Экономический анализ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении теоретических положений, методологических подходов и разработке практически обоснованных экономических решений по организации анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
изучение теоретических основ анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
применение теоретических методов на практике, то есть на примере ООО «Агат-энерго»;
выявить резервы увеличения прибыли и рентабельности, а так же разработать комплекс мероприятий, направленных на использование выявленных резервов.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК по ЭА.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

     Основной  целью финансового анализа является разработка      и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

     В процессе анализа для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

     • изучение данных о формировании финансового результата и использовании прибыли;

     • исследование динамики показателей  прибыли и рентабельности предприятия

     • выявление и измерение влияния  основных факторов, воз- действующих на финансовый результат;

     • выявление узких мест (отрицательных сторон в работе, не позволяющих достичь желаемых результатов);

     • выявление резервов и возможностей повышения прибыли и рентабельности предприятия;

     • разработка рекомендаций и  мероприятий по улучшению финансовых результатов [6,с. 402].

     То  есть цели и задачи анализа финансовых результатов направлены на поиск  резервов увеличения прибыли и рентабельности в сфере бизнеса.

     Основными источниками информации анализа  финансовых результатов являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётности используют:

     1. Бухгалтерский баланс, форма №  1, (Приложение 1) где отражаются нераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного и прошлого периодов (раздел III пассива).

     2. Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, (Приложение 2) составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли. В нём показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности.  [6,с. 403]

     Так как информационной базой для  анализа финансовых результатов  служит финансовая отчетность, поэтому  очень важно уметь читать информацию, представленную в отчетности, но, несмотря на ее значимость, для принятия управленческих решений она недостаточна, так как не позволяет оценить динамику основных показателей, место хозяйствующего субъекта среди аналогичных предприятий, что актуально в условиях конкурентной борьбы.

     Это достигается с помощью:

     • составления сравнительных таблиц, выявления абсолютного и относительного отклонения,

     • исчисления показателей за ряд лет  в процентах к итоговому показателю (к итогу баланса),

     • исчисления относительных отклонений в процентах по отношению к базисному году.

     Наряду  с абсолютными показателями, характеризующими различные аспекты финансового состояния, используются и финансовые коэффициенты Финансовый коэффициент представляет собой относительные показатели финансового состояния. Они подразделяются на коэффициенты распределения и координации.

     Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда необходимо определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей. Данные коэффициенты используются в основном в предварительном анализе.

     Коэффициенты координации используются для выражения отношений разных по существу абсолютных показателей финансового состояния.  
       Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значения по периодам (в динамике). В качестве базисных величин могут использоваться показатели базисного периода данного хозяйствующего субъекта; среднеотраслевые значения показателей; значения конкурирующих фирм; а также показатели, характеризующие оптимальные или критические значения относительных показателей финансового состояния, которые играют роль общепринятого стандарта и называются оценочными.  
      Специальные финансовые коэффициенты, расчет которых основан на существовании определенных соотношений между статьями отчетности, называются финансово-оперативными показателями. Они позволяют реально оценить положение данного хозяйствующего субъекта.  
        Помимо финансовых коэффициентов в анализе финансового состояния важную роль играют абсолютные показатели, которые рассчитываются на основе отчетности (чистые активы реальный собственный капитал, собственные оборотные средства, показатели оборачиваемости запасов собственными оборотными средствами). С помощью данных показателей формулируются критерии, позволяющие оценить качество финансового состояния.

     Практика  финансового анализа позволяет выявить основные методы чтения финансовой отчетности.

     Горизонтальный  (временной) анализ позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом

     Вертикальный (структурный ) анализ позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

     Трендовый анализ позволяет осуществить сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определить тренд, т.е. основную тенденцию динамики показателей, исключающей случайные влияния и индивидуальные особенности отдельных периодов. С помощью тренда определяется возможное значение показателей в будущем.

     Анализ  относительных показателей (коэффициентов) позволяет осуществить расчет отношений данных отчетности и определить взаимосвязи показателей.

     Факторный анализ позволяет определить влияние отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования.

     Сравнительный (пространственный) анализ может осуществляться как внутри предприятия (сравнение внутрихозяйственное по отдельным показателям хозяйствующего субъекта), так и вне, т.е. сравнение показателей данного хозяйствующего субъекта с показателями конкурирующих субъектов хозяйствования, со средними общеэкономическими данными.[7.с. 244]  
     

 

     3. Анализ формирования и использования прибыли 

     Основой для  анализа финансовых результатов  организации является единая модель хозяйственного механизма, основанная на формировании прибыли в соответствии с формой 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках». Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка как независимые товаропроизводители, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения.

     Важнейшим источником формирования прибыли служит валовой доход от продаж. В бухгалтерском учете организаций торговли валовой доход от продаж рассчитывают также по специальной методике как сумму торговой надбавки (наценки, накидки), приходящейся на реализованные товары.

     Размер  валового дохода в бухгалтерской  отчетности называют валовой прибылью. В отчете о прибылях и убытках валовой доход торговых организаций отражается по строке 029 «Валовая прибыль». Он равен разности между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом обязательных платежей из выручки) и покупной стоимостью проданных товаров (себестоимостью). [6,с.417-418]

     Прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции.

     Чтобы управлять прибылью необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю  каждого фактора ее роста или снижения.[8,c 178]. Схема формирования и использования прибыли приведена на рис. 2.

Доходы  и расходы по обычным  видам

деятельности

  Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов  и аналогичных обязательных платежей)
-   ¯ - ¯
Себестоимость продукции  работ услуг  
Условно-переменные

расходы

=   ¯
Валовая прибыль   = ¯
-   ¯ Маржинальный  доход
Коммерческие  и управленческие

расходы

 
=   ¯   - ¯
Условно-постоянные расходы
Прибыль (убыток) от продаж =

¬

   
+   ¯  
Прочие доходы
- ¯
Прочие расходы
      = ¯
Прибыль (убыток) до налогообложения
        + ¯
Отложенные налоговые  активы
      - ¯
Отложенные налоговые  обязательства
      - ¯
Текущий налог  на прибыль и иные платежи из прибыли
      = ¯
Чистая прибыль (убыток) отчётного периода,

распределяемая  по усмотрению руководства организации:

¯   ¯   ¯   ¯
Резервный фонд   Фонд накопления   Фонд  социальной сферы   Прочие

распределения

 

      Рисунок 2 – Порядок формирования и использования прибыли 
 

     Положением  по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н, а также типовой формой № 2 «Отчет о прибылях и убытках», рекомендованной в приложении к приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н, предусмотрены основные показатели прибыли.

     Валовая прибыль равна разности между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров продукции, работ услуг.

     Выручкой-нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг называют сумму денежных средств, полученную от их реализации за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и аналогичных обязательных платежей.

     Выручка—брутто, или валовая выручка, принимается без вычитания НДС, акцизов и аналогичных платежей.

     В экономической деятельности используется также показатель «маржинальный доход», который получается в результате вычитания из валовой прибыли суммы условно-переменных издержек.

     Прибыль (убыток) от продаж равна разности между валовой прибылью и издержками обращения либо разности между выручкой-нетто от продажи, себестоимостью и издержками обращения.

     Прибыль до налогообложения  складывается из прибыли от продаж с прочими доходами с вычитанием прочих расходов.

     К прочим доходам и расходам относят результаты по операциям, связанным с движением имущества предприятия (основных и оборотных средств (кроме товаров), иностранной валюты, ценных бумаг, сдачей имущества в аренду (если аренда не является предметом деятельности организации), проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации (доходы), проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (расходы) и т.п.).

     Чистая  прибыль получается вычитанием из прибыли до налогообложения налога на прибыль плюс отложенные налоговые активы минус отложенные налоговые обязательства и иные обязательные платежи (сверхнормативные отчисления за загрязнение окружающей среды, санкции за нарушение налогового законодательства).

     Чистая  прибыль остается в распоряжении организации, которая может производить  от нее отчисления на благотворительные цели; направлять на формирование резервного капитала, специальных фондов: фондов потребления, накопления, социальной сферы и другие цели.

Информация о работе Экономический анализ предприятия