Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:38, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономики государственные финансы выполняют своё общественное назначение - перераспределение ограниченных финансовых ресурсов с помощью государственного посредника - бюджетной системы. Определение понятия бюджетная система установлено в действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации ст. 6: бюджетная система РФ это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Содержание

Введение
1. Бюджетный процесс в Российской Федерации
1.1 Понятие, задачи и этапы бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса и их полномочия
1.2 Основы составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
1.3 Исполнение бюджетов
1.4. Бюджетный процесс субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Заключение
Литертура

Работа содержит 1 файл

реферат бюджетный процесс рф.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

 

- порядок и  реализация долгосрочных целевых  программ;

 

- этапы и  сроки составления проекта бюджета;

 

- новые принципы  планирования инвестиций;

 

- условия прогнозирования  доходов планирования бюджетных  ассигнований, в том числе: раздельного  планирования расходов на исполнение действующих и вновь принимаемых обязательств.

В основу бюджетного планирования предложено положить широко известный в международной практике метод «скользящей трёхлетки», при  котором ранее утверждённые проектировки второго и третьего года становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом утверждение законом проектировок на второй и третий год не означает запрета на их корректировку следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов. Таким образом метод «скользящей трёхлетки» обеспечивает, с одной стороны, стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой стороны, возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реструктуризацию обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.

В целях повышения  устойчивости бюджета введено понятие  «условно утверждённые расходы», под  которыми понимаются бюджетные ассигнования, не распределённые в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета. Общий объём условно утверждаемых (утверждённых) расходов в случае принятия трёхлетнего бюджета не должен превышать:

- на первый  год планового периода - 2,5% общего  объёма расходов бюджета;

- на второй  год планового периода - 5% общего  объёма расходов бюджета.

Это позволяет  создать резерв на случай непредвиденного  сокращения расходов, который в случае подтверждения прогнозов доходов может быть использован для принятия новых обязательств в очередном бюджетном цикле.

Порядок и сроки  представления, рассмотрения проекта  закона (решения) о бюджете и его  утверждения определяются для федерального бюджета БК РФ, бюджета субъекта - законом субъекта РФ, местного бюджета - муниципальным правовым актом представительным органом муниципального образования. В БК РФ устанавливаются предельные сроки представления проекта бюджета на рассмотрение и утверждение его депутатским корпусом:

 

- проекта федерального  бюджета - до 26 августа;

 

- проекта бюджета субъекта - до 15 октября;

 

- проекта местного бюджета  - до 15 ноября.

 

Принимая во внимание принцип  самостоятельности бюджетов, законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ и местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определить, процедуру рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения. При этом утверждение проекта закона (решения) должно быть обеспечено до начала очередного финансового года.

В случае если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего года, то вводиться  процедура временного управления бюджетом. В ст. 190, ст. 191 Бюджетного кодекса  РФ установлен порядок временного управления бюджетом.

 

 

 

 

1.3 Исполнение  бюджетов

 

Исполнение  бюджетов - одна из стадий бюджетного процесса каждого уровня бюджетной системы РФ, которая предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов. Эффективное и экономное использование бюджетных средств определяет возможность осуществления приоритетных положений бюджетной политики государства в целом, каждого субъекта РФ и муниципального образования.

Бюджеты всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации  исполняются на основе принципа единства кассы и подведомственности расходов.

Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и  осуществление расходов с единого  счёта бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств, вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

 

Исполнение  бюджетов включает в себя:

 

- исполнение  по доходам (ст. 218 БК РФ);

 

- исполнение  по расходам (ст. 219 БК РФ);

 

- исполнение по источникам финансирования дефицита бюджета

 

(ст. 2191 БК РФ).

 

Исполнение  бюджетов осуществляется на основе сводной  бюджетной росписи, бюджетных росписей главных распорядителей, бюджетных  росписей распорядителей средств и  кассового плана. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи главных распорядителей (распорядителей) устанавливается соответствующим финансовым органом; по государственным внебюджетным фондам - соответствующим органом управления. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесений изменений в неё осуществляется руководителем финансового органа. Показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

Бюджетная роспись  составляется, утверждается и ведётся  главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств или главным администратором источников финансирования дефицита бюджета. Ими же в установленном порядке вносятся изменения в бюджетную роспись. Показатели бюджетной росписи должны соответствовать бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств, утверждённых сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств.

Утверждённые  показатели сводной бюджетной росписи  по расходам доводятся до главных  распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года. Наряду со сводной бюджетной росписью на каждом уровне бюджетной системы соответствующий финансовый орган составляет кассовый план.

Бюджеты бюджетной  системы РФ обладают иммунитетом, который  представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом РФ. В целях обеспечения целевого и рационального использования средств бюджетное законодательство не допускает размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получения дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счёт размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передачи полученных доходов в доверительное управление.

Исполнение  бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в  соответствии со сводной бюджетной  росписью в порядке, установленном финансовым органом.

Финансовый  год завершается 31 декабря. Завершение операций органами Федерального казначейства по распределению поступлений отчётного  финансового года между бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации  и их зачисление в соответствующие  бюджеты в первые пять рабочих дней текущего финансового года. Бюджетные ассигнование, лимиты бюджетных обязательств и предельные объёмы финансирования текущего финансового года прекращают своё действие 31 декабря.

Необходимо  сказать о бюджетном учёте  и бюджетной отчётности. Бюджетный учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учёт осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию РФ.

Бюджетная отчётность РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчётности соответствующих главных администраторов бюджетных средств. Бюджетная отчётность является годовой, отчёт об исполнении бюджета является ежеквартальным и утверждается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Годовой отчёт  об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном органе, подлежит внешней проверке. Далее Бюджетным кодексом предусмотрено представление, рассмотрение и утверждение годового отчёта об исполнении бюджета законодательным (представительным) органом в форме закона (решения). На всех стадиях бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Бюджетный  процесс субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований

 

 

Формирование, т.е. составление, рассмотрение и утверждение  бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов осуществляется на основе положений  Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов: «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10. 1999 г. №184-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, а также принятых в соответствии с ними актов регионального бюджетного законодательства, муниципальных правовых актов. Полномочия участников бюджетного процесса в субъекте РФ и муниципальных образованиях вытекают из соответствующих положений Бюджетного кодекса (глава 18) и должны быть установлены в актах бюджетного законодательства субъектов РФ и муниципальных образований. По проекту бюджета субъекта РФ (муниципального образования) и по проекту годового отчёта об исполнении бюджета проводятся публичные слушания.

Новации бюджетного законодательства РФ 2007 г., введённые  Федеральным законом №63-ФЗ, принципиально  повлияли на формирование региональных и местных бюджетов. Необходимо напомнить, что субъекты РФ и муниципальные  образования получают право выбора: составление трёхлетнего бюджета либо ежегодного бюджета и трёхлетнего среднесрочного плана.

Рассмотрим  формирование бюджета регионального  уровня на примере бюджета г. Санкт-Петербурга (он является городом федерального значения) на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов, он был представлен в сентябре 2007 г. на рассмотрение и утверждение в Законодательное собрание.

В нормативном  плане бюджетный процесс в  г. Санкт-Петербурге регулирует Закон  Санкт-Петербурга от 20.07.2007 г. №371-77 «О бюджетном процессе в Санкт-Петербург». Данный закон устанавливает основы организации бюджетного процесса и определяет порядок составления и рассмотрения проектов бюджета Санкт-Петербурга, проектов бюджета Территориального фонда обязательного фонда медицинского страхования (ТФОМС) г. Санкт-Петербурга, утверждение и исполнения бюджета, бюджетов ТФОМС, а также осуществления контроля за их исполнением. Проект бюджета и проект бюджета ТФОМС Санкт-Петербурга составляются и утверждаются сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Порядок и сроки составления проекта бюджета и проекта бюджета ТФОМС, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектами указанных бюджетов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, определяются Правительством Санкт-Петербурга. На рис. 1.5.1. представлена последовательность составления проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг., реализованная в 2007 г.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга о «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» губернатор Санкт-Петербурга вносит проект закона о бюджете на рассмотрение Законодательного собрания до 1 октября текущего финансового года.

 

Одновременно  с проектом закона о бюджете Законодательному собранию представляются следующие документы и материалы:

 

· основные направления  бюджетной и налоговой политики;

 

· предварительные  итоги социально-экономического развития Санкт-Петербурга за истекший период текущего финансового года и ожидаемые  итоги социально-экономического развития за текущий финансовый год;

 

· прогноз социально-экономического развития на период не менее трёх лет;

 

· прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Санкт-Петербурга на очередной  финансовый год и плановый период;

 

· обоснование к доходам и расходам проекта бюджета;

 

· пояснительная  записка к проекту бюджета;

 

· методики (проекты  методик) и расчёты распределения  межбюджетных трансфертов;

 

· верхний предел государственного долга Санкт-Петербурга на конец очередного финансового  года и конец каждого года планового периода;

 

· проект программы  государственных внутренних заимствований  на очередной финансовый год и  плановый период;

 

· проект программы  государственных внешних заимствований  на очередной финансовый год и  плановый период;

Информация о работе Бюджетный процесс