Анализ рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в Беларуси в условиях кризиса наблюдается тенденция к значительному снижению уровня рентабельности производства, что означает убыточность многих хозяйств. Поэтому меня, как будущего специалиста, интересует в чём заключается сущность рентабельности, как она рассчитывается и каковы пути её повышения. Это круг вопросов я и хотел бы рассмотреть в данной теме курсовой работы.

Содержание

Введение 3

1. Сущность и понятие рентабельности. Повышения рентабельности предприятия 4

2. Задачи анализа рентабельности и характеристика показателей 6

3. Анализ рентабельности ООО «БСК» 11

3.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО "БСК" 11

3.2. Анализ рентабельности деятельности ООО "БСК" 13

3.3. Анализ коэффициентов рентабельности, эффективности хозяйственной деятельности предприятия 19

4. Способы увеличения рентабельности предприятия 27

Заключение 30

Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Анализ реньабельности предприятия.docx

— 378.21 Кб (Скачать)

     С — полная себестоимость изделия.

     Показатель  рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.

     В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли  к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть использована формула

     

     где — расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом материальных затрат;

      — производственные фонды отрасли (под отрасли) промышленности;

      — норматив рентабельности к производственным фондам;

     С-М - себестоимость товарной продукции  за вычетом прямых материальных затрат.

     Использование показателя нормативной расчетной  рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья , материалов.

     При определении норматива расчетной  рентабельности к себестоимости  продукции за вычетом стоимости  использованных материальных затрат исключаются  из себестоимости продукции в калькуляционном разрезе только прямые статьи затрат. Так, в машиностроении из себестоимости продукции вычитаются статьи затрат: Сырье и материалы, «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий», «Топливо и энергия на технологические цели».

     Основные  пути роста рентабельности производства — развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда..

     Показатели  рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

     Показатели  рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования

     Основные  показатели рентабельности можно объединить в следующие группы

     1) показатели рентабельности капитала (активов),

     2) показатели рентабельности продукции;

     3) показатели, рассчитанные на основе  потоков наличных денежных средств.

     Первая  группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли  к различным показателям авансированных средств, ид которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал

     

     Несовпадение  уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень  использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств,

     Данные  показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей -доходность акции и т.д.

     Каждый  из перечисленных показателей легко  моделируется по факторным зависимостям Рассмотрим следующую очевидную зависимость:

     

     Эта формула раскрывает связь между  рентабельностью всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

     Рассмотрим  еще одну факторную модель рентабельности.

     

     Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота  совокупного капитала и соотношения  собственного и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое  значение для оценки влияния различных  факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости. следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

     Вторая  группа показателей формируется  на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,

     

     Данные  показатели характеризуют прибыльность продукции базисного ( ) и отчетного ( ) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

      ;

      ;

     или

      ;

      ;

      ,

     где - -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

      - реализация продукции (работ,  услуг) отчетного и базисного  периодов;

      - себестоимость продукции (работ,  услуг) отчетного и базисного  периодов;

      - изменение рентабельности в  отчетном периоде по сравнению  с базисным периодом.

     Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)

     

     Соответственно  влияние изменения себестоимости  составит

     

     Сумма факторных отклонений дает общее  изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

     

     Третья  группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и  второй группам, однако вместо прибыли  в расчет принимается чистый приток денежных средств.

      ЧПДС -чистый приток денежных средств

     

     Данные  показатели дают представление о  степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

 

      3. Анализ рентабельности ООО «БСК»

 

     Осуществляя хозяйственную деятельность, любая  организация нуждается в анализе  финансового состояния. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются различными показателями: объемом реализации, изменениями статей и структуры баланса, движением денежных средств, ликвидностью и финансовой устойчивостью, оборачиваемостью и рентабельностью. Именно эти результаты являются той необходимой информацией, которая дает возможность оценить финансовые возможности организации.

     Показатели  рентабельности являются обязательными  элементами анализа и оценки финансового  состояния предприятия. Они характеризуют  эффективность работы предприятия  в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Анализ показателей проводится на основе финансовых результатов ООО «БСК».

     Для принятия решений, связанных с дальнейшим функционированием организации, финансовому менеджеру необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за анализируемый период. Важно не только получение необходимой информации, но и  правильная ее обработка, оценка и грамотное  использование полученных результатов в текущей деятельности и для прогнозирования финансового состояния. С этой целью проводится финансовый анализ. Финансовый анализ проводится с использованием расчетов финансовых коэффициентов, которые для удобства объединяются в несколько групп, характеризующих:

  • ликвидность баланса предприятия;
  • платежеспособность;
  • финансовую устойчивость;
  • рентабельность и деловую активность предприятия.

     3.1. Характеристика  финансово-хозяйственной   деятельности  ООО "БСК"

     Основным  видом деятельности ООО "БСК" является производство и реализация продукции  деревообработки: пиломатериалов (вагона, доска обрезная и необрезная и  др.), а также изделий из дерева (оконные рамы, двери, дверные блоки, плинтуса,  наличники  и  др.).

     Целью деятельности ООО "БСК" является производство данной продукции и  удовлетворение существующего спроса на нее на рынке Минска и Минской  области и, соответственно, получение  прибыли в процессе этой   деятельности.

     Производственная  фирма "БСК" является обществом  с ограниченной ответственностью (ООО). ООО - это организационно-правовая форма  предприятия. Под ООО понимается объединение граждан и (или) юридических  лиц для совместной хозяйственной  деятельности, имеющее уставный   фонд, разделенный на доли, размер которых  определяется учредительными документами,  и несущее ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники ООО  несут  ответственность  в  пределах  своих  вкладов.

     В ООО "БСК" создан уставный фонд, размер  которого составляет 713 тыс. руб. Имущество  общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников,   и принадлежит  его участникам на праве долевой  собственности. Число участников ООО "БСК" составляет 19 физических лиц.

     Высшим  органом управления ООО "БСК" является собрание участников. В его компетенции  находятся вопросы определения  главных направлений предпринимательской  деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и   ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение    порядка  покрытия  убытков  и  др.

     Исполнительным  органом ООО "БСК" является директор. В его компетенции находятся  вопросы разработки и реализации целей, политики  и стратегии их достижения, а также организация  и руководство текущей деятельностью  фирмы, распоряжение  имуществом,  найм  и  увольнение  персонала.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия