Анализ рентабельности организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий могут быть оценены различными показателями, такими, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства.

Работа содержит 1 файл

Анализ рентабельности организаций.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

     где

руб. или -19,01%

     

руб. или –36,87%.

     В нашем примере эффективность  использования производственных фондов снизилась в большей степени  за счет снижения оборачиваемости материальных оборотных средств. Это и явилось основной причиной снижения реализации на рубль производственных фондов и, как следствие, снижение уровня рентабельности. Для того, чтобы выявить причины снижения эффективности использования фондов и материальных оборотных средств, необходимо изучить показатели, характеризующие состав и структуру производственных фондов, использование фондов по времени, по мощности, по числу единиц, показатели использования материалов в производстве, наличие излишних сырья и материалов и др. Такое исследование факторов становится возможным только в ходе проведения внутреннего, управленческого анализа с использованием всей системы информации о деятельности предприятия.

     Изменение второго укрупненного фактора (прибыли, приходящейся на один рубль реализации) также зависит от действия факторов второго порядка. К их числу относятся все факторы, оказывающие влияние на изменение валовой прибыли, кроме изменения объема реализованной продукции. Однако для того, чтобы найти влияние этих факторов, необходимо, прежде всего, найти влияние таких факторов как объем реализации, структуры ассортимента, производственная себестоимость, сумма коммерческих расходов и цен на реализованную продукцию, на изменение прибыли от продаж. При этом нам потребуется пересчитать фактическую продукцию на цены и себестоимость прошлого года. Для этого объем реализованной продукции отчетного периода разделим на индекс цен (по данным государственной статистики он составил в 2001 году 1,204).

     Таблица 4.

Расчет  влияния факторов на изменение прибыли о продаж ОАО «ТЗМОИ».

Показатели Базисный период С учетом реализации отчетного периода Отчетный период
А 1 2 3
1.Производственная себестоимость, тыс. руб. 599249 404792,7 592408
2.Коммерческие расходы, тыс. руб. 16010 10814,8 20958
3.Итого полная себестоимость, тыс. руб. 615259 415607,5 613366
4.Выручка от продаж, тыс. руб. 962269 650004,2 782605
5.Прибыль от продаж, тыс. руб. 347010 234396,75 169239

       Таким образом, на основе полученных данных мы сможем определить влияние вышеперечисленных  факторов на изменение прибыли от продаж, а именно:

  • влияние изменения объема реализации:

    тыс. руб.,

      где -- процент снижения объема реализации;

  • влияние изменения структуры ассортимента:

   

тыс. руб.;

  • влияние изменения производственной себестоимости:

тыс. руб.;

  • влияние изменения коммерческих расходов:

тыс. руб.;

  • влияние изменения цен на реализованную продукцию:

тыс. руб.

      Таким образом, рассмотрев причины изменения факторов второго порядка, можно рассчитать влияние факторов на прибыль, приходящейся на один руль реализации, который, в свою очередь, влияет на уровень рентабельности производства.  Это влияние также определяется способом долевого участия.

     Таблица 5.

Расчет  влияния факторов, связанных с  изменением валовой прибыли, на показатель рентабельности производства ОАО «ТЗМОИ».

Факторы, обусловившие отклонение суммы валовой прибыли от уровня базисного периода Влияние на валовую прибыль Влияние на рентабельность, %
А 1 2
1.Изменение объема реализации, тыс. руб. -112605 Х
2.Изменение структуры ассортимента, тыс. руб. -9 -0,004
3.Изменение производственной себестоимости, тыс. руб. -187615 -74,479
4. Изменение коммерческих расходов, тыс. руб. -10143 -4,027
5. Изменение цен на реализованную продукцию, тыс. руб. 132601 52,640
6. Проценты к получению, тыс. руб. -515 -0,204
7. Доходы от участия в других организациях, тыс. руб. -11774 -4,674
8. Изменение результата от прочей реализации, тыс. руб. 10748 4,267
9. Изменение внереализационных результатов, тыс. руб. 1565 0,621
10. Итого прибыль, тыс. руб. -177747 Х
         в т.ч. влияние объема -112605 Х
         остальных факторов -65142 -25,86

     По  полученным результатам можно сделать  вывод о том, что на прибыль, приходящейся на один рубль реализации, а, следовательно, и на рентабельность производства ОАО «ТЗМОИ» наибольшее влияние оказало повышение производственной себестоимости, что снизило рентабельность на 74,479% и увеличение цен на реализованную продукцию, благодаря чему рентабельность производства выросла на 52,640%. Для того, чтобы выявить причины изменения факторов, обусловивших отклонение суммы валовой прибыли от уровня базисного периода, необходимо иметь данные внутреннего оперативного бухгалтерского учета, что невозможно при изучении финансового состояния предприятия внешними пользователями. 

2.2 Анализ  финансовой рентабельности ОАО  «ТЗМОИ». 

       Как было отмечено выше, финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые представляют предприятию ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли.

       Исследование  финансовой рентабельности ОАО «ТЗМОИ»  начнем с анализа соотношения  чистой прибыли к различным показателям  авансированных средств, т.е. с использования формулы (8). При этом необходимо отметить, что инвестированный капитал в данном случае будет равен собственному, т.к. долгосрочных обязательств на протяжении последних двух лет у предприятия не возникало. Поэтому   формула будет выглядеть следующим образом:

                                                                    

       Показатель, характеризующий доходность всего  имущества предприятия ( ) был рассчитан нами ранее, а для расчета показателя, отражающего доходность собственного капитала ( ) необходимо, прежде всего, произвести расчет среднегодовой стоимости капитала:

         тыс. руб.

         тыс. руб.

       Получив необходимые данные, можно проанализировать уровни рентабельности по этим показателям за прошлый и отчетный годы соответственно:

                                                      

       или                                                 .

       Таким образом, можно сделать вывод  о том, что доходность собственного капитала  выше доходности всех активов  предприятия, т.е. анализируемое предприятие  эффективно использует свои финансовые рычаги для повышения рентабельности.

       Вторым  показателем, наиболее полно характеризующим  финансовую деятельность ОАО «ТЗМОИ», является показатель рентабельности собственного капитала, который был рассмотрен нами выше. Однако, для более удобного представления данных, участвующих в расчете рентабельности собственного капитала, занесем их в таблицу.

       Таблица 6 .

Анализ  финансовой рентабельности.

Показатели За предыду-щий год За отчет-ный год Отклонение Темп роста, %
А 1 2 3 4
1.Чистая прибыль, тыс. руб. 326214 152567 -173647 46,77
2.Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. 500612,5 727764,5 227152 145,37
3.Рентабельность собственного капитала, % 65,16 20,96 -44,20 32,17

     Данные  таблицы показывают, что финансовая рентабельность предприятия снизилась  в отчетном году на 44,20% по сравнению с предшествующим периодом. На изменение уровня рентабельности против прошлого года повлияли изменения суммы чистой прибыли, полученной предприятием, и суммы собственного капитала, вложенного в предприятие.

     Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность собственного капитала составило:

руб.  или 34,68%.

      Влияние изменения величины собственного капитала на финансовую рентабельность составило:

 руб. или 9,52%.

      Таким образом, сокращение чистой прибыли в отчетном периоде на 173647 тыс. руб., или на 53,23% (100%-46,77%), вызвало сокращение прибыли на 1 руб. собственного капитала на 34,68 коп. При этом рост среднегодовой стоимости собственного капитала на 227152 тыс. руб., или 45,37%, также отрицательно  повлиял на рентабельность собственного капитала и составил 9,52 коп. прибыли на 1 руб. собственного капитала.

      Кроме того, как было отмечено выше, ставку доходности (рентабельность собственного капитала) можно представить расширенным  образом, используя формулы (11) и (12). Однако для этого, согласно расчету, нам необходимы некоторые показатели, расчет которых приведены ниже в таблице.

      Таблица 7 .

Анализ  рентабельности собственного капитала. 

Показатели За предыду-щий год За отчетный год Отклонение Темп роста, %
А 1 2 3 4
1.Финансовая структура капитала (ФСК), руб. 1,0666 1,0708 0,0042 100,39
2.Коэффициент оборачиваемости активов (КОА), руб. 1,8022 1,0043 -0,7979 55,73
3.Норма эксплуатационной прибыльности до налога по результатам (НЭП), руб. 0,3541 0,2083 -0,1458 58,83
4. Ставка налогообложения (СН), руб. 0,9573 0,9359 -0,0214 97,76
5. Доля чистой прибыли в текущей прибыли (ДЧП), руб. 1 1 0 100,00
6. Рентабельность собственного капитала (RСК), % 65,16 20,96 -44,20 32,17

Информация о работе Анализ рентабельности организаций