Экономический анализ в привлечении инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

В работе сделаy акцент на роль расчетной части в бизнес-плане. Дело в том, что, несмотря на огромный срок составления бизнес-планов во всем мире, расчетная часть непозволительно часто хромает, причем речь идет не только о малом и среднем бизнесе, ситуация в крупных и очень крупных компаниях порой оказывается еще более плачевной.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Проблема поиска финансовых средств 3
1.1. Инвестиции в уставный капитал 4
1.2. Долговое финансирование 7
1.3. Стадии бизнеса 8
1.4. Проблемы молодых компаний 10
1.5. Трудности состоявшегося бизнеса 14
Глава 2. Бизнес-план: понятие, структура, типология 19
2.1. Цель разработки 19
2.2. Типы бизнес-планов 21
Заключение 24
Список литературы: 25

Работа содержит 1 файл

текст курсовой.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

 

Введение

     Первым  делом хотелось бы объяснить, почему из всех возможных направлений была выбрана тема «Экономический анализ в привлечении инвестиций». Вопрос привлечения инвестиций, безусловно, является всеобъемлющим - финансовые средства нужны всем: одним, чтобы совершить благое дело, другим - чтобы прирастить объем уже существующей денежной массы, третьим - чтобы дать толчок к развитию организации в самом начале ее деятельности. Но привлечение инвестиций – процесс непростой, и долгосрочный. Инвестор должен понимать свою выгоду при вложении в тот или иной проект. Кредитор, в случае кредитования, должен понимать перспективы развития бизнеса.

     В работе  сделаy акцент на роль расчетной  части в бизнес-плане. Дело в том, что, несмотря на огромный срок составления  бизнес-планов во всем мире, расчетная часть непозволительно часто хромает, причем речь идет не только о малом и среднем бизнесе, ситуация в крупных и очень крупных компаниях порой оказывается еще более плачевной.

     Собственно  данная тема и была мною выбрана, как продолжение предыдущих работ, чтобы отследить возможную эффективную структуру экономической информации в бизнес-плане.

 

Глава 1. Проблема поиска финансовых средств

     В этой работе речь пойдет исключительно  о коммерческих организациях. Возможно, многих удивит такой подход, однако он более чем обоснован: некоммерческие организации, разумеется, совершенно также нуждаются в операционных средствах, но методы привлечения средств в проект у них иные. Речь идет в первую очередь о спонсоринге и фандрайзинге1.

   Для коммерческой организации существует только два принципиально разных способа привлечения инвестиций2:

  • инвестиции в уставный капитал компании;
  • долговое финансирование.

   В первом случае инвестор, в обмен  на предоставляемые инвестиции, приобретает  долю в уставном капитале компании, то есть становится акционером, в то время как во втором случае предоставление средств оформляется в виде задолженности и инвестор автоматически становится кредитором. Соответственно от того, в какой роли выступит инвестор, зависят его будущие отношения с конкретной компанией. Кроме упомянутых видов привлечения инвестиций существуют еще, так называемые, комбинированные виды привлечения инвестиций, которые при определенных условиях могут переходить из одной категории в другую, например: конвертируемые облигации или банковский кредит под залог акций компании.

Рассмотрим  каждый из двух основных методов подробнее.

1.1. Инвестиции в уставный  капитал

Инвестиции  в уставный капитал принято делить по типам инвесторов на финансовые и стратегические. Вне зависимости от того, какой путь выбрал инвестор, существует несколько критериев, по которым проводится отбор соответствующих компаний3:

  • структура руководства – часто этот фактор оказывается даже более важным, чем размер компании и даже ее прибыль;
  • независимые директора – их наличие воспринимается как безусловный плюс при принятии решения об инвестировании;
  • структура собственности – присутствие в проекте западного инвестора или другого инвестиционного фонда придают компании больше уверенности, в то время как участие в капитале компании государства скорее отталкивает инвесторов;
  • прозрачность – четко сформулированные бизнес-планы являются неотъемлемой частью любого крупного привлечения;
  • доходность инвестиций – фонды специализирующиеся на прямом и венчурном финансировании ориентируются на норму доходности в размере 40%, в то время как портфельные инвесторы обычно отталкиваются от минимальных 20% годовой нормы доходности. В тоже время многие инвесторы заявляют, что у них нет установленных норм доходности инвестиций;
  • перспективы роста.

Финансовые  инвесторы

     Финансовые  инвесторы, как правило, не стремятся  к приобретению контрольного пакета акций компании, они заинтересованы в том, чтобы сохранить существующий менеджмент и их интерес в проекте  носит исключительно финансовый характер. Очевидно, что они ожидают получить наибольшую прибыль от проекта при заданном уровне риска. Контроль над деятельностью, помимо юридически закрепленных прав собственности инвестора на акции, осуществляется участием в Совете Директоров компании представителя инвестора. Финансовый инвестор определяет для себя горизонт инвестирования - обычно это 4-6 лет, по достижении которого он выходит из проекта, продавая свою долю либо существующим акционерам, либо третьим лицам. Внутри горизонта инвестирования инвестор, как правило, не заинтересован в извлечении прибыли из компании и рассчитывает получить всю прибыль от своего участия в проекте на стадии выхода из него. Именно поэтому для финансового инвестора жизненно важно ещё на стадии рассмотрения проекта озаботиться разработкой стратегии выхода из него, а для компании реципиента предложить наиболее приемлемые варианты.

   С точки зрения инвестора, решение  принимается на основе некоторого ряда критериев, в том числе:

  • наличие новой работоспособной бизнес-модели и более или менее проработанной стратегии, обеспечивающей высокий потенциал роста;
  • приемлемый уровень квалификации менеджмента;
  • прозрачность бизнеса и возможность вовремя предотвратить негативные тенденции;
  • возможность скорого выхода (продажи акций через 4-7 лет по существенно более высокой цене).

   Финансовые  инвесторы в России представлены в первую очередь западными фондами  венчурных инвестиций, крупнейшие из которых образованы при участии  Европейского Банка Реконструкции  и Развития (ЕБРР). В России в настоящее время действует несколько региональных венчурных фондов, таких как Московский Венчурный фонд (http://www.mosventure.ru/), Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан (http://www.ivfrt.ru/). Работа этих фондов характеризуется тщательным выбором объекта инвестиций и стремлением не столько максимизировать доходность инвестиций, сколько минимизировать риски, присущие таким инвестициям. Поэтому фонды предпочитают работать с компаниями, уже прошедшими начальный этап становления. В России представлены и другие западные финансовые институты, такие как ING Group (http://www.ing.ru/) или AIG Brunswick (http://www.aiggig.com/). Работа фондов этих институтов характеризуется большей оперативностью в принятии решений, хотя и требует еще более тщательной подготовки компании-реципиента к инвестициям.

Стратегические  инвесторы

     Для стратегического инвестора, в отличие от финансового, основным фактором, влияющим на ценность проекта, является не прибыльность приобретаемой компании, а получение дополнительных выгод для своего основного вида деятельности от сотрудничества с реципиентом. Поэтому стратегическим инвестором, в основном, становятся предприятия из смежных отраслей. В этом случае инвестор, хотя в таком случае правильнее называть его партнером, требует значительного представительства в Совете Директоров компании и активно участвует в управлении. В свою очередь компания-реципиент может получить дополнительные выгоды от такого сотрудничества не только в виде денежных средств, но также и в нематериальном качестве: в виде гарантированных поставок, рынка сбыта, квалифицированного персонала и качественного управления, ноу-хау, логистических цепочек и пр. Стратегический партнер, как правило, не ограничивается конкретными сроками участия в проекте. Кроме того, существует еще и российская специфика привлечения стратегического партнера, который, как правило, заинтересован в получении 100% доли участия в бизнесе (проще говоря, приобретении).

     В данном контексте стоит упомянуть  специфику российского рынка. Малый  и средний бизнес у нас в  стране характеризуется тем, что  зачастую владелец и менеджер компании является одним и тем же лицом. И если, как менеджер компании, он понимает необходимость привлечения инвестиций для сохранения темпов развития бизнеса, либо удержания завоеванной доли рынка, то, как владелец, он не желает привлечения в свой бизнес третьих лиц, опасаясь размывания собственной доли в капитале или даже возможности потерять весь бизнес целиком через некоторое время. С другой стороны, нежелание что-либо предпринять часто заканчивается потерей доли рынка, снижением стоимости компании и в конечном итоге может привести к банкротству. Выходом в такой ситуации может быть привлечение финансового партнера, при этом менеджеру следует помнить о том, что умение выбрать добросовестного партнера должно быть одной из его сильных сторон, а владельцу не забывать о том, что партнер будет стремиться увеличить стоимость их общего бизнеса, а, следовательно, и благосостояние владельца.

1.2. Долговое финансирование

     Долговое  финансирование имеет множество  форм и наиболее часто используемые у нас это - долгосрочные кредиты  и облигационные займы. Недостаточная развитость инфраструктуры рынка ценных бумаг не позволяет средним компаниям выходить на рынок облигационных займов, да и экономические условия таких займов не всегда выгодны для компании. Для того чтобы ей удалось привлечь средства на выгодных для себя условиях на внешнем рынке она должна проделать значительную работу по внутренней реорганизации и раскрытию информации для рынка.

     Помимо  прочего есть ещё один фактор, который  должен учитывать менеджер при принятии решения о способе привлечения инвестиций - это риск невыполнения обязательств, и, в первую очередь, своих обязательств перед инвесторами. В случае если привлекалось долговое финансирование, то невыполнение обязательств по выплате процентов влечет за собой реализацию залога, а возможно и возбуждение процедуры банкротства. Инвестор, вложивший средства в уставный капитал компании, безусловно, более лояльно относится к собственной компании, что, впрочем, никак не отразится на мнении инвестора о результатах деятельности менеджера компании. Таким образом, на практике у среднего и малого бизнеса существует не так уж и много способов привлечения инвестиций, несмотря на все многообразии форм и видов этих способов.

1.3. Стадии бизнеса

     Разобравшись  в общей теории, стоит понять, на какой стадии жизненного пути находится компания, нуждающаяся в финансировании. Наиболее интересным для нас будет разделение компаний на уже оперирующие на рынке и компании, только входящие на него. Различные стадии развития бизнеса характеризуются стратегической позицией на рынке, опытом работы в отрасли, объемом и эффективностью операций, уровнем менеджмента, эффективностью ключевых бизнес-процессов и систем.

1. Стадия зарождения  бизнеса

     На  этой стадии имеется только бизнес-идея, результаты исследований и патенты  или, иногда, образцы продукции. Группа лиц - инициаторов проекта, возможно зарегистрировано юридическое лицо, менеджмент не сформирован, а бизнес-процессы не определены.

     Финансирование  столь ранней стадии развития внешними источниками крайне маловероятно и  может быть обеспечено только учредителями компании, друзьями, и, возможно, "ангелами" (богатыми частными лицами или объединениями частныхлиц, имеющими опыт работы в инвестируемой отрасли).

2. Начальная стадия

     Компания  только, что создана, произведена  первая продукция, делается попытка вывести ее на рынок, операции незначительны, компания убыточна, бизнес-процессы не отработаны, регулярные функции менеджмента только начинают формироваться.

     Финансирование  бизнеса на начальной стадии, наряду с учредителями, друзьями и "ангелами", в редких случаях, может осуществляться венчурными фондами, которые специализируются в данной отрасли и финансируют Start Up бизнес.

3. Стадия раннего  развития

     Компания  осуществляет операции и их объем  растет. Организованно производство и сбыт продукции. Бизнес-процессы сформированы, но не окончательно, идет интенсивный поиск лучшей практики. Менеджмент имеет опыт работы, но нуждается в повышении квалификации и эффективности. Компания может иметь незначительную прибыль.

     На  ранней стадии развития компания уже может представлять интерес для инвесторов, осуществляющих прямое рисковое финансирование. К таковым относятся венчурные фонды и фонды прямых инвестиций.

4. Стадия расширения

     Объемы  производства и сбыта растут, операции прибыльны. Компания приближается к лидирующим позициям на обслуживаемом рынке и осуществляет активное расширение бизнеса, выходя на новые рынки, выпуская новую продукцию или поглощая смежные предприятия. Бизнес-процессы хорошо отработаны и могут быть перенесены (масштабированы) на другие подразделения или предприятия. Эффективный менеджмент, все основные функции управления выполняются. Квалифицированный управленческий персонал. Возможно, менеджмент имеет недостаточный опыт управления ростом бизнеса. Хорошая история развития.

Информация о работе Экономический анализ в привлечении инвестиций