Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа
Целью написания данной работы является анализ рентабельности ОАО «Ижевский Хлебозавод №3»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
- рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
- провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ОАО «Ижевский Хлебозавод № 3»
- дать оценку уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия.
где ЧП – чистая прибыль; – среднегодовая стоимость всех активов; – среднегодовая стоимость инвестированного капитала; – среднегодовая стоимость собственного капитала.
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям будет характеризовать степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
В экономической
литературе наиболее часто встречается
следующая формула расчета
где ЧП – чистая прибыль; – среднегодовая стоимость собственного капитала.
Необходимо отметить, что при расчетах рентабельности стоимость собственного капитала должна рассчитываться именно как средняя за период величина, так как в течение года собственный капитал может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или за счет использования образующейся в отчетном году прибыли.
Ставку доходности (чистая прибыль на собственный капитал, или на рентабельность собственного капитала) можно представить расширенным образом с использованием показателя выручки от реализации следующим образом:
где ЧП – чистая прибыль; – среднегодовая стоимость собственного капитала; В – выручка от реализации.
Приведенная схема показывает, что ставка доходности является произведением прибыльности реализации продукции для собственников и оборачиваемости собственного капитала. Эта взаимосвязь не достаточно полно характеризует факторы, оказывающие влияние на рентабельность собственного капитала.
Для увеличения числа учтенных факторов и определения их влияния, уровень рентабельности собственного капитала изучают во взаимосвязи со следующими факторами:
Во взаимосвязи с перечисленными факторами ставку доходности собственного капитала можно представить следующим образом:
где ЧП – чистая прибыль; – собственный капитал; – стоимость активов; В – выручка от реализации; – прибыль до налогообложения; – прибыль после налогообложения,
или ,
где – ставка доходности собственного капитала; – финансовая структура капитала; – коэффициент оборачиваемости активов; – норма эксплуатационной прибыльности до налога по результатам; – ставка налогообложения; – доля чистой прибыли в текущей прибыли.
Определение влияния изменения факторов на обобщающий показатель можно производить методами элиминирования по следующей схеме:
- влияние изменения финансовой структуры капитала:
- влияние
изменения оборачиваемости
- влияние изменения
нормы эксплуатационной
- влияние
изменения ставки
- влияние изменения доли чистой прибыли в текущей прибыли:
Из схемы взаимосвязи ставки доходности на собственный капитал с факторами видно, что произведение коэффициента оборачиваемости активов, нормы эксплуатационной прибыли и ставки налогообложения представляет собой ставку эксплуатационной прибыльности после уплаты налога (Rик), т.е.:
Доля чистой
прибыли в текущей прибыли
и финансовая структура капитала
позволяют выявить влияние
Подобный анализ полезнее при исследовании рентабельности собственного капитала предприятия в сравнении с другими предприятиями или конкурентами, так как разные предприятия могут добиваться одинакового уровня доходности собственного капитала путем воздействия на нее различных факторов рассмотренной взаимосвязи.
Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию. Например:
Кроме того, на основе показателей рентабельности продукции можно проводить внутризаводские и межзаводские сравнения как по общему объему продукции, так и по отдельным их видам.
Для характеристики рентабельности реализованной продукции (RРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):
Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.
Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП):
По динамике данного показателя предприятие может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам.
Исходя из приведенной формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:
Изменение рентабельности продаж за счет изменения отпускных цен на реализованную продукцию определяется по формуле:
Влияние фактора изменения себестоимости на рентабельность продаж составит:
Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния перечисленных двух факторов, т.е.:
Глава 2. Анализ рентабельности на ОАО «Ижевский Хлебозавод № 3»
2.1 Общая характеристика предприятия
ОАО «Ижевский Хлебозавод № 3».
Отраслевая принадлежность – хлебопекарная.
Юридический адрес – Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Салютовская д. 43.
Организационно-правовая форма – Открытое Акционерное общество.
Руководитель предприятия - Людмила Дегтярёва, управляющий ОАО «Ижевский хлебозавод № 3».
Основной вид деятельности – хлебопечение.
Открытое акционерное общество «Ижевский хлебозавод № 3», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в процессе приватизации путем преобразования государственного предприятия «Ижевский хлебозавод № 3».
Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Открытое акционерное общество «Ижевский хлебозавод № 3». Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ОАО «Ижевский хлебозавод № 3».
Основной целью деятельности Общества является насыщение рынка производимой продукцией и предоставляемыми услугами, получение прибыли.
Основными видами деятельности Общества являются:
- производство
хлеба и мучных кондитерских
изделий недлительного
- оптовая торговля
хлебом и хлебобулочными
- оптовая торговля
мучными кондитерскими
- розничная торговля хлебом и хлебобулочными изделиями;
- розничная
торговля кондитерскими
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
Общество имеет право:
- приобретать ценные бумаги, находящиеся в обращении;
- проводить конкурсы, выставки;
- участвовать
в ассоциациях, союзах и
- участвовать
в деятельности и сотрудничать
в другой форме с
- приобретать
и реализовывать продукцию (
- определять состав, объем и порядок защиты сведений, составляющих коммерческую тайну, требовать от сотрудников ее сохранять;
- осуществлять иные права и исполняет другие обязанности в порядке, установленном законодательством.
Уставный капитал Общества составляет: 7 864 (Семь тысяч восемьсот шестьдесят четыре тысячи) рублей.
Уставный капитал разделен на:
обыкновенные именные акции в количестве 7 864 (Семь тысяч восемьсот шестьдесят четыре) штуки номинальной стоимостью 1 (Один) рубль каждая.
Имущество общества формируется за счет:
- имущества, находящегося в собственности общества;
- доходов общества от его деятельности;
- кредитов банков;
- иных, не запрещенных законом, поступлений.
В обществе создается резервный фонд в размере 5 процентов от его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им указанного размера. Размер ежегодных отчислений составляет не менее 5 процентов от чистой прибыли. Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей.
Высшим органом управления Общества является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью Общества осуществляет совет директоров Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим уставом к компетенции общего собрания акционеров.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - генеральным директором или управляющей организацией, в случае если полномочия единоличного исполнительного органа Общества переданы управляющей организации.
2.2 Анализ рентабельности предприятия
Для того чтобы проанализировать рентабельность данного предприятия, необходимо провести полный анализ финансовой деятельности предприятия.Анализ финансовой деятельности предприятия производится по следующим параметрам:
1) Основные технико-экономические показатели приведены в таблице 1.
Таблица 1 –
Основные технико-экономические
Показатели |
2008г. |
2009г. |
Темп роста, % |
Объем выработанной товарной продукции, тыс. руб. |
186043 |
202679 |
109 |
Выпуск продукции в натуральном выражении, т. |
8608,4 |
8026,0 |
93 |
Среднесуточная выработка изделий, т. |
23,52 |
21,99 |
93 |
Среднесписочная численность, чел. |
218 |
243 |
111 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
853,41 |
834,07 |
98 |