Анализ управления затратами и себестоимостью продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие теоретических, методологических и практических основ себестоимости продукции и систем управления затратами на предприятии, а также практики вопросов совершенствования данной области, путем обозначения регулирования затрат предприятия.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.26 Кб (Скачать)

            Введение

     В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия  необходимо постоянно проводить  анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа  и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость.

Можно с уверенностью заявить, что этот показатель является одним из наиболее важных. Главными задачами развития экономики на современном этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции и ее цена. Чем выше первый показатель и ниже второй, тем лучше и выгоднее для покупателя и предприятия. Резервы улучшения этих показателей как раз и заключены в себестоимости продукции.

     В обобщенном виде себестоимость продукции  отражает все стороны хозяйственной  деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости  связан с объемом и качеством  продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием  фонда оплаты труда и т. д. Себестоимость, в свою очередь, является основой  определения цен на продукцию. Систематическое  снижение себестоимости промышленной продукции – одно из основных условий  повышения эффективности промышленного  производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень  рентабельности, а также на общегосударственный  денежный фонд - бюджет.  

     Целью данной работы является раскрытие теоретических, методологических и практических основ  себестоимости продукции и систем управления затратами на предприятии, а также практики вопросов совершенствования  данной области, путем обозначения  регулирования затрат предприятия.

      К задачам данной работы относятся:

  • раскрытие понятия и содержания себестоимости;
  • изучить состав затрат предприятия, включаемых в себестоимость продукции;
  • рассмотреть классификацию затрат на производство;
  • анализ динамики и структуры затрат, а также  характеристика сложившейся системы управления затратами на примере ООО «Сириус».

     Объектом  исследования работы является сложившегося механизма управления затратами  на промышленном предприятии  ООО «Сириус», занимающееся выпуском сантехнического оборудования (чугунные ванны, запорные устройства на трубопроводы).

     Методологической  основой работы послужили труды  выдающихся экономистов: В. Г. Долженкова, Л. П. Харченко, Яркиной Т. В. и других.  
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические и методологические основы себестоимости продукции

           1.1 Понятие себестоимости продукции

     Себестоимость продукции, работ или услуг — это денежное выражение суммы затрат, необходимых на производство и сбыт данной продукции, а более точно ее единицы. Под затратами понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям определяются государственным стандартом, а методы калькулирования – самими предприятиями[5].

Себестоимость продукции, представляя собой затраты  предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т. е. самоокупаемости  – основополагающей признака рыночного  хозяйственного расчета. Себестоимость  – один из важнейших показателей  эффективности потребления ресурсов.

Себестоимость показывает все успехи и неудачи  предприятия в организации производства того или иного продукта. Если себестоимость  такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем  предприятии были организованны  нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны  изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним  из факторов формирования ассортимента.

Кроме того, себестоимость составляет часть  стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции  для предприятия (фирмы), поэтому  себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат[7].

Задачами  анализа себестоимости продукции являются:

  • Оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержками производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
  • Установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
  • Определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;
  • Анализ себестоимости отдельных видов продукции;
  • Выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Таким образом, анализ себестоимости продукции  направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования  материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции  позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли  и рентабельности, достигнутому на предприятиях.  

1.2 Состав затрат предприятия, включаемых в себестоимость продукции  

     Состав  затрат предприятия разнообразен. Это  не только затраты на сырье и материалы, на заработную плату, амортизацию, но и  затраты предприятия, связанные  с уплатой налогов, штрафов, содержанием  жилья на балансе предприятия, оплатой путевок для работников предприятия, строительством новых объектов основных фондов и т. д.[21].

Наиболее основные затраты предприятия, которые включаются в себестоимость продукции ( работ, услуг ). Сюда относятся затраты:

  • связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;
  • некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также по повышению качества продукции, ее надежности, долговечности, осуществляемые в ходе производственного процесса;
  • связанные с изобретательством и рационализаторством, включая затраты на организацию выставок, конкурсов, выплату авторских вознаграждений;
  • на обслуживание производственного процесса (обеспечение производства сырьем, материалами, топливом, энергией, а также выполнение санитарно-гигиенических требований и затраты на охрану);
  • по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, включая устройство и содержание бань, душевых, прачечных и т. п., а также затраты на обеспечение работников спецодеждой, питанием;
  • текущие, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения;
  • связанные с управлением производства;
  • связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
  • по транспортировке рабочих к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования;
  • отчисления во внебюджетные фонды по заработной плате работников, занятых в производстве продукции (работ, услуг);
  • на оплату процентов по полученным кредитам банков;
  • связанные со сбытом продукции;
  • амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке;
  • амортизация нематериальных активов;
  • плата за аренду отдельных объектов основных производственных фондов, а также лизинговые платежи по операциям финансового лизинга;
  • налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с действующим законодательством;
  • другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с установленным законодательством порядком.

   Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции  того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени  оплаты. Следует отметить, что часть  расходов, включаемых в себестоимость  продукции ( работ, услуг ) нормируется для целей налогообложения, например, расходы на подготовку кадров, рекламу, представительские расходы и т. п. В себестоимость включают полную сумму таких расходов, но при расчете налогооблагаемой прибыли к ее фактически полученной величине прибавляют расходы, произведенные предприятием сверх норм. Кроме того, в себестоимость продукции включают потери от брака, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли [13].  

         1.3 Показатели себестоимости продукции

     Систематически  в течение года предприятие должно проводить анализ затрат с целью  выявления внутрипроизводственных резервов их снижения, а также для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции. Для этого используется ряд показателей. Основными являются такие показатели, как затраты на производство и реализацию всего объема товарной продукции, затраты на один рубль товарной продукции и себестоимость конкретного вида продукции[20].

  • Затраты на производство и реализацию всего объема товарной продукции (полная себестоимость) определяются сметой затрат, то есть рассчитываются путем суммирования затрат по основным экономическим элементам. Данный показатель необходим для определения прибыли от реализации продукции, следовательно прибыли для налогообложения;
  • Затраты на один рубль товарной продукции — это наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении, без разграничения ее по конкретным видам. Он показывает во сколько обходится предприятию получение каждого рубля выручки. целом по промышленности. Рассчитываются как отношение полной себестоимости продукции ко всему объему реализованной товарной продукции (или к цене данного объема товарной продукции):

                                                                   (1)

      - затраты на один рубль;

      - полная себестоимость продукции;

      - объем реализованной продукции

  • Себестоимость конкретного вида продукции отражает затраты предприятия на производство этого вида продукции. Этот показатель нужен предприятию для того, чтобы оно имело возможность определить на сколько эффективно производство того или иного вида продукции при сложившемся на рынке уровне цен на данный вид продукции и при сложившемся на предприятии уровне затрат (себестоимости). Если сложившаяся себестоимость выше рыночного уровня цен на данный вид продукции, предприятие вынуждено либо снимать с производства этот вид продукции, либо снижать свои затраты.

           1.4 Виды себестоимости продукции

     В зависимости от объема включаемых в  себестоимость затрат различают  себестоимость операционную, цеховую, производственную и полную.

  • Операционная (технологическая, агрегатная) отражает затраты на выполнение данной технологической операции;
  • цеховая себестоимость включает затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы. Цеховая себестоимость является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета;
  • производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции) охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;
  • полная себестоимость (себестоимость реализованной (отгруженной) продукции) включает все затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов (коммерческие затраты – затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу) и исчисляется только по товарной продукции. Следует иметь в виду, что эти расходы зависят от объема отгруженной продукции и являются переменными.[19]

  Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость:

  • Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период.
  • Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство.

Информация о работе Анализ управления затратами и себестоимостью продукции на предприятии