Факторный анализ розничного товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Это позволит руководству предприятия и его службам оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота по периодам года и по отделам предприятия.
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
Целью данной работы является проведение факторного анализа розничного товарооборота на примере конкретного предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Задачи анализа розничного товарооборота………………………………………….....5
2. Краткая характеристика деятельности предприятия…………………………………..7
3. Анализ влияния товарного обеспечения на объем продаж………………………….12
4. Анализ влияния изменения численности персонала и производительности……..17 труда на объем розничного товарооборота
5. Анализ влияния обеспечения предприятия основными средствами ………………21
и эффективность их использования на объем товарооборота
6.Оперативный анализ розничного товарооборота……………………………………….24
7.Сравнительный анализ розничного товарооборота…………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………………………30
Приложения……………………………………………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

курсовая по анализу.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

       влияние среднесписочной численности работников на товарооборот –

                      ∆Ч * В0 =( 525-530 )* 348,8 = - 1745 тыс. р.;  

     влияние среднегодового товарооборота на одного работника (выработки) –

                        Ч1* ∆В  = 525* (390,4 – 348,8)  = 21840тыс. р.;  

     Общее отклонение: -1745 тыс.р + 21840 тыс.р.=  20095 тыс.р.(см. гр.6 табл.4.1).  

 

     

     5. Анализ влияния обеспечения предприятия основными средствами и эффективность их использования на объем товарооборота

 

     Состояние и использование основных средств  влияет на объем розничного товарооборота. При анализе материально-технической базы предприятия рассматривается состав основных средств, состояние основных средств и эффективность их использования.

     При анализе состава основных средств  рассматриваются виды основных средств, особенно те группы, по которым происходило  движение за анализируемый период.

     При анализе основных средств, изучается  их техническое состояние, которое характеризуется степенью их износа и обновления. Для характеристики основных средств исчисляются следующие коэффициенты:

    • К обновления = ОС п / ОС к * 100%,   где                                                 (5.1)

            ОС п – суммарная стоимость введенных за год основных средств

            ОС к - стоимость основных средств на конец года

    • К выбытия = ОС в / ОС н * 100 % ,где                                                        (5.2)

            ОС в - суммарная стоимость выбывших в течение года основных средств

            ОС н - стоимость основных средств на начало года

    • К прироста = (ОС п – ОС в) / ОСк                                                              (5.3)
    • К изношенности =  И / ОС ,где                                                                    (5.4)

         И -  сумма износа

         ОС –  балансовая стоимость основных  средств

    • К годности = ОС ост / ОС перв = (ОС перв – И) / ОС перв , где              (5.5)

            ОС ост- остаточная стоиомость  основных средств

            ОС перв- первоначальная стоимость основных средств

         

     Показателями  эффективности использования основных средств являются: фондоотдача, фондоотдача тогового оборудования, фондоемкость, фондовооруженность:

    • Ф отд = Р / ОС перв                                                                                     (5.6)         
    • Фотд ТО = Р / ТО,    где                                                                              (5.7)

            ТО – стоимость торгового оборудования

    • Ф ем = Ср.год.ст-ть  / Р  =  ТО / Р                                                             (5.8)
    • Ф вооруж = Ср.год.ст-ть ОС / Ср.год.численность                                  (5.9)
    • Техн.вооруженность труда = Ст-ть ТО / Численность продавцов       (5.10)
    • Выработка на 1 раб.место = Р / Кол-во мест                                         (5.11)
    • V т/та на 1 кв.м.= Р / S, где                                                                      (5.12)

             V т/та – объем товарооборота, приходящегося на 1 кв.м торговой площади

              S – торговая площадь

    • К интегральный прибыли = Сумма прибыли / ср.год.ст-ть ОС             (5.13)

      Для анализа состояния и использования  основных средств составляется следующая  таблица. 

     Таблица 5.1.

     Состояние и использование основных средств

№ п/п Показатели Единицы измерения Прошлый год Отчетный год Отклонение
1 2 3 4 5 6
1 Товарооборот Тыс.р 184883 204978 +20095
2 Средняя годовая стоимость  основных средств Тыс.р. 18560 19110 +550
3 Износ основных средств Тыс.р. 4200 4120 -80
4 Коэффициент изношенности

(стр3 * 100 / стр.2)

% 22,6 21,6 -1,0
5 Средняя годовая стоимость  торгового оборудования Тыс.р. 9450 10050 +600
6 Удельный вес торгового  оборудования % 50,9 52,6 +1,7
7 Фондоотдача

(стр.1 / стр.2)

Тыс.р. 996,1 1072,6 +76,5
8 Фондоотдача

 торгового оборудования

(стр.1 / стр.5)

Тыс.р. 1956,4 2039,6 +83,2
1 2 3 4 5 6
9 Фондоемкость основных средств (стр.2/стр.1) Тыс.р. 0,100 0,093 -0,007
10 Среднесписочная численность чел 530 525 -5
11 Среднесписочная численность  продавцов чел 300 295 -5
12 Фондовооруженность

(стр.2/стр.10)

Тыс.р. 35,0 36,4 +1,4
13 Техническая вооруженность  труда (стр.5/стр.11) Тыс.р. 31,5 34,1 +2,6
14 Площадь торгового  зала Кв.м. 7850 8200 +350
15 Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади Тыс.р. 23,6 25,0 +1,4
16 Количество рабочих мест места 220 223 +3
17 Товарооборот на 1 рабочее место Тыс.р. 840,4 932,6 +92,2
 

     Из  таблицы видно, что состояние  основных средств улучшилось. Об этом говорит снижение коэффициента изношенности в связи со списанием устаревших объектов основных средств, и поступлением нового торгового оборудования. В отчетном году основные средства использовались наиболее эффективно, так как возросла фондоотдача на 76,5 тыс.р., и возросла фондоотдача торгового оборудования на 83,2 тыс.р. Отрицательно характеризует деятельность предприятия фондооемкость основных средств, которая снизилась на  0,007 тыс.р.

 

     

     6. Оперативный анализ  розничного товарооборота 

     Оперативный анализ направлен  на решение задач, которые стоят перед текущим управлением организации. Главная задача состоит  в постоянном контроле за выполнением прогнозируемых показателей, своевременным выявлением текущих внутренних ресурсов.

     Во  времени оперативный анализ приближается к моменту совершения хозяйственных  операций. Основывается на данных  первичных  документов и личных бесед с работниками. С помощью оперативного анализа  вскрываются причины недостатков в работе, конкретные виновники и своевременно принимаются по ним соответственные меры.

     Отличительными  чертами оперативного анализа являются:

    • Изучение натуральных показателей;
    • Быстрота принятия управленческих решений;
    • Относительная неточность показателей;
    • Необязательное составление аналитических таблиц и оформление  результатов анализа в письменной форме

           Рассмотрим методику проведения  оперативного анализа основных  показателей деятельности.

    1. Анализ товарооборота осуществляется непосредственно на местах продажи товаров, заведующими отделов, работниками. Данные фактического товарооборота сравниваются с плановыми. Планово-экономический отдел для администрации  предприятия составляют аналитические таблицы.
    2. Анализируя поступление товаров производится сравнение с договорами и принимаются меры по устранению недостатков. Этим занимаются заведующие предприятия
    3. Анализ товарных запасов производится путем сравнения фактических остатков с нормативом. Этим занимаются:
      • Материально ответственные лица, осуществляющие постоянный контроль за состоянием товарных запасов
      • Бухгалтеры принимают товарные отчеты и сравнивают лимит товарных остатков с фактическими запасами по товарному отчету и журналу-ордеру
      • Товароведы, эксперты потребительских товаров – рассматривают наличие неходовых, залежавших товаров, товаров устаревших фасонов. Они принимают меры после анализа  о возможной реализации товаров путем проведения ярмарок, уценки или списания товаров, которые невозможно реализовать.
    4. При анализе показателей по труду и фонду оплаты труда сравниваются  плановые данные  с фактическими. Этим занимаются:
    • Бухгалтеры – при начислении заработной платы, проверки всех документов, которые служат основанием для начисления заработный платы
    • Инспекторы отдела кадров – изучают движение рабочей силы, количественный состав работников, стаж работы, текучесть кадров
    • Экономисты – изучают фонд оплаты труда, среднюю заработную плату, текучесть кадров.
    1. Оперативный анализ издержек обращения – занимаются бухгалтеры, при списании суммы расходов на соответствующие статьи. Фактическая сумма, предъявленная к оплате сравнивается с :
    • Договором на аренду, коммунальные услуги;
    • Со счетами, предъявленными  за транспортные услуги;
    • Сметой списания расходов на ремнот

          6. Оперативный анализ прибыли  осуществляют руководители предприятий, учитывая изменение в структуре товарооборота они стремятся реализовать товары с повышенным уровнем реализованной торговой наценки.

          7.  Оперативный анализ финансового  состояния осуществляет директор  или главный бухгалтер путем проверки состояния расчетов с банком, разными дебеторами и кредиторами. 
 

 

     

    1. Сравнительный анализ розничного товарооборота
 

     Важное  место в анализе розничного товарооборота  занимает сравнительный анализ. Его  назначение – изучение места лучших предприятий и распространение опыта на деятельности других предприятий.

     Содержание  сравнительного анализа определяется объектами и целью изучения.

     Цели  могут быть :

    • Общие – когда изучается вся деятельность предприятия
    • Частные – когда анализируются отдельные вопросы.

     При сравнительном анализе следует  выбирать однотипные предприятия, имеющие  сопоставимые показатели. Условием для  выбора однотипных предприятий являются следующие показатели:

    • Товарооборот
    • Структура товарооборота
    • Формы обслуживания покупателей
    • Месторасположение предприятия
    • Численность работников
    • Площадь торгового зала
    • Уровни реализованной торговой наценки, издержек обращения, рентабельности

    К основным этапам сравнительного анализа относят 

      1. Выбор объектов сравнении
      2. Определение степени сопоставимости объектов
      3. Сбор и обработка экономической информации
      4. Сравнение и анализ показателей
      5. Оценка достигнутых результатов
      6. Обобщение результатов анализа

             Приведение показателей в сопоставимый  вид достигается специальными  методами:

      • Корректировка показателей
      • Индексный метод пересчета с использованием индекса цен, тарифов, инфляции
      • Поправочный коэффициент
 

         Сравнение может проводиться по однотипным предприятиям, когда изучаются все  показатели деятельности и по разным предприятиям, когда анализируется  конкретный вид деятельности. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

      

Заключение 

     При проведении факторного анализа розничного товарооборота ОАО «Приморский  торговый Дом книги» на данном предприятии  были сделаны следующие выводы .

     Выручка от продажи товаров (общий товарооборот) за отчетный период составила 204978 тыс. руб., что на 20095 тыс. руб., или на 110,9% больше, чем в 2007 году.    В структуре общего товарооборота розничный товарооборот в 2008 году составил 97,1% или 198970 тыс. руб., его рост по сравнению с прошлым годом составил 159,1% или 73878тыс. руб.   

     Среднесписочная численность работников за отчетный год составила 525 человек. Текучесть  кадров была в пределах естественной (4%). Среднемесячная нагрузка (производительность труда) на одного работника прилавка по акционерному обществу за 2008 год составила 132,6 тыс. руб. или на 53,6% больше соответствующего периода прошлого года.   Происходила замена торгового оборудования, что благоприятно повлияло на объем товарооборота.

     За 2008 г. от поставщиков поступило книгопечатной  продукции, школьно письменных и канцелярских товаров в оптовых ценах на 128560 тыс. руб., в розничных ценах – на 234675 тыс. руб. Наибольший удельный вес в общем объеме поставки книгопечатной продукции составили школьные учебники и методическая литература.  
           Валовая прибыль за 2008 год составила по акционерному обществу 92790 тыс. руб., что на 20968 тыс. руб. больше соответствующего периода прошлого года, или на 29,2 %. Коммерческие расходы составили в отчетном периоде 72691 тыс. руб., или на 16546 тыс. руб. больше, чем в 2007 году. Уровень коммерческих расходов по отношению к выручке от продажи товаров составил 35,5 % и увеличился на 5,1 % по сравнению с прошлым годом.  
            Наибольший удельный вес в коммерческих расходах занимает заработная плата – 52,3 %, что обусловлено значительным ростом товарооборота, так как заработная плата работников прилавка напрямую зависит от объёмов реализации (прямая сдельная).        
            Прибыль от продаж в отчетном периоде составила 20099 тыс. руб., что на 4422 тыс. руб. больше соответствующего периода прошлого года.  
             Чистая прибыль отчетного периода составила 16931 тыс. руб.,    Капитал и резервы акционерного общества (раздел III пассива баланса) в 2008 г. увеличились с 46328 тыс. руб. до 62915 тыс. руб., в том числе за счет роста добавочного капитала на 3 854 тыс. руб., и увеличения нераспределенной прибыли на 12733 тыс. руб.             
 
 

Информация о работе Факторный анализ розничного товарооборота