Анализ товарных запасов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ товарных запасов на примере торгового предприятия ООО "Кинескоп". Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
рассмотреть организационно - экономическую характеристику ООО "Кинескоп"
провести анализ товарных запасов ООО "Кинескоп"
провести планирование деятельности ООО "Кинескоп" по двум новым направлениям на 2010 год.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие и экономическая сущность товарных запасов 2
1.1 Роль и задача запасов на фирме 2
1.2 Категории товарно-материальных запасов 2
1.3 Классификация товарно-материальных запасов 2
Глава 2. Анализ, диагностика и планирование текущих товарных запасов 2
2.1 Анализ товарных запасов ООО "Кинескоп" 2
Заключение 2
Список литературы 2

Работа содержит 1 файл

5.docx

— 73.92 Кб (Скачать)

     1) издержки в связи с невыполнением  заказа (задержкой с отправкой  заказанного товара) - дополнительные  затраты на продвижение и отправку  товаров того заказа, который  нельзя выполнить за счет имеющихся  товарно-материальных запасов:

     2) издержки в связи с потерей  сбыта - в случаях, когда постоянный  заказчик обращается за данной  покупкой в какую-то другую  фирму (такие издержки измеряются  в показателях выручки, потерянной  из-за неосуществления торговой  сделки);

     3) издержки в связи с потерей  заказчика - в случаях, когда  отсутствие запасов оборачивается  не только потерей той или  иной торговой сделки, но и  тем, что заказчик начинает  постоянно искать другие источники  снабжения (такие издержки измеряются  в показателях общей выручки,  которую можно было бы получить  от реализации всех потенциальных  сделок заказчика с фирмой).

     Первые  два вида издержек относятся, очевидно, к числу так называемых "временных  издержек фирмы в результате принятия альтернативного курса". Третий же вид издержек трудно вычислить, поскольку  гипотетические заказчики разные и  соответствующие издержки тоже. Однако для фирмы очень важно, чтобы  оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме  затрат, которые могли бы иметь  место в действительности.

     Следует иметь в виду, что стоимость  дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сделок или  нереализованных заказов. В нее  входят и потери времени на изготовление продукции, и потери рабочего времени, и, возможно, потери времени из-за дорогостоящих  перерывов в производстве при  переходах между сложными технологическими процессами.

     Технологические и переходные запасы. В любой момент времени в системе материально-технического снабжения обычно имеются определенные запасы, движущиеся из одной части  этой системы в другую. В тех  же случаях материально-технического снабжения, когда перемещение запасов  с одного уровня на другой занимает много времени, объемы переходных запасов  будут велики. При длительных сроках реализации заказов (например, при больших  промежутках времени между изготовлением  товара и его прибытием в готовом  виде на склад) общее количество технологических  запасов окажется сравнительно большим. Точно так же при больших временных  интервалах, между моментом выхода товара со склада и моментом его  получения заказчиком будет накапливаться  большое количество переходных запасов. К примеру, при среднем уровне спроса на данный товар, равном 200 изделий в неделю, и сроке его поставки заказчику, равном двум неделям, общий объем переходных запасов этого товара составит в среднем 400 изделий.

     Для вычисления (оценки) среднего количества технологических или переходных товарно-материальных запасов в  данной системе материально-технического обеспечения в целом используется следующая формула [7, с.165]: 

     J = S х T, (1.2) 

     где J - общий объем технологических  или переходных (находящихся в  процессе транспортировки) товарно-материальных запасов;

     S - средняя норма продаж этих  запасов на тот или иной  период времени;

     Т - среднее время транспортировки.

     Запасы  объемом в одну партию товара, или  циклические запасы. Особенность  большинства предпринимательских  систем заключается в том, что  товары заказываются в количествах, избыточных по отношению к необходимым  на данный момент объемам. Тому есть ряд причин, как-то: задержка с получением заказанных товаров в полном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе; скидки, предоставляемые заказчикам при продаже им товаров крупными партиями; налогообложение торговых сделок с минимальным размером партий, делающее невыгодной отправку заказчику товаров в количествах меньше установленного размера, и некоторые другие.

     При этом существуют определенные ограничения  на размер товарно-материальных запасов. Ограничителем выступают издержки их хранения. Поэтому возникает необходимость  достижения баланса между преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказывания, а с другой - хранения товаров.

     Этот  баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров, или  определением экономического (оптимального) размера заказа - "economic order quantity" (EOQ), который вычисляется по формуле" 

     EOQ=2AD/vr, (1.3) 

     где A - затраты на производство;

     D - средний уровень спроса;

     v - удельные затраты на производство;

     г - затраты на хранение.

     Резервные, или "буферные", товарно-материальные запасы служат своего рода "аварийным" источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает  ожидания. На практике спрос на товары удается точно спрогнозировать  чрезвычайно редко. Это же относится  и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость  в создании резервных товарно-материальных запасов [7, с.165].

     В определенной степени услуги, предлагаемые той или иной компанией, представляют собой функцию ее резервных запасов, и наоборот: резервные запасы компании являются функцией ее услуг. Ясно, что  компания будет пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов  и соответствии с декларированной ею стратегией обслуживания заказчиков. И здесь опять возникает необходимость компромисса - на этот раз между издержками хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к неожиданным колебаниям спроса, и выгодами, получаемыми компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.

     Следовательно, определение точного уровня необходимых  резервных запасов зависит от трех факторов, а именно [3, с.219]:

     1) возможного колебания сроков  восстановления уровня запасов;

     2) колебания спроса на соответствующие  товары на протяжении срока  реализации заказа;

     3) осуществляемой данной компанией  стратегии обслуживания заказчиков.

     Определение точного уровня резервных запасов, необходимых в условиях нестабильности сроков реализации заказов и изменчивого  спроса на товары и материалы, - дело нелегкое. Вероятностная природа  вышеуказанных колебаний и нестабильности означает, что для нахождения удовлетворительных решении проблем, связанных с  резервными товарно-материальными  запасами, обычно необходимо соответствующее  моделирование или имитация.

1.3 Классификация товарно-материальных  запасов

 

     В статистике торговли товарные запасы классифицируются по различным признакам: по месту нахождения, назначению и  товарному составу.

     По  месту нахождения выделяются следующие  группы товарных запасов: товарные запасы у производителей, на складах оптовых  торговых баз, на складах заготовительных  организаций, в розничной торговле, в пути.

     В зависимости от назначения товарные запасы подразделяются на текущие, сезонного  хранения, досрочного завоза.

     Товарные  запасы текущего хранения - это товары на предприятиях оптовой и розничной торговли, обеспечивающие повседневные нужды торговли. Их величина определяется объемом реализации и частотой завоза.

     Для обеспечения торговли в тех случаях, когда поступление товаров в  силу условий производства или изменения  спроса на отдельные виды товаров  в разные периоды года носит сезонный характер, создаются запасы сезонного хранения. Без сезонных запасов невозможно обеспечить бесперебойное снабжение населения в течение года, например, сахаром, картофелем, овощами. Производство их имеет ярко выраженный сезонный характер, а потребление в течение года изменяется незначительно. Другой пример: производство большинства непродовольственных товаров осуществляется равномерно в течение всего года, спрос же на них порой подвержен сезонным колебаниям (спортивный инвентарь, одежда и обувь для определенных сезонов года и др.). Товарные запасы сезонного хранения концентрируются в основном на складах оптовых или заготовительных организаций и предприятий. Отсутствие или неправильное формирование товарных запасов сезонного хранения влечет за собой перебои в товароснабжении.

Товарные  запасы досрочного завоза образуются у организаций, торгующих в районах, куда доставка товаров возможна не во всякое время года. Предназначены товары для расходования в будущие периоды. Так, в горные и таежные районы, а также в районы Крайнего Севера и со слабым развитием сети дорог вся масса товаров, необходимая для обеспечения товарооборота, завозится в период возможной доставки. Товарные запасы досрочного завоза концентрируются в основном на складах розничных торговых организаций.

 

Глава 2. Анализ, диагностика и планирование текущих товарных запасов

2.1 Анализ товарных запасов ООО "Кинескоп"

 

     Товарные  запасы анализируются, планируются  и учитываются в абсолютных и  относительных показателях. Абсолютные показатели, представляющие собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей - невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного  запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение  получили относительные показатели, позволяющие сопоставить величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.

     Анализ  товарных запасов проводим в таблице 3.1. 

     Таблица 3.1

     Товарооборачиваемость за 2009 год

Товарные  группы Товарооборот  за 2008 г., тыс. руб. Товарные  запасы, тыс. руб. Средние товарные запасы, тыс. руб. Скорость  товарного обращения, раз Время товарного  обращения, дни
На  1.1.2009 На 1.4 2009 На 1.7 2009 На 1.10 2009 На 1.1.2010
Хлебобулочные 492,845 0,3 1,1 0,6 0,8 0,3 0,7 7,04 0,52
Кондитерские 528,049 0,6 0,7 1,2 1,5 0,6 1 5,28 0,69
Бакалейные 598,455 1,4 0,8 1,8 4 1,4 2 2,99 1,22
Молочные  и жировые 704,065 0,4 0,7 0,6 0,9 0,8 0,7 10,05 0,36
Мясные 668,862 0,2 0,4 0,3 0,3 0,2 0,3 22,29 0,16
Безалкогольные 422,439 0,2 0,7 0,2 0,5 0,2 0,4 10,56 0,35
Консервы 105,610 0,6 1 0,8 0,4 0,6 0,7 1,50 2,42
Итого 3520,324 3,7 5,4 5,5 8,4 4,1 5,8 6,06 0,60
 

     Таблица 3.2

     Товарооборачиваемость за 2010 год

Товарные  группы Товарооборот  за 2009 г., тыс. руб. Товарные  запасы, тыс. руб. Средние товарные запасы, тыс. руб. Скорость  товарного обращения, раз Время товарного  обращения, дни
На  1.1.2010 На 1.4 2010 На 1.7 2010 На 1.10 2010 На 1.1.2011
Хлебобулочные 504,433 0,1 0,9 0,5 0,8 0,3 0,6 8,40 0,43
Кондитерские 540,464 0,4 0,9 0,8 1,1 0,6 0,9 6,00 0,61
Бакалейные 612,526 1 2,1 0,8 3,5 1,4 1,9 3,22 1,13
Молочные  и жировые 720,619 0,4 0,7 0,5 0,8 0,4 0,6 12,01 0,30
Мясные 684,588 0,4 0,3 0,2 0,4 0,2 0,3 22,81 0,16
Безалкогольные 432,371 0,2 0,5 0,4 0,1 0,2 0,3 14,41 0,25
Алкогольные 108,093 0,2 1,4 2,1 0 0 0,9 1, 20 3,04
Консервы 3603,093 0,8 0,6 0,7 0,4 0,6 0,6 60,05 0,06
Итого 504,433 0,1 0,9 0,5 0,8 0,3 0,6 8,40 0,43

Информация о работе Анализ товарных запасов предприятия