Аудит нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является: получение практических навыков разработки программы аудита учета нематериальных активов.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить в теоретическом аспекте, основы и нормативно-правовую базу, регулирующую аудиторскую деятельность нематериальных активов;
2. Рассмотреть первичные документы, бухгалтерский учет, формы отчетности нематериальных активов;
4. Проанализировать типичные нарушения в бухгалтерском учете нематериальных активов и выявить процедуры по их устранению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Нормативно-законодательная база аудита нематериальных средств 5
1.2 Сущность, задание и цели аудита 6
1.3 Документальное оформление нематериальных активов 8
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
2.1 План и программа аудиторской проверки 10
2.2 Методы сбора аудиторских доказательств при проведении аудита НМА 14
2.3 Типичные ошибки в бухгалтерском учете нематериальных активов 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

     Важное  значение в аудиторской деятельности имеет изучение и оценка финансового  состояния и платежеспособности экономического субъекта. Проводя обязательный аудит бухгалтерской отчетности, аудиторская фирма обязана проверить его финансовое состояние и дать оценку платежеспособности, аргументируя целым рядом показателей, подтверждающих выводы аудитора.

     Информация, полученная в процессе исследования важна, как для руководителей проверяемого субъекта, так и для третьих лиц, которые будут пользоваться аудиторским заключением.

     При проведении аудита финансового состояния  необходимо выявить признаки возможности  прекращения деятельности предприятия и установить, не становится ли субъект потенциальным банкротом и не станет ли он им в течение трех месяцев после проведения аудита.

     Анализ  и аудит финансового состояния  и платежеспособности должен проводиться  также в процессе внутреннего аудита с целью выработки тактики действий для специалистов.

     С развитием рыночных отношений в  составе имущества предприятий  появился новый вид средств, отличительной  особенностью которых является отсутствие вещественно-натуральной формы - нематериальные активы

     Сущность  нематериальных активов заключается  в следующем:

     - не имеет материально-вещественной (физической) структуры;

     - может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;

     - предназначено для использования  в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

     - используется в течение длительного  времени (свыше 12 месяцев или  в течение обычного операционного  цикла, если он превышает 12 месяцев);

     - способно приносить организации  экономическую выгоду.

     В последнее время в имуществе  хозяйствующих субъектов неуклонно  возрастает доля нематериальных активов. Вместе с тем, увеличивается и  экономический интерес в повышении  доходности предприятия за счет использования  нематериальных активов. Это обусловлено быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, активной инвестиционной деятельностью, обострением конкурентной борьбы, стремлением получить признание на внутреннем и мировом рынках, усложнением и интеграцией международных финансовых рынков.

     Актуальность  данной работы заключается в том, что в современных условиях формирование полной информации о хозяйственных  процессах практически невозможно без информации о нематериальных активах. Для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, необходимо знать резервы повышения эффективности использования нематериальных активов.

     Целью исследования является: получение практических навыков разработки программы аудита учета нематериальных активов.

     Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

     1. Изучить в теоретическом аспекте,  основы и нормативно-правовую  базу, регулирующую аудиторскую  деятельность нематериальных активов;

     2. Рассмотреть первичные документы, бухгалтерский учет, формы отчетности нематериальных активов;

     4. Проанализировать типичные нарушения  в бухгалтерском учете нематериальных  активов и выявить процедуры  по их устранению.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Нормативно-законодательная  база аудита нематериальных средств

     Основные  нормативные документы, регулирующие порядок учета нематериальных активов:

     1. Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации, утвержденное  Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н.

     2. Положение по бухгалтерскому  учету "Бухгалтерская отчетность  организации" ПБУ 4/99, утвержденное  Приказом Минфина России от 06.07.1999 №43н;

     3. Приказ Минфина России от 22.07.2003 №67н "О формах бухгалтерской  отчетности организаций".

     4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н.

     5. Федеральный закон «Об аудиторской  деятельности» от 13.07.2001 №119-ФЗ.

     6. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

     Источниками информации выступают формы бухгалтерской  отчетности, применяемые предприятиями  и организациями:

     - Бухгалтерский баланс (ф.№1);

     - Отчет о прибылях и убытках  (ф.№2);

     - Отчет об изменениях капитала (ф.№3);

     - Отчет о движении денежных средств (ф.№ 4);

     - Приложение к бухгалтерскому  балансу (ф.№5);

     - Пояснительная записка к годовому  отчету;

     - все формы промежуточной отчетности  предприятия за год.

     К источникам информации помимо форм отчетности относятся также 
Положение об учетной политике предприятия, учетные регистры, регистры налогового учета, налоговые декларации, Главная книга, разработочные таблицы, бухгалтерские справки и т.д.

1.2 Сущность, задание  и цели аудита

     Согласно  с Законом Украины "Об аудиторской  деятельности" ст.3, понятие аудиторская деятельность содержит в себе организационное и методическое обеспечение аудита, практическом использование аудиторских проверок и предоставление других аудиторских услуг. Аудиторские услуги могут предоставляться в форме аудиторских проверок и связанных с ними экспертиз, консультаций по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, анализа финансово-хозяйственной деятельности и других видов экономически правового обеспечения предпринимательской деятельности физических и юридических лиц.

     Под аудитом отчетности экономических  субъектов понимается независимая  проверка, осуществляемая аудиторской  организацией, в результате которой  составляется мнение о степени достоверности  бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

     На  макроэкономическом уровне аудит бухгалтерской  отчетности выступает как элемент  рыночной инфраструктуры, необходимость  функционирования которого определяется следующими обстоятельствами.

     Во-первых, бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом.

     Во-вторых, бухгалтерская отчетность может  быть искажена в силу ряда факторов, в частности применения оценочных  значений и возможности неоднозначной  интерпретации фактов хозяйственной  жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей.

     В-третьих, степень достоверности бухгалтерской  отчетности, как правило, не может  быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за трудности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций.

     Цель  аудита - формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях. Это мнение может способствовать повышению доверия к отчетности со стороны заинтересованных в информации пользователей.

     В задачи аудита отчетности экономических  субъектов входят проверка состава  и содержание форм бухгалтерской отчетности, увязка ее показателей, проверка правильности оценки статей отчетности, проверка правильности формирования сводной (консолидированной) отчетности, установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета и налогообложения действующим в проверяемом периоде нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах, проверка правильности формирования сводной отчетности.

     Объектом  отчетности экономических субъектов являются все формы бухгалтерской отчетности. 
 
 

1.3 Документальное оформление нематериальных активов

     Для документального оформления хозяйственных  операций, отражающих процесс движения нематериальных активов, и выполнения задач бухгалтерского учета НМА в организации должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным графиком.

     Приказом  или распоряжением по организации  необходимо определить круг лиц, на которых  возлагается ответственность за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы, и определить должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, перемещение и списание объектов НМА.

     Учет  нематериальных активов осуществляется по их видам и отдельным объектам.

     Единицей  бухгалтерского учета НМА является инвентарный объект.

     Инвентарным объектом нематериальных активов считается  совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и тому подобное. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использования для управленческих нужд организации.

     Помимо  документа, подтверждающего существование самого нематериального актива, в бухгалтерском учете на каждый инвентарный объект НМА должна оформляться соответствующая первичная документация.

     Для учета операций по движению нематериальных активов используется лишь одна унифицированная форма первичной учетной документации - карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1).

     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций по мере создания или поступления нематериальных активов в организацию и окончания работ по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, нематериальные активы зачисляются на основании акта приемки в состав нематериальных активов.

     Один  из экземпляров указанного акта, утвержденный руководителем организации, вместе с подтверждающей документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая согласно этим документам открывает карточку учета нематериальных активов.

     Карточка  учета нематериальных активов применяется  для учета всех видов нематериальных активов, поступивших в организацию. В данной карточке указываются все основные показатели и характеристики принимаемого на учет объекта нематериальных активов. Карточка ведется в бухгалтерии на каждый инвентарный объект.

     Форма заполняется в одном экземпляре на основании документа на оприходование, приемки-передачи (перемещения) нематериальных активов и другой документации.

     Другие  утвержденные формы первичной учетной  документации по учету движения нематериальных активов (например, акт на списание НМА, аналогичный акту на списание основных средств) пока не предусмотрены. В связи с этим организация может самостоятельно разработать другие формы документов для учета движения НМА и отразить их в учетной политике организации. 
 
 
 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 План и программа  аудиторской проверки

     Важная  задача аудита нематериальных активов - установление соответствия применяемой  предприятием методики учета нематериальных активов требованиям нормативных актов, а также соответствующих стандартов и положений, устанавливающих правила их учета.

     В соответствии с основными направлениями  и задачами аудита нематериальных активов  можно выделить четыре направления  проверки:

Информация о работе Аудит нематериальных активов