Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:14, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
ь ?дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
ь ?рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
ь ? рассмотреть общую методику факторного анализа показателей рентабельности организации.
2. Типы и задачи факторного анализа
Функционирование
любой социально-экономической
Фактор - это причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт.
Выявление связи между показателями, ее направления и интенсивности, а также формы зависимости между показателями необходимо для познания закономерностей формирования результатов деятельности субъекта хозяйствования. Если изучение конкретной совокупности показателей приводит к выявлению общей закономерности, то делается предположение о наличии связей между показателями. Источником возникновения может быть причинно-следственная связь между показателями, зависимость ряда показателей от общего фактора, случайное совпадение. Факторный анализ заключается в выявлении взаимосвязи между показателями: в измерении количественного влияния отдельных показателей на изменение другого, совокупного показателя.
Методика факторного анализа - методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
2.1 Основные задачи факторного анализа
1. Отбор факторов
определяющих исследуемые
2. Классификация
и систематизация факторов с
целью обеспечения
3. Определение
формы зависимости между
4. Моделирование
взаимосвязей между факторами
и результативными
5. Расчет влияния
факторов и оценка роли
6. Работа с
факторной моделью. Методика
Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности (АХД) взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.
Важным методологическим
вопросом в факторном анализе
является определение формы зависимости
между факторами и
Моделирование
экономических показателей
Расчет влияния факторов - главный методологический аспект в АХД. Для определения влияния факторов на конечные показатели используется множество способов, которые будут подробнее рассмотрены ниже.
Последний этап факторного анализа - практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении ситуации.
2.2 Типы факторного анализа
В зависимости
от типа факторной модели различают
два основных вида факторного анализа
- детерминированный и
Детерминированный
факторный анализ представляет собой
методику исследования влияния факторов,
связь которых с результативным
показателем носит
Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства. Подробно детерминированный факторный анализ мы рассмотрим в отдельной главе.
Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.
Стохастическое
моделирование является в определенной
степени дополнением и
· необходимо изучить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную факторную модель (например, уровень финансового левериджа);
· необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не поддаются объединению в одной и той же жестко детерминированной модели;
· необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не могут быть выражены одним количественным показателем (например, уровень научно-технического прогресса).
Кроме деления
на детерминированный и
o прямой и обратный;
o одноступенчатый и многоступенчатый;
o статический и динамичный;
o ретроспективный и перспективный (прогнозный).
При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим.
Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, . При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В этом случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.
Необходимо также
различать статический и
И, наконец, факторный
анализ может быть ретроспективным,
который изучает причины
3. Методика факторного
анализа показателей
Уровень рентабельности
отдельных видов продукции
Ri = (Цi - Сi) / Сi = Цi / Ci - 1
Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции выполняется на основе представленных данных. Форма таких данных приведена в таблице 3.1.
Табл. 3.1 Факторный
анализ рентабельности отдельных видов
продукции
Вид продукции
Средняя цена реализации
Себестомость
Рентабельность, %
Отклонение от
плана, %
плановая
условная
фактичская
общее
за счет
цены
себестоимости
план
факт
план
факт
A
B
И т.д.
Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Такой расчет делается по данным нижеследующей таблицы (таблица 3.2.):
Табл. 3.2 Расчет
влияния факторов второго
Фактор
Изменение цены, руб.
Изменение рентабельности,
%
Качество продукции
Рынки сбыта
продукции
Изменение цен
в связи с инфляцией
Итого
Далее необходимо
установить, за счет каких факторов изменялась
себестоимость единицы продукции и аналогичным
образом определить их влияние на уровень
рентабельности. Такие расчеты делаются
по каждому виду продукции, что позволяет
более точно оценить работу субъекта хозяйствования
и полнее выявить внутрихозяйственные
резервы роста рентабельности на анализируемом
предприятии.
Примерно также
производится факторный анализ рентабельности
продаж. Детерминированная факторная
модель этого показателя, исчисленного
в целом по предприятию, имеет
следующий вид:
Rп = Пп / В, где
Rп - рентабельность
продаж;
Пп - прибыль с продаж.
Расчет влияния
отдельных факторов также производится
методом цепной подстановки.
Уровень рентабельности
продаж отдельных видов продукции
зависит от среднего уровня цены и
себестоимости изделия:
Rп = Пi / Вi = (Цi - Сi)
/ Цi
Аналогично осуществляется
факторный анализ рентабельности совокупного
капитала. Балансовая сумма прибыли
зависит от объема реализованной
продукции (VPП), ее структуры (УДi), среднего
уровня цен (Цi) и финансовых результатов
от прочих видов деятельности, не связанных
с реализацией продукции и услуг (ВФР).
Среднегодовая
сумма основного и оборотного
капитала (KL) зависит от объема продаж
и коэффициента оборачиваемости капитала
(Коб), который определяется отношением
выручки к среднегодовой сумме основного
и оборотного капитала. Здесь исходят
из того, что объем продаж сам по себе не
оказывает влияния на уровень рентабельности,
так как с его изменением пропорционально
увеличиваются или уменьшаются сумма
прибыли и сумма основного и оборотного
капитала при условии неизменности остальных
факторов.
Для расчета
влияния факторов на уровень рентабельности
используют следующие исходные данные
(таблица 3.3):
Табл. 3.3 Исходные
данные.
Факторы
План
Факт
Прибыль от реализации,
руб.
Внереализационные
финансовые результаты, руб.
Сумма балансовой
прибыли, руб.
Среднегодовая
сумма основного и оборотного
капитала, руб.
Выручка от реализации
продукции, руб.
Коэффициент оборачиваемости
капитала
При углубленном
анализе необходимо изучить влияние
факторов второго уровня, от которых
зависит изменение
Для анализа
рентабельности производственного
капитала, определяемой как отношение
балансовой прибыли к среднегодовой
стоимости основных средств и
материальных оборотных фондов, можно
использовать факторную модель, предложенную
М. И Бакановым и А. Д. Шереметом:
Информация о работе Факторный анализ рентабельности организации