

      . 

     Тогда уровень конкурентоспособности  новой посудомоечной машины будет  равен:

      . 

     Конкурентоспособность, оцененная потребителями, несколько  отличается от конкурентоспособности, оцененной только по техническим и нормативным параметрам. Для повышения конкурентоспособности нового товара можно предложить снижение цены или усиление его маркетинговой поддержки. 
 

3 Конкурентные стратегии  фирм 

     Позицию фирмы в отрасли определяет конкурентное преимущество.

      Наиболее  типичными причинами, дающими конкурентные преимущества фирме, являются:

      1. Новые технологии. Изменение технологии  может создать новые возможности для разработки нового товара, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшения сопутствующих услуг. Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям. Новые отрасли появляются тогда, когда изменение технологии делает возможным появление нового товара. Смена лидерства вероятнее всего происходит в тех отраслях, где резкое изменение технологии делает устаревшими знания и фонды прежних лидеров в отрасли.

      2. Новые или изменившиеся запросы  покупателей. Часто конкурентное  преимущество возникает тогда,  когда у покупателей появляются  совершенно новые запросы или же их взгляды на то, "что такое хорошо и что такое плохо" резко меняются. Те фирмы, которые уже закрепились на рынке, могут этого не заметить или оказаться не в состоянии отреагировать должным образом, потому что для того, чтобы ответить на эти запросы, требуется создать новую цепочку ценностей.

      3. Появление нового сегмента отрасли.  Тут есть возможность не только  выйти на новую группу покупателей,  но и найти новый, более эффективный  способ выпускать некоторые виды продукции или новые подходы к определенной группе покупателей. Яркий тому пример — выпуск автопогрузчиков. Японские фирмы обнаружили обойденный вниманием сегмент — малогабаритные многоцелевые автопогрузчики — и взялись за него. При этом они добились унификации моделей и высокоавтоматизированного производства.

      4. Изменение стоимости или наличия  компонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила, сырье, энергия, транспорт, связь, средства информации или оборудование. Классический пример — изменение соотношения стоимости рабочей силы между странами.

      5. Изменение правительственного регулирования.  Изменение политики в таких  областях, как стандарты, охрана  окружающей среды, требования  к новым отраслям и торговые ограничения, — еще один распространенный стимул для новаций, влекущих за собой конкурентное преимущество. Существующие лидеры рынка приспособились к определенными "правилам игры" со стороны правительства, и, когда правила эти вдруг меняются, они могут оказаться не в состоянии ответить на эти изменения.

     Тем не менее, любая действенная стратегия должна уделять внимание своим типам конкурентного преимущества, хотя и строго придерживаясь одного из них. Фирма, сосредоточившаяся на низких издержках, должна, тем не менее, обеспечить приемлемое качество и обслуживание. Точно так же товар фирмы, выпускающей дифференцированную продукцию, должен быть не настолько дороже товаров конкурентов, чтобы это не повлекло резкого уменьшения объемов продаж и прибыли.

     Если  бизнес специализирован, фирма сосредотачивается  на производстве сравнительно редко  встречающихся (или вообще отсутствующих) на рынке товаров и услуг. При этом она может пойти либо по пути адаптации к особым запросам рынка, либо придерживаться противоположной линии — вместо приспособления себя к требованиям рынка попытаться изменить эти требования, чаще всего путем инноваций. На рисунке 2 показано место каждой рассмотренных стратегий в координатах "Издержки — качество".

      Рисунок 2 - Матрица «Издержки-качество» и типы стратегий конкурентной борьбы фирм. 

     Существует  по меньшей мере четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы, каждый из которых ориентирован на разные условия экономической среды и разные ресурсы, находящиеся в распоряжении фирмы. Придерживающиеся их фирмы каждая по-своему, не так как другие, но одинаково удачно приспособлены к требованиям рынка. И все они нужны для нормального функционирования экономики.

     Силовая стратегия — стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на снижение издержек производства за счет эффекта масштаба. Фундаментальный источник сил — массовое производство продукции хорошего качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает запас конкурентоспособности. Девиз такой стратегии: "Дешево, но прилично" (но не "дорого и плохо"). Такую стратегию применяют большинство крупных промышленных предприятий.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции