Экономический анализ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении теоретических положений, методологических подходов и разработке практически обоснованных экономических решений по организации анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
изучение теоретических основ анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
применение теоретических методов на практике, то есть на примере ООО «Агат-энерго»;
выявить резервы увеличения прибыли и рентабельности, а так же разработать комплекс мероприятий, направленных на использование выявленных резервов.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК по ЭА.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

     Изменения в уровне рентабельности реализации (оборота) происходят под влиянием изменений в структуре реализованной продукции и изменения рентабельности отдельных видов изделий.

     Рентабельность  отдельных видов изделий зависит  от:

     • уровня продажных цен,

     • уровня себестоимости продукции.

     Для анализа общей рентабельности (рентабельности активов) предприятия ООО «Агат-энерго» была использована трехмерная модель анализа рентабельности.

     На  уровень и динамику показателей  рентабельности оказывает влияние  вся совокупность производственно-хозяйственных  факторов:

     Фактор 1 – Прибыльность продукции. Показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль реализованной продукции.

       Рост рентабельности продукции,  является следствием роста цен  при постоянных затратах на  производство реализованной продукции,  или снижение затрат на производство при постоянных ценах. В отчетном году спрос на продукцию предприятия не снизился.

     Фактор 2 – Фондоемкость продукции. Снижение фондоемкости, свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов и ведет к экономии капитальных вложений, ведет к относительному сокращению потребности предприятия в средствах труда. Сумма этой экономии (дополнительного вложения) выводится умножением величины снижения (увеличения) фондоемкости продукции на сумму выручки за анализируемый период. Рост фондоотдачи является важнейшим фактором улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.

     Фактор 3 – Оборачиваемость оборотных активов. Показывает, сколько совершается оборотов за отчетный период. Ускорение оборачиваемости оборотных средств (активов) уменьшает потребность в них, позволяет предприятиям высвобождать часть оборотных средств либо для непроизводственных или долгосрочных производственных нужд предприятия, либо для дополнительного выпуска продукции. В результате ускорения оборота требуется меньше запасов сырья, материалов, топлива, высвобождаются и денежные ресурсы, ранее вложенные в эти запасы.

     Рентабельность  активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных активов и скорость оборота оборотных  активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средства труда, материалов, труда). 
 

     Таблица 6 - Данные для анализа рентабельности  

Показатели Условные обозначения 2008 2009 Отклонения
Исходные  данные        
Выручка от реализации, тыс. руб. N 19910 32077 12 167
Себестоимость продукции, тыс. руб. S 16457 25118 8 661
Величина  внеоборотных активов, тыс.руб. F 31 8464 8 433
Оборотные средства, тыс. руб. Е 3235 7270 4 035
Расчетные показатели  
Прибыль от реализации, тыс. руб. P=N-S 3453 6959 3 506
Рентабельность  активов (предприятия) R=P/(F+E) 1,0573 0,4423 -0,6150
Расчеты для трехфакторной  модели  
Фактор 1. Прибыльность продукции P/N 0,1734 0,2169 0,0435
Фактор 2. Фондоемкость (капиталоемкость) продукции F/N 0,0016 0,2639 0,2623
Фактор 3. Оборачиваемость оборотных активов Е/N 0,1625 0,2266 0,0642
 

     Из  данных таблицы видно что прибыльность продукции увеличилась на 0,2169, т.е. уменьшилась прибыль, которую предприятие имеет с каждого рубля реализации продукции. Фондоемкость увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 0,2623. Это свидетельствует о снижении эффективности использования основных средств и ведет к увеличению затрат капитальных вложений. Оборачиваемость оборотных средств увеличилась по сравнению с прошлым годом на 0,0642 , что способствует снижению потребности в увеличении запасов сырья и материалов.

     Для оценки влияния каждого из факторов на конечный результат проведем факторный  анализ данной модели методом цепных подстановок с использованием абсолютных разниц.

     Зависимость рентабельности активов от прибыльности продукции, фондоемкости и оборачиваемости  оборотных средств выразим следующей  формулой:

     

     Обозначения в формуле отражены в таблице.

     В соответствии с методом цепных подстановок делаем первый расчет. Подставим в формулу базовые показатели из таблицы 6. 

       

     Во  втором расчете заменим базисный показатель рентабельности продукции  на отчетный, все остальные показатели остаются на уровне базисных.

       

     В третьем расчете подставляем в формулу значение  рентабельности продукции и фондоемкости в отчетном периоде, а значение оборачиваемости оборотных средств остается базисным. 

       

     В четвертом расчете все показатели отчетные. 

       

     Далее производим вычитания. Из результата расчета II вычитаем результат расчета I, из результата расчета III вычитаем результат расчета II, из результата расчета IV вычитаем результат расчета III.

     Влияние изменения фактора прибыльности продукции на рентабельность активов  определяем путем вычитания из результата расчета II  результат расчета I. 

     II- I   1,3217–1,0567= 0,265

     Расчет  показывает, что рост прибыльности продукции на 0,0435 привело к увеличению рентабельности активов на 26,5%.

     Для исчисления влияния изменения из результата расчета III вычитаем результат расчета II. 

     III- II   0,5087 -103217 =-0,813 

     Расчет  показывает, что в результате увеличения фондоемкости на 0,2623 рентабельность активов снизилась на 81,3%

     Для расчета влияния оборачиваемости  оборотных средств из результата расчета IV вычитаем результат расчета III. 

     IV- III   0,4422 -0,5087 =-0,0665 

     Увеличение  оборачиваемости оборотных активов привело к снижению рентабельности на 6,65%.

     Проверка.

     Сумма влияния всех факторов должна быть  равна абсолютному изменению  рентабельности активов предприятия. 

       

     Полученное  равенство подтверждает верность расчетов.

     Расчет  показывает, что прибыльность продукции действует на рентабельность активов положительно, а другие два фактора – фондоемкость продукции и оборачиваемость оборотных активов – отрицательно. Наибольшее влияние оказало изменение фондоемкости продукции, его изменение привело к снижению рентабельности на 81,3%. Положительно повлияло увеличение прибыльности продукции, в результате рентабельность активов увеличилась на 26,5%.

 

     

     Заключение

     В целом по данным проведенного анализа  можно выявить, что ООО «Агат-энерго» в 2009 году по сравнению с предшествующим стало работать намного эффективнее. Об этом свидетельствуют многие показатели.

     По  сравнению с 2008 годом выручка от продажи товаров (работ, услуг) в 2009 году увеличилась на 161,1%. Себестоимость и объем производства увеличились на 152,6% и 117,7% соответственно, т.к. себестоимость увеличилась на 43,4% меньше, чем выручка это привело к увеличению прибыли от продаж, рентабельности капитала и соответственно чистой прибыли. Все это могло способствовать либо снижению стоимости товаров, работ, услуг, либо снижению производительности труда.

     Производительность труда увеличилась на 108,1% за счет увеличения среднесписочной численности работников и работоспособности самих работников.

       Фондоотдача увеличилась на 0,4%, ее увеличению способствовало увеличению времени работы оборудования, механизации и автоматизации производства, а также использование прогрессивной технологии. Товарооборот в отчётном периоде значительно увеличился (на 12097 тыс. руб.) и составил 32007 тыс. руб. Данное увеличение произошло в основном за счет роста валового дохода - его уровень оказался на 4,4 % выше значения базисного (предыдущего) периода.

     Прибыль до налогообложения в отчетном периоде также значительно увеличилась, что привело к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении организации.

 

     

     Прибыль от реализации растет намного быстрее, чем нетто-выручка от реализации товаров, что свидетельствует о  значительном снижении затрат на производство.

     Положительные изменения наблюдаются и в  расходах, управленческие расходы снизились на 42,33 %, прочие - на 122,95%.

       Текущий налог на прибыль, составлявший в предшествующем отчетному периоду году долю в прибыли 24,4% снизился в отчетном периоде на 8,9%.

     План  по прибыли от продаж перевыполнен на 298 тыс. руб. или на 9,17%.

     Но  есть и негативные изменения: следует  учитывать, что в отличие от отчетного  периода в предшествующем у предприятия  не было отложенных налоговых обязательств и процентов к уплате по облигациям, акциям, за предоставление в пользование денежных средств.

     Издержки  обращения в отчётном периоде  возросли за счёт увеличения цен. По приведённому значению они уменьшились на 641 тыс. руб. Однако относительно изменения товарооборота это уменьшение недостаточно. Поэтому их уровень к обороту возрос на 1,38%.

     Несмотря  на повышение уровня издержек, уровень  прибыли от продаж к обороту увеличился на 5,78%, на что положительно повлияло повышение уровня валового дохода.

     Расчет  рентабельности показал, что прибыльность продукции действует на рентабельность активов положительно, а фондоемкость продукции и оборачиваемость оборотных активов – отрицательно. Наибольшее влияние оказало изменение фондоемкости продукции, его изменение привело к снижению рентабельности на 81,3%.

 

     

          Список  использованных источников

    1. Федеральный закон о бухгалтерском учёте № 129 ФЗ от 21.11.1996 г. В редакции от 3.11.2006 г.
    2. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства Финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н
    3. Положения по бухгалтерскому учёту (с изменениями и дополнениями на 1 сентября 2009 г.)
    4. Налоговый кодекс Российской Федерации.
    5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп.  -М.: ИНФРА-М, 2004. - 425 с. (Высшее образование).
    6. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ В. А. Чернов под редакцией М.И. Баканова-2-е изд., перераб.  и доп. - М: ЮНИТИ-Дана, 2009. -639 с.
    7. Чуева Л. Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: - 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 352 с.
    8. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. – Испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2008. –416 с. (Высшее образование).
    9.  
    10. Чернов Владимир Анатольевич. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие для студентов вузов обучающихся по специальности (080109) «Бухгалтерский учет анализ и аудит» / В.А. Чернов; под ред. М.И. Баканова. –М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008. – 127 с.
    11. Маркарьян Э. А., Герасименко Г. П., Маркарьян С. Э. Финансовый анализ: Учебное пособие: - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 224 с. (Библеотека журнала «Финансовые и бухгалтерские консультации». –Выпуск 2(18).
    12. Мартынчук Н.И. Управленческий анализ и финансовое прогнозирование в торговле / М.И. Баканов - Кемерово: ООО РИФ Весть, 2004. - 196 с.
    13. Макарова Л. Г., Макаров А. С., Мизиковский И. Е. Экономический анализ: Базовый курс. – Н. Новгород: «Налоговые известия Нижегородской области»,2001.-160с.

Информация о работе Экономический анализ предприятия