Анализ показателей рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности финансовую отчетность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие рентабельности 5
2. Показатели рентабельности 9
2.1 Анализ рентабельности хозяйственной деятельности 10
2.2 Анализ финансовой рентабельности 14
2.3 Анализ рентабельности продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

    где руб. или -19,01%

     руб. или –36,87%.

    В нашем примере эффективность  использования производственных фондов снизилась в большей степени  за счет снижения оборачиваемости материальных оборотных средств. Это и явилось основной причиной снижения реализации на рубль производственных фондов и, как следствие, снижение уровня рентабельности. Для того, чтобы выявить причины снижения эффективности использования фондов и материальных оборотных средств, необходимо изучить показатели, характеризующие состав и структуру производственных фондов, использование фондов по времени, по мощности, по числу единиц, показатели использования материалов в производстве, наличие излишних сырья и материалов и др. Такое исследование факторов становится возможным только в ходе проведения внутреннего, управленческого анализа с использованием всей системы информации о деятельности предприятия.

    Изменение второго укрупненного фактора (прибыли, приходящейся на один рубль реализации) также зависит от действия факторов второго порядка. К их числу относятся все факторы, оказывающие влияние на изменение валовой прибыли, кроме изменения объема реализованной продукции. Однако для того, чтобы найти влияние этих факторов, необходимо, прежде всего, найти влияние таких факторов как объем реализации, структуры ассортимента, производственная себестоимость, сумма коммерческих расходов и цен на реализованную продукцию, на изменение прибыли от продаж. При этом нам потребуется пересчитать фактическую продукцию на цены и себестоимость прошлого года. Для этого объем реализованной продукции отчетного периода разделим на индекс цен. 

    2.2 Анализ финансовой рентабельности 

    Финансовая  рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые представляют предприятию ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли. Система показателей финансовой рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства плюс долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Причем

    ЧП/А‹ЧП/ИК‹ЧП/СК, (8)

    где ЧП- чистая прибыль; А- среднегодовая стоимость всех активов; ИК- среднегодовая стоимость инвестированного капитала; СК- среднегодовая стоимость собственного капитала.

    Несовпадение  уровней рентабельности по этим показателям  будет характеризовать степень  использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

    В экономической литературе наиболее часто встречается следующая  формула расчета финансовой рентабельности (RФ):

    Rф = ЧП/СК, (9)

    где ЧП - чистая прибыль; СК- среднегодовая стоимость собственного капитала.

    Необходимо  отметить, что при расчетах рентабельности стоимость собственного капитала должна рассчитываться именно как средняя  за период величина, так как в  течение года собственный капитал  может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или за счет использования образующейся в отчетном году прибыли.

    Ставку  доходности (чистая прибыль на собственный  капитал, или на рентабельность собственного капитала) можно представить расширенным  образом с использованием показателя выручки от реализации следующим образом:

    ЧП/СК=ЧП/В*В/СК, (10)

    где ЧП- чистая прибыль; СК- среднегодовая  стоимость собственного капитала; В- выручка от реализации.

    Приведенная схема показывает, что ставка доходности является произведением прибыльности реализации продукции для собственников и оборачиваемости собственного капитала. Эта взаимосвязь не достаточно полно характеризует факторы, оказывающие влияние на рентабельность собственного капитала.

    Для увеличения числа учтенных факторов и определения их влияния, уровень рентабельности собственного капитала изучают во взаимосвязи со следующими факторами:

    - изменением эксплуатационной прибыльности;

    - изменением оборачиваемости активов;

    - изменением ставки налогообложения;

    - изменением доли чистой прибыли, получаемой собственниками;

    - изменением финансовой структуры  капитала.

    Во  взаимосвязи с перечисленными факторами  ставку доходности собственного капитала можно представить следующим  образом:

    ЧП/СК=(Са/СК)*(В/Са)*(Пдн /В)*(Ппн /Пдн)*(ЧП/Ппн), (11)

    где ЧП- чистая прибыль; СК- собственный  капитал; Са- стоимость активов; В- выручка  от реализации; Пдн- прибыль до налогообложения; Ппн- прибыль после налогообложения,

    или

    Rск =ФСк*Коа*Нэп*Сн*Дчп, (12)

    где Rск- ставка доходности собственного капитала; ФСк- финансовая структура капитала;Коа- коэффициент оборачиваемости активов; Нэп- норма эксплуатационной прибыльности до налога по результатам; Сн- ставка налогообложения; Дчп- доля чистой прибыли в текущей прибыли.

    Определение влияния изменения факторов на обобщающий показатель можно производить методами элиминирования по следующей схеме:

    - влияние изменения финансовой  структуры капитала:

    ∆Rск =(ФСк1-ФСк0)*Коа*Нэп*Сн0*Дчп0.(13)

    - влияние изменения оборачиваемости  активов:

    ∆Rск =ФСк1*(Коа1-Коа0)*Нэп0*Сн0*Дчп0.(14)

    - влияние изменения нормы эксплуатационной  прибыли:

    ∆Rск =ФСк1*Коа1*(Нэп1-Нэп0)*Сн0*Дчп0.(15)

    - влияние изменения ставки налогообложения:

    ∆Rск =ФСк1*Коа1*Нэп1*(Сн1-Сн0)*Дчп0.(16)

    - влияние изменения доли чистой  прибыли в текущей прибыли:

    ∆Rск =ФСк1*Коа1*Нэп1*Сн1*(Дчп1-Дчп0).(17)

    Из  схемы взаимосвязи ставки доходности на собственный капитал с факторами  видно, что произведение коэффициента оборачиваемости активов, нормы  эксплуатационной прибыли и ставки налогообложения представляет собой  ставку эксплуатационной прибыльности после уплаты налога (RИК), т.е.:

    Rик=Коа*Нэп*Сн. (18)

    Доля  чистой прибыли в текущей прибыли  и финансовая структура капитала позволяют выявить влияние имеющейся  у предприятия задолженности  на рентабельность собственного капитала. В связи этим в часто в анализе исследуют влияние на рентабельность собственного капитала только изменение ставки доходности инвестированного капитала и влияние изменения уровня задолженности, т.е.:

    Rск =ФСк*Rик*Дчп. (19)

    Подобный  анализ полезнее при исследовании рентабельности собственного капитала предприятия в сравнении с другими предприятиями или конкурентами, так как разные предприятия могут добиваться одинакового уровня доходности собственного капитала путем воздействия на нее различных факторов рассмотренной взаимосвязи.

    2.3 Анализ рентабельности продукции 

    Эффективность основной деятельности предприятия  по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется  показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли  к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию.

    Кроме того, на основе показателей рентабельности продукции можно проводить внутризаводские и межзаводские сравнения как по общему объему продукции, так и по отдельным их видам.

    Для характеристики рентабельности реализованной  продукции (RРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):

    Rрп =Ппр/Срп. (20)

    Данный  показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию  каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.

    Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП):

    Rрп =Прп(ЧП)/Врп. (21)

    По  динамике данного показателя предприятие  может принимать решение по изменению  ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам.

    Исходя  из приведенной формулы расчета  рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению  с базисным периодом изменения цен  на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:

    Rрп =(Врп-Срп)/Врп. (22)

    Изменение рентабельности продаж за счет изменения отпускных цен на реализованную продукцию определяется по формуле:

    ∆R(в)=((Врп1-Срп0)/Врп1)-((Врп0-Срп0)/Врп0). (23)

    Влияние фактора изменения себестоимости  на рентабельность продаж составит:

    ∆R(с)=((Врп1-Срп1)/Врп1)-((Врп1-Срп0)/Врп1). (24)

    Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния перечисленных  двух факторов, т.е.:

    ∆R=∆R(в)+∆R(с). (25) 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Абрютина  М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: ДИС, 2006.
  2. Анализ финансовой отчетности : учебное пособие/ В.И. Бариленко, С.И. Кузнецов, А.К. Плотникова, О.В. Иванова; под общ. ред. д. э. н., проф.В.И. Бариленко. - М.: КНОРУС, 2005.
  3. Бужинский А.И. Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия. / А.И. Бужинский, А.Д. Шеремет - М.: Финансы и статистика, 2008.
  4.   Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия./ О.В. Грищенко - М.: Финансы, 2007.
  5. Донцова А.В. Анализ финансовой отчетности. / А.В. Донцова, Н.А. Никифорова - М.: Финансовый менеджмент, 2008.
  6. Зайцев Н.Л. Экономика организации. / Н.Л. Зайцев: - М.: Издательство "Экзамен", 2008 г.
  7. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия./ В.В. Ковалев, О.Н. Волкова - М.: Проспект, 2007г.
  8.   Попова Р.Г. Финансы предприятий. / Р.Г. Попова, И.Н. Самонова, И.И. Доброседова - СПб: Питер, 2006.
  9.   Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / Г.В. Савицкая - М.: ИНФРА-М, 2007.
  10.   Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова - М.: Юнити, 2007.
  11. Ковалев В.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия». – М., 2010г.
  12. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. «Финансовый анализ». – Ростов-на-Дону, 2009г.
  13. Чернышева Ю.Г., Чернышев Э.А. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия». – Ростов-на-Дону, 2009г.
  14. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. «Анализ финансово - хозяйственной деятельности». – М., 2010г.
  15.   Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. «Методика финансового анализа». – М., 2009г.
  16. Шеремет А.Д. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности». – М., 2009г.

Информация о работе Анализ показателей рентабельности