Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:00, реферат
Разгосударствление экономики, приватизация и развитие предпринимательства призваны создать конкурентную среду, которая способствует снижению цен и повышению качества товаров и услуг. Монопольное положение одной или нескольких доминирующих фирм на рынке однородной продукции ведет к сокращению потребительского выбора. Максимизация прибыли монополистов достигается за счет сокращения объема продаж и назначения более высокой цены за свою продукцию, чем это происходит в условиях конкуренции.
Другой
нефтепровод стоимостью 3,4—4,5 млрд
долл. из Западной Сибири в Мурманск
планировали вместе строить «ЛУКОЙЛ»,
«ЮКОС», ТНК, «Сибнефть» и «Сургутнефтегаз».
Но по российскому закону не может
быть частных магистральных
При отсутствии новых трубопроводов, «ЮКОС» наращивает железнодорожные поставки в Китай, ТНК – в Вентспилс (от которого отказалась «Транснефть»), а «ЛУКОЙЛ» простроил терминал в Высоцке (Баренцево море), тоже в обход существующей инфраструктуры «Транснефти». Однако перевозки железнодорожным транспортом рентабельны лишь при ценах от 17 долларов за баррель. Если новая компания, допустим, начнет деятельность в 2008 г., то разработка месторождений займет некоторое время. Средняя цена на нефть в 2009 г. составила 61 долл./барр., в 2010 г. – 77,35 долл., в 2011 г. – 109,49 долл.
В
случае подтверждения этого прогноза,
новая компания вполне может использовать
более дорогой железнодорожный
транспорт. Кроме того, новая компания
может выбрать перспективную
шельфовую зону, откуда легче осуществлять
транспортировку нефти за рубеж. Важные
месторождения нефти открыты на шельфах
Охотского, Баренцева, Балтийского и Северного
морей. Можно вполне договориться с перспективными
странами-импортерами российской нефти
– Турцией, Китаем, Южной Кореей и Японией.
Кроме того, новая компания может заняться
на первых этапах исключительно добычей
нефти или газа, тогда все проблемы транспортировки
будут переложены на плечи компаний-покупателей.
Административные барьеры. Это барьеры, создаваемые органами власти на всех уровнях. Естественно, что таких барьеров множество.
Прежде
чем разрабатывать
Барьер разового платежа, благодаря которому выигрывается право на аукционе на добычу полезных ископаемых.
Действие этого и следующего барьеров целесообразно продемонстрировать на примере. Предположим, на аукционе фирме предстоит предложить наибольший размер разового платежа. Данный платеж будет экономически обоснован, если у компании уже имеется разведанное месторождение нефти или газа. В соответствии с законом «О недрах», компания может заключить договор на добычу разведанного месторождения, а уже потом участвовать в аукционе по разработке месторождения.
Лицензирование.
После заключения договора между РФ и компанией, для которой устанавливаются условия пользования участком, а также некоторые другие обязательства, фирма получает лицензию на добычу полезных ископаемых на определенный срок. В соответствии с законом, «лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий» [1, Ст. 11]. За выдачу лицензий на пользование недрами взимается определенная плата. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии. Кроме того, компании необходимо произвести дополнительные платежи. Они приведены в ст. 39 указанного закона. К их числу относятся разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии и регулярные платежи за пользование недрами.
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Новая налоговая система не предусматривает дифференциации налогов в зависимости от качества добываемого сырья, что свидетельствует о ее несовершенстве. Она не дает стимула производителям принимать во внимание качество сырья, а наша нефть, как известно, и так не высшей марки. Отсутствие в законодательстве стимулов к интенсивному развитию нефтедобывающих компаний привело к тому, что доля налогов в доходах компаний выросла с 47% в 2007 г. до 86% в 2008 г. и продолжает расти. Аналитиками признается, что отрицательная сторона налога на добычу полезных ископаемых заключается в том, что он привязан к цене мировых цен на нефть – чем они выше, тем этот налог больше. При нынешних ценах на нефть, эта налоговая нагрузка особенно велика, в то время как эксперты еще в 2004 г. считали «текущий уровень налоговой нагрузки на отрасль предельно допустимым». Получается, что значительная часть доходов, которые имеют компании, выплачиваются в виде налогов.
Впрочем, нет никаких гарантий, что если бы государство оставляло деньги у компаний, они пошли бы на развитие отрасли, а не на покупку яхт и футбольных клубов. Прогнозы развития этой отрасли различны – сценария масштабного сворачивания производства, до предположений о том, что в ближайшие годы начнется бурная экспансия со значительным увеличением добычи нефти. Анализ, проведенный Аналитическим центром «Эксперт» [2, C. 21–22] показывает, что реализация того или иного варианта развития зависит от решений достаточно ограниченного круга вопросов, находящихся как в компетенции правительства в области налогов, курсовой политики строительства новых нефтепроводов, так и от мировой конъюнктуры в целом и рынка энергоресурсов, в частности.
Существующая
система налогообложения
Получается,
что даже высокие цены на нефть не являются
таким сильным стимулом для входа на рынок,
как это можно было предположить.
Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок.
В настоящее время хорошо освоенные месторождения, где нефть добывать легко, поделены между крупными нефтяными компаниями типа «ЛУКОЙЛа», «Татнефти», ТНК и т.д., поэтому открытыми для конкуренции остались в основном только слабо освоенные территории, где преобладают мелкие месторождения с трудноизвлекаемыми запасами и неразвитой инфраструктурой. Освоение такого класса месторождений и нефтеносных площадей связано с крупными затратами и высоким финансовым риском, что также является довольно серьезным барьером входа на рынок, особенно для небольших компаний (как российских, так и иностранных).
Кроме того, нефтяной комплекс создавался во времена централизованной системы управления, поэтому все сервисные работы и услуги были подчинены цели обслуживания добываемой нефти в рамках одной системы, которая, естественно, не предполагала наличия рыночной конкуренции. Вся производственная инфраструктура перешла, в результате проведенных реформ, в руки самых больших компаний этой отрасли. Так, в состав вертикально-интегрированных компаний входят до ста и более обслуживающих подразделений и структурных единиц, напрямую не связанных с основным видом деятельности – добычей нефти.
Возникает вопрос, как подсчитать величину барьеров, с которыми столкнется компания, входящая на рынок? Попытаемся дать косвенную оценку, используя бухгалтерский баланс предприятий нефтяной отрасли. Конечно, эта оценка не будет точной, зато она даст общее понятие о масштабах необходимых для бизнеса средств. Попробуем оценить те средства, которые необходимы, как говорится, с «нуля», чтобы стать такой огромной компанией, как, например, ОАО «Сургутнефтегаз». Эта предпосылка, в общем-то, обоснованна, поскольку среди экспертов нефтяной отрасли бытует мнение, что малые компании либо не выживают в этом бизнесе, либо исчезают в процессе слияния.
«Сибнефть», как известно, выиграла два открытых аукциона на право разведки и добычи углеводородного сырья на Среднетаймуринском участке в Красноярском крае и Зимнем участке на юге Тюменской области. За лицензию на разработку Среднетаймуринского участка компания заплатила 27,5 млн руб. (более 1 млн долл.). Объем геологических ресурсов данного участка составляет 166,9 млн т нефти и 429,7 млрд м3 природного газа.
Объем извлекаемых запасов Зимнего участка, расположенного в непосредственной близости от трубопроводных сетей ОАО «Транснефть», составляет 8,66 млн т (категории С1 + С2 + СЗ). Ресурсные запасы участка оцениваются в объеме 6,94 млн т. «Сибнефть» заплатит за лицензию 828 млн руб. (более 29,8 млн долл.), что эквивалентно цене 0,47 долларов за баррель. запасов или 0,26 долларов за баррель извлекаемых ресурсов [9]. «Сегодняшние приобретения представляют собой нечто гораздо больше, чем просто пополнение ресурсной базы компании, – отмечал президент «Сибнефти» Евгений Швидлер. – Оно демонстрирует стремление расширить географию деятельности «Сибнефти» за счет приобретения активов в новых перспективных регионах» [7, С. 17–18].
При самом скромном варианте разработки Среднетаймуринского участка, затраты компании на новом месторождении составят 7,5 млн руб. При этом общая налоговая нагрузка на компанию составляет 35, 2 млрд руб., что в пересчете на 1 рубль максимально возможной прибыли составит 69 коп.
Кроме
того, первоначальные инвестиции «Сибнефти»
были произведены в покупку
Криминализация.
Это барьер, связанный с необходимостью нелегально платить (регулярно или единовременно) частным лицам или организациям за возможность функционирования фирмы на рынке. В состав нелегальных платежей обычно входят платежи так называемой «крыше», взятки чиновникам, и другие подобные незаконные явления. В условиях российской экономики проблема коррупции стоит особенно остро, так как издержки по преодолению такого барьера могут оказаться запретительно высокими. Для того чтобы фирма могла начать свою деятельность на рынке, необходимо получить достаточно большое количество всевозможных «справок» и разрешений. На каждом этапе получения необходимых документов можно предвидеть ситуацию, когда чиновник будет требовать взятку за соответствующее разрешение. Скромных средств молодой фирмы может не хватить на то, чтобы преодолеть такой барьер.
Найти достоверную информацию, которая давала хотя бы приблизительные оценки преодоления такого барьера практически невозможно. Можно лишь указать на то, что возможность возникновения такой ситуации возникает на этапах получения лицензии, выдачи разрешения от экологической службы и получения доступа к сети трубопроводов и нефтеперерабатывающим заводам.
Нельзя также забывать о недобросовестной конкуренции: уже существующие фирмы могут сопротивляться появлению нового игрока на рынке, используя в том числе, и нерыночные методы борьбы.
Приведенный
выше анализ нестратегических барьеров
для входа новой компании в
нефтегазовую отрасль дает не только
приблизительные оценки капиталовложений
и трудностей, стоящих на пути развития
предпринимательства в данной, очень
важной для России, сферы экономики, но
показывает в целом состояние отрасли
и перспективы ее развития в будущем. Кроме
нестратегических барьеров существуют
еще и стратегические. Но это тема для
отдельной статьи.
Литература
1. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1.
2. Ашихман О. Рынок все отрегулирует сам // Топливный рынок: Аналитический журнал. – 2008. – Март.
3. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. – М., 2006.
4. Коммерсант. – 2008. – 28 июня.
5. Силкин В.Ю. Формирование конкурентной среды в российском нефтяном секторе: нерешенные проблемы и основные тенденции. Сектор Экономических проблем развития ЗСНГК, ИЭ и ОПП.
6. Татнефть, Башнефть – вечные аутсайдеры? // Вестник НАУФОР. – 2004. – Март.
7. Швидлер Е. Сибнефть идет в разведку. // Топливный рынок: Аналитический журнал. – 2008. – Июль.
8. http://www.naufor.ru
9. http://neft.
10. http://www2.akm.ru/
11. http://www.top.-r.