Конкурентоспособность предприятий розничной торговли и факторы ее определяющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

Содержание

Введение 4
1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия 6
2 Конкурентоспособность предприятий розничной торговли 8
3 Факторы конкурентоспособности 11
Заключение 13
Список использованных источников 14

Работа содержит 1 файл

К,р Быкова.doc

— 157.00 Кб (Скачать)


УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

 

 

Конкурентоспособность предприятий розничной торговли и факторы ее определяющие

Контрольная работа

По предмету: Организация коммерческой деятельности

 

 

 

 

 

Студент 3 курса регионального факультета

302 группы

Заочной формы обучения

Перминовой Н.В

                Научный руководитель                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н-Тагил 2010

 

 

План контрольной работы                стр.

 

Задание 1: Вариант 22. Конкурентоспособность предприятий              

розничной торговли и факторы ее определяющие              3

Задание 2: Вариант 4. Задача              15

Задание 3: Аналитическая карта              21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение              4

1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия               6

2 Конкурентоспособность предприятий розничной торговли               8

3 Факторы конкурентоспособности              11

Заключение               13

Список использованных источников              14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.    Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность. Конкурентоспособность товара решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации. Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются. Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие конкуренции

 

Характер Динамики предприятия торговли сегодня должен быть связан не только с изменением социально-экономических факторов внешней среды, сколько с внутренним потенциалом отдельного хозяйствующего субъекта, оценка которого в современных условиях должна производиться только в контексте позиционирования хозяйствующего субъекта в конкурентной среде.

Конкуренция – главный фактор внешнего влияния на деятельность предприятия розничной торговли. Одним из условий развития предприятий розничной торговли на современном этапе развития экономики является их конкурентоспособность.

Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Предприятие, вкладывающее силы в неконкурентоспособный товар обречены на гибель.

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

- соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

- соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

- соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.

Далее, исходя из того, что конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны.

Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы.

 

2 Конкурентоспособность предприятий розничной торговли

 

Конкурентоспособность – условие развития хозяйствующего субъекта. При этом основой конкурентоспособности является эффективность. Достижение предприятием высокого уровня эффективности определяет уровень конкурентоспособности предприятия.

Необходимо установить, имеется ли у предприятия чистое конкурентное преимущество перед своими основными конкурентами, и определить, чего следует ожидать в ближайшей перспективе – улучшения или ухудшения рыночной позиции предприятия.

Считается, что торговое предприятие имеет конкурентное преимущество, если уровень его работы с покупателями превышает соответствующий показатель конкурентов и если оно в состоянии противодействовать влиянию конкурентных сил.

Успешные предпринимательские стратегии базируются на устойчивом конкурентном преимуществе. Предприятие является конкурентоспособным всегда, когда обладает преимуществом перед конкурентами в привлечении потребителей. Существует множество источников обеспечения конкурентоспособности: предложение лучшего ассортимента на рынке, предоставление лучшего обслуживания потребителю, обеспечение более низких, чем у конкурентов издержек, лучшее территориальное расположение, обладание собственной торговой маркой, и высокой репутацией. Для создания конкурентоспособности предприятие должно направить ассортиментную стратегию на предложение потребителю, того что он воспринимает как высшую ценность.

Но ассортиментная стратегия предприятия не только рассматривает проблему конкуренции; она охватывает стратегии функциональной работы, учитывает, как руководство планирует отреагировать на изменение условий любого типа (а не только те, которые связаны с конкуренцией), как оно намерено справляться с полным диапазоном стратегических проблем, стоящих перед этим предприятием.

В распоряжении розничной торговли имеются пять основных способов завоевания устойчивых конкурентных преимуществ.

1.      Покупательская лояльность

2.      Расположение магазина

3.      Отношения с поставщиками

4.      Информационные системы управления и распределения

5.      Снижение издержек

Анализ эффективности инвестиционных проектов издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы по всей системе товародвижения от продавца к покупателю.

Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия, можно свести к следующим:

- обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих товары и услуги;

- изменение качества обслуживания потребителя и его конкретных запросов;

- выявление и обеспечение преимуществ товара или услуги по сравнению с его заменителями;

- изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию продажи товаров, внедрению прогрессивных форм, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

- совершенствование стимулирования продаж.

Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

 

3 Факторы конкурентоспособности предприятия

 

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:

- технико-экономические;

- коммерческие;

- нормативно-правовые.

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства,

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

- конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);

- предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);

рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);

имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.

Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию товара или услуг, постоянному поиску новых каналов сбыта, новых покупателей, улучшению сервиса, рекламы.

Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его товаров или услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

Малый бизнес существует во многих отраслях экономики: в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте, торговле и общественном питании, всех видах коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения и потребительскими товарами, здравоохранении, науке. Проанализировав отраслевую структуру малого бизнеса во многих странах, можно сделать следующие выводы. Лишь в немногих отраслях (оборонная промышленность, энергетика, тяжелое машиностроение) малые предприятия пока не способны составить реальной конкуренции корпорациям. В остальных случаях по многим признакам они могут успешно конкурировать с ними. Субъекты малого предпринимательства способны оперативно заполнять те ниши рынка или целые отрасли, в которых крупный бизнес малоэффективен. Примером могут служить розничная торговля, сфера услуг, медицинское и научное обслуживание. Важный элемент технологического процесса в этих сферах предпринимательской деятельности – личное взаимодействие покупателя и представителя предприятия – продавца. Принципом работы субъектов крупного бизнеса всегда останется ориентация на массовое производство обезличенных услуг. Поэтому малые предприятия в этих сферах всегда будут иметь конкурентные преимущества, обеспечивая индивидуальность подхода к обслуживанию клиента.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятий розничной торговли и факторы ее определяющие