Комплексный анализ и рейтинговая оценка предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Методики анализа имеют важное практическое значение, т.к. комплексный экономический анализ деятельности предприятия является базой для комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности и потенциала предприятия, его положения в конкурентной среде.
Целью работы является описание методик анализа основных сфер деятельности предприятия:
анализ формирования и размещения капитала,

Содержание

Введение.............................................................................................................................. 3
I. Методики анализа основных сфер деятельности предприятия.................................. 4
1.1. Анализ формирования и размещения капитала.................................................. 4
1.2. Анализ эффективности и интенсивности использования
капитала предприятия............................................................................................. 6
1.3. Анализ эффективности использования основного капитала ............................ 8
1.4. Анализ использования материальных ресурсов предприятия........................... 10
1.5. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия................................... 11
1.6. Анализ маркетинговой деятельности предприятия............................................ 12
1.7. Анализ производства и реализации продукции.................................................. 14
1.8. Анализ себестоимости продукции........................................................................ 16
1.9. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия............................ 17
1.10. Анализ использования прибыли предприятия................................................... 19
1.11. Анализ эффективности инвестиционной деятельности
предприятия............................................................................................................... 22
1.12. Анализ финансового состояния предприятия.................................................... 23
1.13. Диагностика риска банкротства предприятия................................................... 25
II. Комплексная рейтинговая оценка деятельности предприятия................................... 26
Заключение........................................................................................................................... 28
Список использованных источников................................................................................. 29
Приложение А Бухгалтерский баланс (форма №1).......................................................... 30
Приложение Б Обобщение результатов анализа финансового
состояния предприятия ........................................................................................

Работа содержит 1 файл

АХД..docx

— 1.03 Мб (Скачать)

Таблица 3.- Показатели эффективности использования совокупного капитала

      В соответствии с данными таблицы 3 доходность капитала за отчетный год  выросла на 2,5% (40 - 37,5). В связи с  ускорением оборачиваемости капитала она возросла на 3,3%, а за счет некоторого снижения уровня рентабельности оборота  уменьшилась на 0,8% [1, 559].

Таблица 4.- Показатели эффективности использовании операционного капитала

 

      Как видно из табл.4 доходность операционного  капитала повысилась за счет ускорения его оборачиваемости и снизилась за счет рентабельности продаж [1, 560]. 

1.3.Анализ эффективности использования основного капитала

      Для обобщающей характеристики эффективности  и интенсивности использования  основного капитала служат следующие показатели:

  • фондорентабельность (отношение прибыли от основной деятельности к среднегодовой стоимости основных средств);
  • фондоотдача основных производственных фондов (отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов);
  • фондоотдача активной части основных производственных фондов (отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости активной части основных средств);
  • фондоемкость (отношение среднегодовой стоимости ОПФ к стоимости произведенной продукции за отчетный период);
  • относительная экономия основных фондов:

Эопф= ОПФ1 - ОПФ0∙Iвп,

где ОПФ0, ОПФ1 — соответственно среднегодовая стоимость основных производственных фондов в базисном и отчетном годах;

Iвп — индекс объема валового производства продукции.

      При расчете среднегодовой стоимости  ОПФ учитываются не только собственные, но и арендуемые основные средства и не включаются фонды, находящиеся  на консервации, резервные и сданные в аренду.

      Частные показатели применяются для характеристики использования отдельных видов машин, оборудования, производственной площади, например, средний выпуск продукции в натуральном выражении на единицу оборудования за смену, выпуск продукции на 1м2 производственной площади и т.д.

      Наиболее  обобщающим показателем эффективности  использования основных фондов является фондорентабельность. Ее уровень зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности продукции. Взаимосвязь этих показателей можно представить следующим образом:

      Rопф = ФОопф∙Rвп. [1, 301].

      В таблице 5 представлены данные для расчета  фондорентабельности и фондоотдачи и расчетные значения данных показателей.

Таблица 5.- Расчетные значения фондорентабельности и фондоотдачи [1,303]

      Данные  табл.5 показывают, что фактический  уровень рентабельности основных производственных фондов ниже планового на 3,0 процентного пункта [1, 302], то есть на 3 процента снизилась эффективность использования основного капитала. Фактический уровень фондоотдачи ОПФ, активной части фондов, машин и оборудования ниже планового на 0,35, 0,82, 0,5 соответственно, что говорит о снижении величины продукции (работ, услуг), полученной с каждого рубля ОПФ на 0,35%, с каждого рубля активной части  фондов на 0,82%, а с машин и оборудования на 0,5%. 

1.4. Анализ использования материальных ресурсов предприятия

      Для характеристики эффективности использования  материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.

      К обобщающим показателям относятся прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов.

      Прибыль на рубль материальных затрат является наиболее обобщающим показателем эффективности использования материальных ресурсов. Определяется делением суммы полученной прибыли от основной деятельности на сумму материальных затрат.

      Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).

      Материалоемкость  продукции — отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции — показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции.

      Удельный  вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции [1, 332].

      Частные показатели применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливоемкость, энергоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий [1, 333]. Рассмотрим данные показатели на примере, представленном в табл.6.

Таблица 6.-  Данные анализа использования материальных ресурсов[1, 340]

      Из  табл.6 видно, что в отчетном году прибыль на рубль материальных затрат снизилась на 2,77 коп., или на 4,4%, в том числе за счет изменения:

    • материалоотдачи

   ΔМО∙Двпл∙Rобпл = (-0,123)∙0,992∙18,79 = -2,29 коп (-3,6%);

    • доли реализованной продукции в общем объеме ее производства

   МОф∙ΔДв∙Rобпл = 3,285∙(-0,0341)∙18,79 = -2,10 коп (-3,3%);

    • рентабельности оборота

   МОф∙Двф∙ΔRоб = 3,285∙0,958∙(+0,515) = +1,62 коп (+2,5%) [1, 338]. 

1.5. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия

      Большое значение для оценки эффективности  использования трудовых ресурсов на предприятии в условиях рыночной экономики имеет показатель рентабельности персонала (отношение прибыли к среднегодовой численности промышленно-производственного персонала). Поскольку прибыль зависит от рентабельности продаж, коэффициента оборачиваемости капитала и суммы функционирующего капитала, факторную модель данного показателя можно представить следующим образом:

      

, или 
,

      где П — прибыль от реализации продукции;

      ЧР  — среднесписочная численность работников;

      В — выручка от реализации продукции;

      KL — среднегодовая сумма капитала;

      ВП  — стоимость выпуска продукции в действующих ценах;

      П/ ЧР — рентабельность персонала;

      П/В — рентабельность оборота;

      KL/ЧР—  капиталовооруженность труда;

      В/ВП — доля выручки в стоимости выпущенной продукции;

      ВП/ЧР — среднегодовая выработка продукции одним работником в действующих ценах.

      По  первой модели можно определить, как изменилась прибыль на одного работника за счет изменения капиталовооруженности труда, скорости оборота капитала и рентабельности оборота.

      Прибыль на одного работника (табл. 7) выше плановой на 6 тыс. руб., в том числе за счет изменения:

    • капиталовооруженности труда:

   (247,525-244,225)∙1,95∙18,79/100 = +1,2 тыс. руб.,

    • оборачиваемости капитала:

   247,525∙(2,0-1,95)∙18,79/100 = +2,3 тыс. руб.,

    • рентабельности оборота:

   247,525∙2,0∙(19,3-18,79)/100 = +2,5 тыс. руб.

      Итого +6,0 тыс. руб. [1, 269]

Таблица 7.-  Данные для анализа рентабельности персонала

      

      Вторая  модель позволяет установить, как изменилась прибыль на одного работника за счет:

    • производительности труда:

   ΔRппп = ΔГВ∙Дрппл∙Кобпл = (+36,33)∙0,9922∙18,79/100 = +6,77 тыс руб.;

    • удельного веса реализованной продукции в общем ее выпуске:

   ΔRппп = ГВф∙ΔДрп∙Кобпл= 516,33∙(-0,0341)∙18,79/100 = -3,3 тыс. руб.;

    • рентабельности продаж:

   ΔRппп = ГВф∙Дрпф∙ΔКоб = 516,33∙0,9581∙(+0,51)/100 = +2,53 тыс. руб.

      Итого +6,0 тыс. руб. [1, 270]

      Вторая  модель удобна еще тем, что позволяет  увязать факторы роста производительности труда с темпами роста рентабельности персонала [1, 271]. 

1.6. Анализ маркетинговой деятельности предприятия

      Деятельность  любого предприятия начинается с  маркетингового анализа, основными  задачами которого являются:

  • изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;
  • анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;
  • оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;
  • разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;
  • оценка эффективности производства и сбыта продукции [1, 205].

      Рассмотрим  применение анализа маркетинговой  деятельности с точки зрения анализа ценовой политики предприятия.

      Ценовая политика состоит в том, что предприятие  устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.).

      В изучении ценовой политики и анализе  обоснованности цен на продукцию  предприятия важными вопросами являются следующие:

  • установление, насколько цены отражают уровень издержек;
  • какова вероятная реакция покупателей на изменение цен (эластичность спроса);
  • используется ли политика стимулирующих цен;
  • привлекательны ли цены предприятия в сравнении с ценами конкурентов;
  • чем отличается политика ценообразования на данном предприятии от ценовой политики конкурентов;
  • как действует предприятие при изменении цен конкурирующими фирмами;
  • какова государственная политика в области ценообразования на аналогичные товары?

      Проводится  сравнительный анализ уровня цен (табл.8). 
 
 
 

      Таблица 8.-  Сравнительный анализ уровня цен на продукцию [1, 215]

      

      По  данным таблицы 8 можно сделать вывод, что анализируемое предприятие проводит более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке. Оно быстрее отреагировало на уменьшение спроса на первые два вида продукции, снизив уровень цены по сравнению с ценой конкурирующего предприятия, одновременно подняв цены на продукцию, которая, пользуется повышенным спросом.

Информация о работе Комплексный анализ и рейтинговая оценка предприятия