Анализ основных показателей и оценка имущественного финансового состояния предприятия РУП «МТЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Поскольку финансовое положение предприятий находится в прямой зависимости от состояния оборотных средств и предполагает соизмерение, затрат с результатами хозяйственной деятельности и возмещение затрат собственными средствами, предприятия заинтересованы в рациональной организации оборотных средств - организаций их движения с минимально возможной суммой для получения наибольшего экономического эффекта.
Цель курсовой работы заключается в разработке путей повышения эффективности использования оборотных средств на предприятии.

Содержание

Введение 4
1. Анализ основных показателей и оценка имущественного финансового состояния предприятия РУП «МТЗ»5
1.1 Анализ имущественного положения РУП «МТЗ»5
1.2 Показатели оценки ликвидности и платежеспособности 11
Показатели оценки финансовой устойчивости 16
1.4 Показатели экономической активности 24
1.5 Показатели оценки рентабельности30
2. Мероприятия по улучшению финансового состояния работы предприятия РУП «МТЗ» 34
3. Расчет эффективности предприятия РУП «МТЗ» по улучшению финансового состояния 36
Заключение39
Список использованных источников40

Работа содержит 1 файл

Управление оборотными активами.docx

— 164.86 Кб (Скачать)

2009г.:Когп=22,45

2010г.: Когп=12,55

2011г.: Когп=19,26

Диаграмма 18. – Динамика изменения коэффициента оборачиваемости готовой продукции.

 

Рост  этого показателя означает увеличение спроса на продукцию предприятия, снижение – затоваривание на складах.

Фондоотдача основных средств – показатель характеризующий эффективность использования средств на предприятии:

где   ОСср – средняя стоимость основных средств.

2009г.:ФО=3,86

2010г.: ФО=1,46

2011г.: ФО=1,63

Диаграмма 19. – Динамика изменения фондоотдачи основных средств.

Показатель  характеризует, сколько рублей выручки от реализации приходится на один рубль вложений в основные средства. При росте показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция, и наоборот.

Эффективность использования финансовых ресурсов рассматривается в рамках управления оборотными активами.

2009г.: Эфр=2,02

2010г.: Эфр=1,95

2011г.: Эфр=1,85

 

Диаграмма 20. – Динамика изменения эффективности использования финансовых ресурсов.

 

Эффективность финансовых результатов в работе предприятия оценивается показателем рентабельности. Экономический смысл этого показателя состоит в подсчете прибыли, приходящейся на рубль выручки от продаж, расходов, активов, капитала.

 

Таблица 8. – Показатели, позволяющие оценивать экономическую активность предприятия

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Темп  роста (2010/2009)

Темп  роста (2011/2009)

Коэффициент общей оборачиваемости капитала

(Кок)

1,19

1,21

1,18

1,02

0,99

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

оск)

1,69

1,81

2,02

1,07

1,2

Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных  средств

мос)

4,50

3,64

4,45

0,81

0,98

Коэффициент оборачиваемости готовой продукции

огп)

22,45

12,55

19,26

0,56

0,86

Фондоотдача основных средств

(ФО)

3,86

1,46

1,63

0,38

0,42

Эффективность использования финансовых ресурсов

(Эфр)

2,02

1,95

1,85

0,97

0,92


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Показатели оценки рентабельности

Необходимым элементом анализа является исследование результатов финансовой деятельности и направлений использования  полученной прибыли. Показатели этой группы предназначены для оценки общей  эффективности вложения средств в данную организацию.

Рентабельность  – показатель эффективности деятельности организации, выражающий относительную  величину прибыли и характеризующий  степень отдачи средств, используемых в производстве. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия.

 

Таблица 9 . – Исходные данные для оценки рентабельности (млн.руб)

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Прибыль от продаж

Ппр

175508

186603

428095

Выручка от продаж

ВРпр

1950087

2478714

3015168

Себестоимость проданных товаров

Спр. т

1756180

2235137

2558435

Чистая  прибыль предприятия

ЧП

46068

69748

234188


 

Рентабельность продаж – это количество полученной прибыли с одного рубля выручки:

,

где Ппр – прибыль от продаж;

ВРпр – выручка от продаж.

2009г.:Рп=9%

2010г.: Рп=8%

2011г.: Рп=14%

Диаграмма 21. – Динамика изменения рентабельности продаж, %.

Рентабельность  продаж в 2011 году значительно возросла по сравнению с 2009 и 2010 годами.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции:

,

где: Спр. т. –себестоимость проданных товаров.

2009г.:Рпр=10%

2010г.: Рпр=8%

2011г.: Рпр=17%

Диаграмма 22. – Динамика изменения рентабельности продукции, %.

Рентабельность активов показывает прибыль предприятия, полученную с каждого рубля вложенных средств (суммарные активы – ВБ):

,

где – среднее значение активов (валюта баланса). Берется среднее значение активов за период на начало и конец года.

2009г.:Ра=11%

2010г.: Ра=9%

2011г.: Ра=17%

Диаграмма 23. – Динамика изменения рентабельности активов, %.

 

Прибыль предприятия, полученная с каждого рубля вложенных средств 2011 году, увеличилась.

Коэффициент рентабельности собственного капитала – отношение чистой  прибыли к собственному капиталу:

,

где ЧП – чистая прибыль предприятия.

2009г.:Рск=0,04

2010г.: Рск=0,05

2011г.: Рск=0,16

Диаграмма 23. – Динамика изменения коэффициента рентабельности собственного капитала.

 

Чем выше величина показателя рентабельности, тем эффективнее работает предприятие, что указывает на устойчивое его  финансовое положение на рынке.

 

Таблица 10. – Показатели, позволяющие оценить рентабельность.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Темп  роста (2010/2009)

Темп  роста (2011/2009)

Рентабельность  продаж,%

Рп

9

8

14

0,89

1,56

Рентабельность  продукции, %

Рпр

10

8

17

0,8

1,7

Рентабельность  активов, %

 

11

9

17

0,82

1,55

Коэффициент рентабельности собственного капитала

 

0,04

0,05

0,16

1,25

4




 

 

 

 

 

2  Мероприятия по улучшению финансового состояния работы предприятия РУП «МТЗ»

Одним из важнейших условий успешного  функционирования субъекта хозяйствования в рыночных условиях – это успешное управление  финансами предприятия. Финансовое  состояние предприятия  характеризуется совокупностью  показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности.

    Сегодня как никогда ранее необходимо постоянно анализировать динамику финансового  состояния предприятия. Финансовый анализ является непременным элементом как  финансового менеджмента на предприятии, так и его  экономических взаимоотношений с партнёрами, финансово-кредитной системой.

      В курсовой работе произведён анализ финансового состояния РУП «Минский тракторный завод», в результате которого было выявлено, что необходимо внести предложения по улучшению финансового положения предприятия.

Теоретически  можно предложить такие мероприятия  по улучшению финансового состояния, как:

- Осуществление дополнительных капиталовложений для разработки, производства и реализации нового вида продукта, который более востребован и конкурентоспособен;

- Снижение запасов и затрат на предприятии;

- Увеличение источников собственных средств предприятия;

- Уменьшение дебиторской задолженности;

В рамках кредитной политики, как основной формы реализации системы управления дебиторской задолженностью, существуют различные способы ускорения  оборачиваемости данного актива: разработка системы скидок для покупателей, учёт векселей, краткосрочное банковское кредитование, факторинг. Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

Рассмотрим процесс факторинговых отношений на схеме.


 

Рис 2.1 Схема  факторинговой операции:

1 — поставка товара  на условиях отсрочки платежа; 2 — уступка денежного требования  фактору; 3 — выплата поставщику  большей части причитающейся  ему суммы (90% стоимости сделки); 4 — оплата товара покупателем на счет фактора; 5 — выплата оставшейся суммы поставщику  за вычетом комиссии факторной компании.

Факторинг, как комплексная финансовая услуга, может стать эффективным инструментом управления дебиторской задолженностью, а значит, инструментом роста продаж и доходности.

 

 

 

 

 

 

3 Расчет эффективности предприятия РУП «МТЗ» по улучшению финансового состояния

Для экономического обоснования мероприятий по повышению  эффективности работы предприятия  необходимо рассмотреть некоторые  механизмы по управлению оборотными средствами.

1) Факторинг.  Он включает стоимость факторинговых услуг (комиссионное вознаграждение банка): плату за обслуживание, которая рассчитывается как процент от оборота поставщика, и ее размер зависит от масштабов его производственной деятельности, степени кредитного риска, финансового положения покупателей, конъюнктуры рынка данного вида финансовых услуг; плату за предоставленный кредит, размер которой определяется в процентах от суммы средств, предоставляемых банком поставщику за период между досрочным получением и датой инкассирования требований.

          Определить эффективность факторинговой операции для предприятия по следующим данным:

предприятие продало фактор-фирме право взыскания дебиторской задолженности на сумму 871712 млн. руб., срок наступления платежа по которой наступает через 6 месяцев, на следующих условиях:

- комиссионная плата  за осуществление факторинговой операции – 2% от суммы долга;

-фактор-фирма предоставляет  предприятию кредит в форме  предварительной оплаты его долговых  требований в размере 80% от суммы долга, т.е:

871712*0,8=697369,6 млн.руб

- процентная ставка  за предоставляемый фактор-фирмой кредит составляет 25% в год.

       Исходя  из этих данных, в первую очередь  определим дополнительные расходы  предприятия по осуществлению  факторинговой операции. Они составляют:

а) комиссионная плата = 871712млн.руб* 0,02/12*6 = 8717,12 млн. руб.

б) плата за пользование кредитом = 871712 млн.руб * (0,25 / 12 )*6 = =108964 млн. руб.

Итого расходы  на факторинг: 117681,12млн. руб.

2) Кредит. Банковский кредит представляет  собой, с одной стороны, денежную  сумму, предоставляемую банком  на определённый срок и на  определённых условиях, а с другой  стороны — определённую технологию  удовлетворения заявленной заёмщиком  финансовой потребности. Во втором  случае банковский кредит представляет  собой упорядоченный комплекс  взаимосвязанных организационных,  технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных  процедур, которые составляют целостный  регламент взаимодействия банка  в лице его сотрудников и  подразделений с клиентом банка  по поводу предоставления денежных  средств.

Вторым  мероприятием предлагается взять в  банке кредит и выявить, что является более выгодным для предприятия. Рассмотрим пример взятия денежных средств в банке в размере 871712 руб. под 39 % годовых.

         При взятии кредита в банке на 6 месяцев мы должны будем выплатить:

871712млн.руб*(0,39/12)*6= 169983,84 млн.руб

Сравнив оба показателя видно, что при использовании факторинга предприятие экономит 169983,84-117681,12=52302,72 млн. руб.

Таблица 3.2 Расчет эффекта по факторингу

Банковский кредит

Фактор-фирма

Дебиторская задолженность = 871712 млн. руб

% по кредиту=39% годовых;

За 6 месяцев 39/12*6=19,5%

% банка=25%

Комиссия=2%

За 6 месяцев  27/12*6=13,5%

Эффект=19,5%-13,5%=6%


Таким образом, при проведении анализа и расчетов эффект от использования факторинга выше, чем при использовании банковского  кредита и составляет 6% от суммы дебиторской задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Анализ основных показателей и оценка имущественного финансового состояния предприятия РУП «МТЗ»