Экономический анализ деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях руководству необходимо уметь реально оценивать финансово-экономическое состояние своего предприятия, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов. Для этого необходимо:
овладеть методикой оценки финансово-экономического состояния предприятия;
использовать формальные и неформальные методы сбора, обработки, интерпретации финансовой информации;
привлекать специалистов-аналитиков, способных реализовать данную методику на практике.

Содержание

Введение
Анализ объёма производства и реализации продукции
Анализ эффективности использования основных средств
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
Анализ затрат на производство и себестоимости продукции
Анализ эффективности результатов деятельности предприятия
Анализ финансового состояния
6.1 Анализ имущества и его источников
6.2 Анализ финансовой устойчивости
6.3 Анализ платежеспособности
6.4 Анализ ликвидности
Заключение
Список использованной литературы
Список условных данных
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 178.20 Кб (Скачать)
 
 
 

Содержание 

     Введение 

    1. Анализ объёма производства и реализации продукции
    2. Анализ эффективности использования основных средств
    3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
    4. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции
    5. Анализ эффективности результатов деятельности предприятия
    6. Анализ финансового состояния

    6.1 Анализ имущества и его источников

    6.2 Анализ финансовой устойчивости

    6.3 Анализ платежеспособности

    6.4 Анализ  ликвидности

    Заключение

    Список  использованной литературы

    Список  условных данных

    Приложения  
     
     
     
     
     
     
     
     

 

     

     Введение 

     Для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях руководству  необходимо уметь реально оценивать  финансово-экономическое состояние  своего предприятия, а также состояние  деловой активности партнеров и  конкурентов. Для этого необходимо:

     овладеть  методикой оценки финансово-экономического состояния предприятия;

     использовать  формальные и неформальные методы сбора, обработки, интерпретации финансовой информации;

     привлекать  специалистов-аналитиков, способных  реализовать данную методику на практике.

     Финансово-экономическое  состояние – важнейший критерий деловой активности и надежности предприятия, определяющий его конкурентоспособность  и потенциал в эффективной  реализации экономических интересов  всех участников хозяйственной деятельности. Оно характеризуется размещением  и использованием средств (активов) и источников их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Основная цель анализа – выявление  наиболее сложных проблем управления предприятием в целом и его  финансовыми ресурсами в частности.

     Целью данной курсовой работы является проведение полного экономического  анализа предприятия ОАО «Южный Кузбасс».

     Выявление причин отклонения от плана и недостатков в работе, вскрытие резервов, их изучение, содействие комплексному осуществлению экономической работы и управлению производством, активное воздействие на ход производства, повышение его эффективности и улучшение качества работы. 
 
 
 

     Экономический анализ – это системное комплексное изучение деятельности экономического субъекта с целью объективной её оценки, выявление неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности для выработки на базе этого вариантов управленческих решений.

     Роль  и значение экономического анализа в рыночной экономике

     Рыночная  экономика строится на основе финансовых взаимоотношений между государственными учреждениями, коммерческими предприятиями, банками, фондовыми биржами и  т.д. Взаимоотношения субъектов рынка  представляют собой денежные отношения  по поводу перераспределения денежных доходов, формирования и накопления фондов целевого назначения с целью  расширения воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей членов общества и интересов собственников.

     Отношения между субъектами рынка основываются на следующих принципах:

  • экономическая и юридическая самостоятельность предприятия;
  • становление свободной конкуренции;
  • свободное ценообразование;
  • недопустимость административного вмешательства государства в дела предприятия;
  • здоровая финансово-рыночная система;
  • государственная охрана основных принципов рыночной экономики.

     Поскольку финансы представляют собой систему  денежных отношений субъекта в процессе его хозяйственно-финансовой деятельности, то роль их в оптимизации всех процессов  деятельности представляется определяющей. Без финансовых ресурсов, стабилизации их источников, предприятие не может  организовать взаимосвязанные процессы деятельности на должном уровне и  завершить их ожидаемым финансовым результатом - прибылью. Наряду с этим учет и контроль за оптимальным использованием финансовых ресурсов дополняют успех бизнеса. С помощью экономического анализа каждый субъект рынка оценивает свое положение на макро и микроуровне, выявляет негативные и позитивные факторы, оказывающие влияние на все процессы деятельности, определяет меры по улучшению бизнеса, развитию его на перспектив

     Предприятие представляет собой совокупность двух подсистем управляющей и управляемой.

     Управляющая подсистема включает отделы (службы) предприятия, которые функционально осуществляют руководство и контроль над работой  конкретных объектов, процессов. В зависимости  от специфики бизнеса могут создаваться  наряду с аппаратом руководства  предприятия такие отделы, как  технический, коммерческий, производственный, бухгалтерия и т.д.

     Управляемая подсистема представляет собой процессы и объекты хозяйственной деятельности. Если это промышленное предприятие, то управляемая на нем система  состоит из следующих элементов:

  • техническое оснащение производства (техника, технология, оборудование);
  • организация производства и труда (структура организации этих субъектов зависит от вида и типа производства: массовое, серийное и т.д.);
  • формирование экономических (производственных) взаимоотношений между работниками предприятия;
  • организация внешнеэкономических связей;
  • организация социальных условий труда;
  • организация природопользования.

     Повышение эффективности управления приведенной  системой в значительной мере зависит  от применяемой методики экономического анализа, т.е. совокупности приемов  и способов расчетов и оценки показателей  деятельности предприятия. В экономической  литературе используется комплексный  подход к управлению и анализу  такой системы. Именно комплексный  экономический анализ способен повысить объективность оценки деятельности предприятия и эффективности  управления его процессами.

     В повышении эффективности бизнеса  заинтересованы все субъекты рынка, т.е. не только само предприятие, но и  его учредители, собственники, банки  и другие кредитные учреждения и  т.д.

     Основными задачами экономического анализа являются:

  • изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях.
  • Научное обоснование текущих и перспективных планов.
  • Контроль за выполнением планов и управленческих решений.
  • Поиск резервов повышения эффективности и функционирования предприятия.
  • Изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности предприятия.
  • Оценка результатов деятельности предприятия.
  • Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

     Виды  экономического анализа – по времени проведения экономический анализ подразделяется на оперативный, последующий, перспективный, по степени охвата и кругу анализируемых показателей на комплексный и тематический.

     Оперативный анализ – это непрерывный контроль над ходом производства и обращения  и осуществляется на всех уровнях  управления.

     Последующий анализ – позволяет установить определенные экономические закономерности в "хозяйственном" развитие путём построения временных  рядов за значительный период.

     Перспективный анализ -  позволяет определить планово  – предположительные показатели.

     Комплексный анализ предполагает изучение показателей  всей производственно – хозяйственной  деятельности, а тематический –  отдельных сторон.

     Этапы экономического анализа  

     При выполнении анализа выделяются следующие  этапы
На первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы. 
На втором этапе разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа. 
На третьем этапе собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.). 
На четвертом этапе проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана исследуемого периода, фактическими данными прошлых периодов, с достижениями ведущих предприятий, средними по отрасли.  
На пятом этапе изучаются факторы и определяется их влияние на результаты деятельности предприятия. 
На шестом этапе выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства. 
На седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

     Информационное  обеспечение экономического анализа на микроуровне

     В условиях рынка обязателен системный  подход, так как требуется учитывать  кроме прямых много косвенных  связей. Необходимо проводить анализ внешней конкурентной среды. Таким  образом, имеются внутренние и внешние  источники информации.

     Внутренние  источники информации включают:

     а)             исследование внутренних данных отделом анализа;

     б)            исследование информации, поступающей от функциональных подразделений предприятия.

     Информация  — это совокупность сведений, характеризующих  деятельность предприятия.

     Следовательно, внешняя информация — это экономическая, социальная, деловая и т. д., а внутренняя — это результаты деятельности (конечные и промежуточные) предприятия, прогнозы, задачи и направления деятельности (маркетинговые исследования) и производственно-снабженческие  возможности, определяющиеся техническим  уровнем предприятия.

     Информация  должна отвечать следующим требованиям: быть объективной, конкретной, комплексной, оперативной, систематической.

     Анализу должна предшествовать проверка информации по трем видам:

     По  существу направления анализа.

     Техническая проверка (наличие подписи на документах, полнота отчетных данных, соответствие отчетных форм — сопоставимость).

     Счетная проверка — на правильность итогов (выборочная). Информационное обеспечение  анализа включает разнообразные

     виды  информации:

     Правовое, хозяйственное и финансовое законодательство.

     Нормативно-плановую (торгово-финансовые данные, производственно-плановые).

     Учетную информацию:

     а)             данные бухгалтерского учета;

     б)            текущий учет: журналы-ордера, машинограммы по балансовым счетам, главная книга;

     в)             отчетность — баланс Ф-1, Ф-2, Ф-3;

     г)             статистический учет и его информация;

     д)             оперативный учет (всевозможные сводки, справки).

     Вне учетную информацию (материалы ревизий, аудиторских проверок, материалы печати, производственных совещаний, материалы лабораторного и врачебно-санитарного контроля, докладные записки). Главное место в информационном обеспечении занимает бухгалтерская отчетность, которая дает опытному аналитику полную информацию о финансовом состоянии, устойчивости положения и возможных перспективах предприятия.

Информация о работе Экономический анализ деятельности предприятия