Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:55, реферат
Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара - переченьтоваров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека.
Показатели ассортимента — качественное выражение свойств ассортимента.
Промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемый изготовителем, исходя из его производственных возможностей.
Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, предназначенный для удовлетворения повседневных потребностей.
Развернутый ассортимент товаров — детализированный групповой ассортимент, в котором каждая группа товаров представлена подгруппами, видами и разновидностями с указанием количества товаров по каждому признаку. Применяется при составлении спецификации к договорам.
Рациональный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают определенный уровень качества жизни.
Свойства ассортимента — особенность ассортимента, которая проявляется при его формировании.
Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов и наименований и предназначенный для удовлетворения разнообразных потребностей.
Сопутствующий ассортимент — набор товаров, не относящийся к основным для данного торгового предприятия.
Структура ассортимента товаров — количественное соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в номенклатуре конкретного субъекта рынка, выраженная в долях или процентах.
Управление ассортимента товара — разработка и применение мер, направленных на формирование оптимального ассортимента товаров, который наиболее полно соответствует текущим потребностям населения.
Формирование торгового ассортимента товаров — целенаправленная деятельность по подбору товаров по группам, подгруппам, видам и разновидностям с учетом спроса потребителей и обеспечения рентабельности торговой деятельности.
Широта торгового ассортимента товаров—характеристика ассортимента товаров торгового предприятия, определенная по количеству включенных в него группировок низшего классификационного уровня.
Товарная номенклатура
— перечень однородных и разнородных
товаров общего или аналогичного
назначения. Товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности (ТН ВЭД) — это перечень
товаров, предназначенный для экспорта-
Классификация ассортимента товаров. Ассортимент товаров подразделяется на группы — по местонахождению (промышленный и торговый);
подгруппы — по широте охвата товаров;
виды — по степени удовлетворения потребностей;
разновидности — по характеру потребностей (простой, сложный, групповой).
Промышленный ассортимент — набор товаров, выпускаемых предприятиями.
Лекарственные средства, используемые
в ветеринарии, производит как медицинская
фармацевтическая промышленность, так
и отдельные специализированные
организации аграрно-
Торговый ассортимент — набор товаров, поступающих на оптовые и розничные предприятия или в сферу обращения и реализации.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований.
Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов, наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Примером простого ассортимента может служить ограниченный перечень медикаментов в аптечных киосках.
Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах, что характерно для больших аптек и аптечных баз.
Групповой ассортимент — набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Например, секции товаров для животных в супермаркетах реализуют ветеринарные препараты только для комнатных животных (собак, кошек, попугаев).
Развернутый ассортимент — набор
товаров, который включает значительное
количество подгрупп, видов, разновидностей,
наименований, относящихся к группе
однородных, но отличающихся индивидуальными
признаками. Такой ассортимент, как
правило, встречается в
Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным лечебным средствам. Товары сопутствующего ассортимента в ветеринарной аптеке — это различныегигиенические средства (шампуни, мыла, дезодоранты и т. п.), другие товары по уходу за животными.
Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для сельских хозяйственных магазинов, где одновременно с ветеринарными препаратами реализуют, например, седла, упряжь для лошадей и др.
Рациональный ассортимент — набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальный положительный эффект при определенном уровне развития науки, техники и технологии.
Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку, производство и доведение до потребителя.
Реальный ассортимент — набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.
Прогнозируемый ассортимент —
Учебный ассортимент — перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.
Свойство ассортимента — специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании.
Показатели ассортимента — количественное выражение его свойств, при котором изменению подлежит количество видов и наименований товаров.
При формировании ассортимента в организациях
осуществляется регулирование комплекса
показателей и свойств
Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты:
действительная широта — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии;
базовая широта — количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятых за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, наименований товаров, регламентируемое нормативными документами или взятое для сравнения в торговых организациях одного профиля;
коэффициент широты — отношение фактического количества видов, разновидностей и наименований товаров к базовому.
Полнота ассортимента — способность набора товаров одной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является устойчивый спрос на них.
Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.
Показатели структуры
Выбор показателей структуры
Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Гармоничность ассортимента — свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.
Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не изменяется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.
Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазина или отдельных его секций.
Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и ассортиментная политика, т. е. установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.
Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные и предполагаемые потребности, а также достичь цели, определенные руководством организации.
Ассортиментная политика — цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.
Цель организации в области ассортимента — формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к реальному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Факторы формирования ассортимента подразделяют на общие и специфичные.
Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.
Спрос как потребность, подкрепленная
платежеспособностью
Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают влияние государственные заказы и другие меры по поддержке отечественного производителя.
Специфичными факторами
Показатели ассортимента
Для характеристики ассортимента применяются основные показатели, представленные на
Основные показатели для характеристики ассортимента
Основные показатели для характеристики ассортимента
1) Широта ассортимента
Показателем широты ассортимента является коэффициент широты — Кш(формула 3):
где: Ш
факт.
- количество групп, подгрупп товаров, имеющихся в наличии в организации или выпускаемых промышленностью; Ш6аз — количество групп, подгрупп товаров, разрешенных к применению в стране и представленных в Государственном реестре J1C и изделий медицинского назначения. Например, если среди ассортиментных групп товаров в аптечном учреждении имеется в наличии 3 (отсутствует медицинская техника), а возможно наличие 4 групп (см. классификацию), то: К =3/4 = 0,75.
2) Полнота ассортимента
Показателем полноты ассортимента ЛC является коэффициент полноты - Кп(формула 4):
где: Пфакт — количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы (ФТГ), имеющиеся в наличии в исследуемой фармацевтической организации; П6аз - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной ФТГ, разрешенных к применению в стране. В идеале этот коэффициент должен равняться 1,0. Однако в реальных условиях он ниже и, в зависимости от объема работы аптеки, спроса на ЛС или ФТГ, находится в пределах 0,4-0,8. 3) Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товаров, имеющихся в организации или выпускаемых промышленностью, т. е. это варианты отдельныхтоваров. Под разновидностью ЛС понимают конкретные лекарственные препараты определенной лекарственной формы, дозировки, концентрации, фасовки и т. п.
Также структура ассортимента ЛС характеризуется долей продаж отдельных ФТГ в общем объеме потребления. Так, среди лидирующих групп в структуре ассортимента ЛС преобладают антибиотики, сердечно-сосудистые, психостимуляторы, анальгетики, средства для лечения заболеваний органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.
Устойчивость ассортимента характеризуется
изменением показателей широты, полноты,
глубины и структуры
Формирование ассортимента организации предполагает его постоянное пополнение и обновление в соответствии с потребностями населения.
Обновление ассортимента — это замена имеющихся товаров новыми с лучшими потребительскими свойствами, которые наиболее полно удовлетворяют потребности потребителей.
Информация о работе Ассортимент товаров. Свойства и показатели ассортимента