Анализ учета затрат и прибыли в системе "директ-костинг"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:23, реферат

Описание работы

Исторически маржинальный подход стал использоваться в западных странах тогда, когда исчерпала себя модель экстенсивного развития производства и на ее смену пришла новая модель — модель интенсивного развития. Использование этой модели, в свою очередь, потребовало решения стратегических задач управления на основе четкого подразделения затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, постоянные и переменные, производственные и периодические.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…3
Роль и значение затрат в системе «директ-костинг»…..……………………………...4
Анализ взаимосвязи и соотношения «затраты-объем-прибыль»………………….....7
Директ-костинг и принятие управленческих решений………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………..….15
Список использованных источников………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Реферат по АВЭД.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

 

     

     “ДИРЕКТ-КОСТИНГ” И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 

     Маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных изделий.

     Чем выше разница между продажной  ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше маржинальный доход  и уровень рентабельности. Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.

     Теперь  покажем на примере, каким образом  использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной  себестоимости может способствовать принятию решений об ассортименте выпускаемой  продукции. Предположим, предприятие  производит и реализует три изделия:

  • изделие “А” — 1 000 шт. по цене 35,00 руб.;
  • изделие “Б” — 1 200 шт. по цене 40,00 руб.;
  • изделие “В” — 1 500 шт. по цене 25,00 руб.

     Переменные  издержки на производство и сбыт изделия  “А” составляют 21 000 руб., изделия “Б” — 36 000 руб., изделия “В” — 23 000 руб., итого — 80 000 руб. Постоянные издержки предприятия составили 30 000 руб. и были распределены между изделиями пропорционально переменным издержкам. Рассчитаем затраты предприятия на производство и реализацию единицы каждого из этих изделий (таблица  4).

     Таблица  3

     ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ЕДИНИЦЫ ИЗДЕЛИЯ 

     (руб.)

     Показатель            Изделие
     А      Б      В
     Переменные  затраты            21,0            30,0      15,3
     Постоянные  затраты            7,9      11,3      5,7
     Полная  себестоимость            28,9      41,3      21,0
     Цена      35,0      40,0      25,0
     Прибыль      +6,1      -1,3      +4,0

     Как видно из данной таблицы, прибыль  на единицу изделия “Б” является отрицательной величиной. Однако прежде чем принимать решение о том, сохранить это изделие в ассортименте или отказаться от его производства, необходимо рассчитать прибыль предприятия от реализации всех производимых им изделий. Для получения прибыли важно, чтобы сумма выручки превышала сумму переменных затрат.

     В рассмотренном примере общая  выручка от реализации всех изделий  составляет 120 500 руб. (35 000 + 48 000 + 37 500), валовые издержки предприятия 110 000 руб. (80 000 + 30 000), а прибыль предприятия от реализации всех изделий составила 10 500 руб. (120 500-110 000).

     Поскольку предприятие имеет в ассортименте изделие “Б”, убыточное по полной себестоимости, посмотрим, как изменится прибыль предприятия, если отказаться от производства этого убыточного изделия.

     В случае отказа от производства изделия  “Б” выручка предприятия сократится на объем выручки от реализации этого  изделия и составит 72 500 руб. (120 500-48 000). При этом также сократятся издержки предприятия на сумму переменных затрат, необходимых для производства и реализации изделия “Б” на величину 36 000 руб. (1 200 * 30). В связи с тем, что постоянные затраты не зависят от объема производства, отказ от производства изделия “Б” не повлияет на их величину.

     Затраты предприятия без производства изделий  “Б” составят 74 000 руб. (110 000-36 000). В этом случае убытки предприятия составят 1 500 руб. (72 500-74 000), а общие убытки будут равны 12000 руб. (10 500 + 1 500), имея в виду, что 10 500 руб. для предприятия — прямая потерянная прибыль.

     Таким образом, имея информацию о полных затратах и прибыли на единицу изделия, можно принять неправильное решение, отказаться от “убыточных” изделий  и потерять прибыль. Использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости позволяет избежать подобных ошибок (табл.  4).

     Таблица  4

     РАСЧЕТ  МАРЖИНАЛЬНОГО ДОХОДА НА ЕДИНИЦУ  ИЗДЕЛИЯ 

     руб.

Показатель Изделие
А Б В
Средние переменные затраты 21,0 30,0 15,3
Цена 35,0 40,0 25,0
Средняя величина маржинального дохода +14,0 +10,0 +9,7
 

     Как видно из данной таблицы, прибыль  на единицу изделия “Б” является отрицательной величиной. Однако прежде чем принимать решение о том, сохранить это изделие в ассортименте или отказаться от его производства, необходимо рассчитать прибыль предприятия от реализации всех производимых им изделий. Для получения прибыли важно, чтобы сумма выручки превышала сумму переменных затрат.

     В рассмотренном примере общая  выручка от реализации всех изделий составляет 120 500 руб. (35 000 + 48 000 + 37 500), валовые издержки предприятия 110 000 руб. (80 000 + 30 000), а прибыль предприятия от реализации всех изделий составила 10 500 руб. (120 500-110 000).

     Поскольку предприятие имеет в ассортименте изделие “Б”, убыточное по полной себестоимости, посмотрим, как изменится прибыль предприятия, если отказаться от производства этого убыточного изделия.

     В случае отказа от производства изделия  “Б” выручка предприятия сократится на объем выручки от реализации этого изделия и составит 72 500 руб. (120 500-48 000). При этом также сократятся издержки предприятия на сумму переменных затрат, необходимых для производства и реализации изделия “Б” на величину 36 000 руб. (1 200 * 30). В связи с тем, что постоянные затраты не зависят от объема производства, отказ от производства изделия “Б” не повлияет на их величину.

     Затраты предприятия без производства изделий  “Б” составят 74 000 руб. (110 000-36 000). В этом случае убытки предприятия составят 1 500 руб. (72 500-74 000), а общие убытки будут равны 12000 руб. (10 500 + 1 500), имея в виду, что 10 500 руб. для предприятия — прямая потерянная прибыль.

     Таким образом, имея информацию о полных затратах и прибыли на единицу изделия, можно принять неправильное решение, отказаться от “убыточных” изделий и потерять прибыль. Использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости позволяет избежать подобных ошибок (табл.  5).

Таблица  5

РАСЧЕТ МАРЖИНАЛЬНОГО  ДОХОДА НА ЕДИНИЦУ ИЗДЕЛИЯ

руб.

Показатель Изделие
А Б В
Средние переменные затраты 21,0 30,0 15,3
Цена 35,0 40,0 25,0
Средняя величина маржинального дохода +14,0 +10,0 + 9,7

     Как видно, у всех трех изделий маржинальный доход на единицу изделия положительный. Если отказаться от производства 1 шт. изделия “Б”, предприятие теряет 10 руб. маржинального дохода. Отказ от производства 1 200 шт. изделия “Б” приведет к потерям в размере 12 000 руб. (1 200 * 10). Отсюда можно сделать вывод: изделие “Б” необходимо сохранить в ассортименте.

     Теперь  предположим, что предприятие имеет  возможность производить и реализовывать  новое изделие “Г” в объеме 1 700 шт. по цене 30 руб. за 1 шт. При этом средние переменные затраты по этому изделию составляют 17 руб. Выпуск и реализация данного изделия предприятию выгодна. Средняя величина маржинального дохода равна 13 руб. (30-17). Увеличение прибыли предприятия от данного изделия составит 22 100 руб. (1700 х 13).

     Однако  производственные мощности предприятия  пригодны для производства только 4 000 шт. изделий. Если предприятие собирается наладить производство нового изделия “Г”, ему придется отказаться от выпуска 1 400 шт. других изделий. Отсюда вопрос: стоит ли вводить в ассортимент новое изделие и если да, то производство каких изделий следует сократить?

     Величина  маржинального дохода для единицы  изделия “Г” составляет 13 руб. Среди  всех производимых предприятием изделий  наименьшая средняя величина маржинального  дохода у изделия “В” ( 9,7 руб.). Если отказаться от производства 1 400 шт. изделий “В”, то предприятие потеряет 13 580 руб. (1 400 * 9,7), в то же время от выпуска изделия “Г” предприятие дополнительно получит 22 100 руб. Выигрыш предприятия от изменения в ассортименте составит 8 520 руб. (22 100-13 580).

     В табл.  6 показано, как изменится прибыль предприятия, когда оно начнет выпускать изделие “Г”.

     Таблица  6

     РАСЧЕТ  ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЯ  В АССОРТИМЕНТЕ

Показатель Изделие Всего
А Б В Г
1. Объем выпуска, ед. 1000 1200 100 1700 4000
2. Выручка от реализации всего выпуска, руб. 35000 48000 2 500 51000 136500
3. Совокупные  переменные затраты, руб. 21000 36 000 1 530 28 900 87 430
4. Совокупные  постоянные затраты, руб. - - - - 30 000
5. Прибыль (стр. 2 -стр. 3-стр. 4), руб. - - - - 19070

     В заключение отметим, что при анализе поведения прибыли, затрат и объема нужно быть осторожным, так как не всегда соблюдаются первоначальные допуски. Как только меняются условия, может измениться критическая точка и предполагаемая прибыль.

     Главное преимущество этого метода заключается в разделении постоянных и переменных затрат. Это позволяет решать такие важнейшие задачи управления затратами, как:

  • определение нижней границы цены продукции или заказа;
  • сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции;
  • определение оптимальной программы выпуска и реализации продукции;
  • выбор между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне;
  • выбор оптимальной с экономической точки зрения технологии производства;
  • определение точки безубыточности и запаса прочности предприятия и др.

 

 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     При описании этой системы в отечественной  литературе по бухгалтерскому учету  часто встречается термин “учет  ограниченной, неполной или сокращенной  себестоимости”. Однако, по мнению авторов  статьи, приемлемым названием для озвучивания этой системы у нас в стране является термин: “маржинальный метод бухгалтерского учета”. Это связано с тем, что основным показателем при системе “Директ-костинг” является маржинальный доход. С его помощью определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и т.д. В этих условиях термин “маржинальный метод” для отечественных специалистов становится более понятным и значимым, чем “Директ-костинг”. Кроме того, как мы уже отмечалось, в Великобритании и Франции для характеристики данной системы также основной упор делается именно на маржинальную направленность.

     Невзирая  на то, что бухгалтерские стандарты  не разрешают в полном объеме использовать систему “Директ-костинг” для составления внешней отчетности и расчета налогов, данный метод в настоящее время находит все более широкое применение в отечественной бухгалтерской практике. Он применяется во внутреннем учете для проведения технико-экономического анализа и обоснования для принятия как перспективных, так и оперативных управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования и т.д.

Информация о работе Анализ учета затрат и прибыли в системе "директ-костинг"