Анализ выполнения плана реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Переход экономики России на рыночные отношения и связанные с этим процессы формирования многоукладного хозяйства на основе разных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования предприятий. Эти изменения затронули все стороны деятельности предприятий.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 40.00 Кб (Скачать)

Влияние изменения  количества и ассортимента продаж на прибыль от реализации продукции  рассчитывается как произведение разности между выручкой от реализации в сопоставимых ценах и выручкой от реализации предыдущего  периода и рентабельностью продукции  предыдущего года:  

DПр(q) = (ВР` – ВР0)*R0, (1.2)  

где DПр(q) – изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения количества и ассортимента продаж;  

 ВР` – выручка  от реализации продукции в  сопоставимых ценах;  

 ВР0 – выручка от реализации продукции предыдущего года;  

R0 – рентабельность  продукции предыдущего года.  

Влияние изменения  цен можно рассчитать, умножив  на рентабельность продукции прошлого года на разность между выручкой от реализации продукции отчетного года и выручкой от реализации продукции в сопоставимых ценах:  

DПр(ц) = (ВР1 – ВР`)*R0, (1.3)  

где DПр(ц) – изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения цен;  

 ВР1 – выручка от реализации продукции отчетного года.  

Влияние изменения  себестоимости реализации продукции  рассчитывается как произведение выручки  от реализации продукции отчетного  года и разности между удельными  весами себестоимости реализации отчетного  и предыдущего годов:  

DПр(ср) = (УСР1 – УСР0)*ВР1, (1.4)  

где DПр(ц) – изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения себестоимости реализации продукции;  

 УСР1 – удельный вес себестоимости реализации продукции в выручке от реализации отчетного года;  

 УСР0 – удельный вес себестоимости реализации продукции в выручке от реализации предыдущего года. 
 
 
 
 

Глава2

2.2. Анализ динамики  и выполнения плана производство  продукции

Одним из обобщающих показателей экономической эффективности  производства является рост производства продукции (работ, услуг) в стоимостном  выражении. Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Продукция предприятия  является прямым конечным результатом  его основной деятельности.

Производство продукции  оценивается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем производства характеризуется  валовой и чистой продукцией, объем  выпуска – товарной и готовой  продукцией, объем реализации –  отгруженной и реализованной  товарной продукцией.

При планировании, учете  и оценке производства продукции  наряду с натуральными показателями (ассортимент и номенклатура) используются и стоимостные показатели (валовая, товарная, реализованная продукция).

Товарная продукция  характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для продаж) продукции, работ, услуг. В ее состав входят:

– стоимость готовых  изделий (готовая продукция –  ГП);

– полуфабрикаты  собственной выработки, отпущенные на сторону, капитальному строительству  и непроизводственным хозяйствам своего предприятия (ПФ );

– стоимость переработки  сырья и материалов заказчика (СП.С.М.З.)

– стоимость инструмента, штампов, моделей, приспособлений, отпущенных на сторону или зачисленных в  основные фонды предприятия (продукции  вспомогательных цехов) (ПВ.Ц);

– стоимость работ  промышленного характера, выполненных  на сторону (РП.ХАР.)

 

ТП = ГП + ПФс + СП.С.М.З. + ПВ.Ц + РП.ХАР. (2.1)

Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется  валовой продукцией (ВП), которая  зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изготовленной  продукции. Там, где остатки незавершенного производства незначительны по размерам или не имеют больших колебаний  в отчетных периодах, у товарной и валовой продукции одинаковый состав, в остальных случаях расчет валовой продукции следует исчислять  с учетом остатков незавершенного производства:

ВП = ТП ± ИО.НЗ.П + СС..М.З (2.2)

где: ИО.НЗ.П – изменение остатков незавершенного производства;

СС. М.З – стоимость сырья и материалов заказчика.

Общий объем продукции, работ, услуг оценивается фактически в оптовых ценах без НДС, акцизов  и отражается в форме № 1-П.

Валовая продукция  характеризует объем производства как по полностью законченным  и подлежащим реализации, так и  по незаконченным изделиям.

В процессе анализа  проверяется выполнение плана по выпуску (если имеется план) и дается оценка изменения объема продукции  по сравнению с предыдущим годом.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчета темпов роста и прироста продукции. Для анализа используются данные формы № П-1, которые сводятся в аналитическую таблицу.

В качестве сопоставимых цен приняты цены отчетного года.

Объем выпуска продукции, исчисленный в стоимостном выражении, не всегда дает правильное представление  об объеме выполненных предприятием работ по выпуску продукции. Это  связано с тем, что на показатель объема выпуска продукции в стоимостном  выражении оказывают влияние  изменение структуры выпускаемой  продукции и изменение стоимости  сырья. Изменение структуры вызывается рядом причин:

– отсутствием необходимой  техники;

– недостатками в  организации материального обеспечения;

– изменением себестоимости  изделия.

При наличии структурных  сдвигов стоимостные показатели не отражают реальных трудовых затрат. Это обусловлено тем, что стоимость  продукции состоит из затрат живого и овеществленного труда, соотношение  этих затрат в различных видах  продукции различно, вследствие чего выделяют трудоемкое, материалоемкое, капиталоемкое производство. Поскольку между ценами и затратами труда нет прямо пропорциональной зависимости, то изменение структуры производства может оказывать существенное влияние на объем производства в стоимостном выражении (завышая или занижая его).

Это требует использования  и других измерителей объема производства, более точно характеризующих  трудоемкость производства продукции  на данном предприятии. К ним относится  объем производства, исчисленный  в нормо-часах или в нормативной  зарплате.

Использование показателей, реально отражающих трудоемкость производства продукции, предполагает определение  объема продукции, произведенной собственными силами хозяйствующего субъекта, а  также производительности труда, фондоемкости, фондоотдачи, материалоемкости, материалоотдачи.

Для того чтобы рассчитать объем производства в нормо-часах, необходимо количество каждого вида продукции (qi) по плану, отчету и за предыдущий год умножить на норму времени изготовление единицы изделия. Полученное общее количество нормо-часов на изготовление отдельных изделий суммируют, что дает общий объем производства в нормо-часах. После чего исчисляют темпы роста объема производства в нормо-часах и выполнение плана.

Необходимые данные для расчета получают из бизнес-плана, формы № П-1 (по выпуску продукции), затраты труда в нормо-часах  на единицу продукции из бизнес-плана  или данных оперативно-технического учета.

Измерение объема производства в нормо-часах имеет недостаток, так как не отражает качество затраченного труда (различий в сложности труда).

Измерение объема производства в нормативной зарплате имеет  определенные преимущества, так как  отражает использование труда различной  сложности и квалификации, служит мерой затраченного труда и дает качественную характеристику трудовых затрат.

Расчет объема производства в нормативной зарплате определяется путем умножения количества выпущенной продукции в натуральном выражении  по плану и факту на норматив заработной платы на единицу продукции. Суммируя расход нормативной зарплаты, по всем изделиям определяют плановый и фактический  объемы производства в нормативной  зарплате. Определяем отклонение в  целом по изделиям по удельному весу. На основе проведенных расчетов делаем вывод.

Затем проводится оперативный  анализ производства и отгрузки продукции, в котором отражаются плановые и  фактические сведения о выпуске  и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день нарастающим  итогом с начала месяца, а также  отклонения от плана.

Анализ реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам  продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятий оборачивается  уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, что может привести к потере рынка сбыта, а, следовательно, к снижению производства.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается путем деления разности между  плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и суммы недопоставленной продукции на плановый объем:

Кд = (Vпл.п - Vнедоп.)/Vпл.п (2.3) 

Факторный анализ общей, валовой (балансовой) прибыли 

 Конечный финансовый  результат деятельности предприятия,  балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую  сумму результата (прибыли или  убытка) от реализации товарной  продукции (работ, услуг), результата (прибыли или убытка) от прочей  реализации, доходов и расходов  от внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен ниже: 

 РБ = ± РР ±  РПР ± РВН, 

 где

РБ - балансовая прибыль  или убыток;

РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг);

РПР - результат от прочей реализации;

РВН - результат (доходы и расходы) от внереализационных операций. 

 Финансовые результаты  деятельности предприятия характеризуются  также показателями выручки (валового  дохода) от реализации продукции,  величиной налога на добавленную  стоимость.

Выручка от реализации продукции свидетельствует о  завершении производственного цикла  предприятия, возврате авансированных на производство средств предприятия в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. После вычета из выручки от реализации продукции суммы налога на добавленную стоимость и акцизов, а также затрат на производство реализованной продукции получим чистый результат (прибыль или убыток) от реализации. Прибыль от реализации может быть рассчитана по формуле 

 РР = NP- SP- PД, 

 где

РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг);

NP - выручка (валовый доход) от реализации продукции;

SP - затраты на  производство реализованной продукции;

PД - налог на добавленную стоимость и акцизы. 

 Показатели финансовых  результатов характеризуют абсолютную  эффективность хозяйствования предприятия. 

 Факторный анализ  прибыли от реализации продукции  (работ, услуг) 

 Прибыль от  реализации товарной продукции  в общем случае изменяется  под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных  цен на реализованную продукцию;  цен на сырье, материалы, топливо,  тарифов на энергию и перевозки;  уровня затрат материальных и  трудовых ресурсов. 

1. Расчет общего  изменения прибыли (D Р) от реализации  продукции: 

D Р = Р1 - Р0, 

где

Р1 - прибыль отчетного года;

Р0 - прибыль базисного года. 

2. Расчет влияния  на прибыль изменений отпускных  цен на реализованную продукцию: 

D Р1 = Np1 - Np1,0 = å  p1q1 - å  p0q1, 

где

Np1 = å  p1q1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р - цена изделия; q - количество изделий);

Np1,0 = å  p0q1 - реализация в отчетном году в ценах базисного года. 

3. Расчет влияния  на прибыль изменений в объеме  продукции (D Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости): 

D P2 = Р0К1 - Р0 = Р0 (К1 - 1), 

где

Р0 - прибыль базисного года;

К1 - коэффициент роста объема реализации продукции; 

Информация о работе Анализ выполнения плана реализации продукции