Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:00, реферат
Разгосударствление экономики, приватизация и развитие предпринимательства призваны создать конкурентную среду, которая способствует снижению цен и повышению качества товаров и услуг. Монопольное положение одной или нескольких доминирующих фирм на рынке однородной продукции ведет к сокращению потребительского выбора. Максимизация прибыли монополистов достигается за счет сокращения объема продаж и назначения более высокой цены за свою продукцию, чем это происходит в условиях конкуренции.
Анализ
нестратегических барьеров
входа новых компаний
на рынке нефтегазопродуктов
Разгосударствление экономики, приватизация и развитие предпринимательства призваны создать конкурентную среду, которая способствует снижению цен и повышению качества товаров и услуг. Монопольное положение одной или нескольких доминирующих фирм на рынке однородной продукции ведет к сокращению потребительского выбора. Максимизация прибыли монополистов достигается за счет сокращения объема продаж и назначения более высокой цены за свою продукцию, чем это происходит в условиях конкуренции. В условиях монополии общество, как правило, недополучает основные экономические ресурсы. Товарный дефицит советской экономики происходил из-за отсутствия конкурентной среды, несмотря на установление жестких заданий по увеличению выпуска продукции [3, С. 89].
Однако, как показала российская практика последних десятилетий, механическая смена форм собственности не порождает сама по себе конкурентную среду. Институт частной собственности может быть использован монополией как средство создания эффективной преграды от потенциальных конкурентов. Существует множество барьеров, стоящих на пути развития предпринимательства в перспективных, с точки зрения получения прибыли, отраслях российской экономики. Ограничимся анализом перспектив развития предпринимательства на примере рынка транспортировки и сбыта нефтегазопродуктов.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в России, при которой в структуре экспорта преобладают нефтегазопродукты, позволяет предположить, что организация новый фирмы в этой отрасли будет крайне выгодна. Действительно, сама по себе эта отрасль является такой, где норма прибыли высока, а в связи с ростом цен на энергоносители привлекательность этой отрасли возрастает. Однако, и барьеры входа в данную отрасль экономики довольно высоки.
Структуру возможных барьеров, с которыми столкнется предприниматель, пытающийся заняться бизнесом в нефтегазовой отрасли, можно условно разделить на стратегические и нестратегические. К числу нестратегических барьеров можно отнести ограничения спроса (емкость рынка); преимущества в уровне затрат; состояние инфраструктуры рынка; административные барьеры и степень криминализации экономики. Значение имеют и объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок.
Стратегические
барьеры в значительной мере определяются
действиями работающих в отрасли
компаний и включают ограничивающее
вход ценообразование, объем дополнительных
инвестиций в оборудование, степень
дифференциации продукта и характер
долгосрочных контрактов с третьими лицами.
Ограничения спроса (емкости рынка) – достаточно важный нестратегический барьер входа новой фирмы на рынок. Осуществив первоначальные инвестиции и понеся значительные необратимые издержки, предприниматель может обнаружить, что потенциальные покупатели уже нашли своих продавцов, и дополнительный товар некому продавать. Можно увеличить объем предложения нефтегазопродуктов на мировом рынке, но для того, чтобы его продать, придется снизить цену до уровня, не перекрывающего первоначальные издержки. Индикатором отсутствия отграничения спроса может служить тот факт, что рынок рос в последние годы и что он будет расти в ближайшем будущем. Цены на нефть, в частности, марки Brent, которая добывается в России, росли, и на середину 2008 г. достигли своего исторического максимума в 140 долл. за баррель. При определенных условиях цена товара растет только в том случае, когда она установлена ниже равновесной. Следовательно, поскольку цена растет такими темпами, и в течение длительного времени, можно предположить, что на рынке существует дефицит на данный товар. Отсюда видно, что емкость рынка в последние годы либо постоянно росла, либо оставалась постоянной, но имелся неудовлетворенный спрос, который и компенсировался растущей ценой.
По прогнозам International Energy Agency (IEA), в 2011-2015гг. мировой спрос на нефть вырастет на 1,4 млн баррелей в сутки. Крупные западные компании увеличивают добычу всего на 2–3%, поэтому существенная часть этого объема будет произведена российскими компаниями [10]. Таким образом, гипотетически емкость рынка, в том числе и той части его, которая приходится на российские кампании, не составляет барьера для входа, поскольку есть достаточно существенный запас, в который могли бы вписаться новые компании, прежде чем им придется столкнуться в конкурентной борьбе с компаниями, доминирующими на отечественном рынке.
Анализ
показывает, что некоторые российские
компании по темпам роста идут впереди
отрасли в целом. Например, органический
прирост добычи нефтепродуктов с начала
года у «Газпром нефть» составил 18,5%, а
у ТНК-ВР – почти 23%. С другой стороны,
такие крупные, но привязанные к старым
истощившимся месторождениям компании,
как Татнефть и Башнефть, не могут показать
столь впечатляющих результатов и объем
добычи не увеличили. Тем не менее, приходится
признать, что хотя теоретически место
для развития предпринимательства в нефтегазовом
секторе есть, воспользоваться данной
возможностью будет достаточно трудно,
поскольку имеются барьеры, связанные
с вхождением в отрасль по уровню затрат.
Барьеры, основанные на преимуществе в уровне затрат. Абсолютные преимущества в уровне затрат означают, что функция долгосрочных средних издержек уже действующих в отрасли фирм расположена на всем своем протяжении ниже функции издержек компании, входящей на рынок, так что цена, необходимая для возмещения инвестиций, окажется выше, чем средняя цена отрасли, что затрудняет вход новой компании в отрасль.
Из каких показателей складываются средние издержки крупных нефтегазовых компаний? В основном компании, транспортирующие и сбывающие нефтепродукты, являются вертикально интегрированными и контролируют весь процесс работы, начиная с добычи и кончая доведением нефтегазопродуктов до потребителей. Их средние издержки складываются, в основном, из трех составляющих: средние издержки разведки и разработки месторождений, средние издержки на добычу и транспортные издержки. Транспортные издержки стоит рассмотреть как комплексный показатель, состоящий из издержек доставки, таможенных пошлин, налогов, транспортных тарифов, устанавливаемых государством и взимаемых некоторыми государственными организациями (например, Транснефть).
Ставки единого налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин увеличиваются прямо пропорционально росту цен на нефть. В результате недавнего изменения шкалы налогов в бюджет изымается примерно 90% прибыли от превышения цены нефти Urals порогового значения 15 долларов за баррель, но если цена указанной нефти Urals опустится ниже 15 долларов за баррель, ставки налога резко понижаются. Расходы российских компаний на нефтедобычу обычно низки, но к ним добавляются транспортные тарифы, налоги, экспортные пошлины, и другие платежи. В результате, по оценке Standart&Poors, полные издержки к моменту доставки продукции достигают: при цене нефти 18 долларов за баррель – порядка 10 долларов, при 25 долларов за баррель – 13,5 долларов, а при цене в 30 долларов за баррель издержки составлют порядка 18 долларов в расчете на единицу продукции. Ясно, что таких высоких транспортных издержек новая компания не может себе позволить.
Участие
в конкурентной борьбе в области
средних издержек на разведку и добычу
нефти также представляется проблематичным,
поскольку создать мощный нефтяной
вертикально интегрированный
Рассмотрим
разработку новых перспективных
месторождений. Допустим, что затраты
на разведку и разработку новых месторождений
для всех компаний примерно одинаковы.
Такое допущение логически
На российском рынке нефти сегодня действует целый ряд компаний – ЛУКОЙЛ «Нефтяная компания», Сургутнефтегаз, Сибнефть, Тюменская НК, Татнефть, Славнефть-Мегионнефтегаз, Оренбургнефть, Роснефть-Пурнефтегаз, Башнефть и Варьеганнефтегаз.
По данным старшего аналитика «Арбат Капитала» Виталия Громадина, затраты на добычу нефти распределяются следующим образом (см. рис. 1).
Рис. 1. Рост затрат на добычу нефти крупнейших российских компаний
Таким
образом, лучшими оказываются показатели
у компании «Роснефть», а худшими –
у компании «ТНК_ВР».
Зная нынешние затраты компаний на добычу нефти и прогнозы затрат на будущее, можно получить своеобразный «затратный коридор», в котором новая компания должна действовать, «полом» которого являются средние издержки добычи компании «ТНК-ВР», а «потолком» — средние издержки добычи компании «Роснефть». Как утверждают аналитики, в нефтяной отрасли наблюдается тенденция к росту затрат. Это связано с двумя основными причинами: с введением единого налога добычу природных ископаемых и укреплением рубля.
На российском нефтяном рынке абсолютные преимущества в издержках появляются, в основном, за счет того, что уже существующие фирмы имеют доступ к более дешевым и качественным источникам ресурсов. Как отмечает В.Ю. Силкин, «открытыми для конкуренции остались в основном только слабо освоенные территории, где преобладают мелкие месторождения с трудноизвлекаемыми запасами и неразвитой инфраструктурой. Освоение такого класса месторождений и нефтеносных площадей связано с крупными затратами и высоким финансовым риском, что также является довольно серьезным барьером, особенно для небольших компаний (как российских, так и иностранных)» [5]. Те абсолютные преимущества, которые имеют действующие компании, будут всегда реализовываться. Но это еще не значит, что наша компания должна будет уйти. Мы вполне можем иметь относительные преимущества.
Относительные преимущества фирм возникают в связи с тем, что они способны достигать большего объема выпуска, чем может освоить их потенциальный конкурент. В этом плане возможности уже существующих компаний значительно шире, чем у начинающих. Как известно, крупнейшие нефтеносные провинции уже открыты и поделены между игроками нефтяного рынка. Таким образом, на долю вновь созданных компаний изначально приходятся меньшие по территории и менее нефтеносные районы.
Однако по мере исчерпания лучших месторождений и перехода ко все более сложным и более выработанным объектам постепенно утрачивается эффект экономии масштаба. Степень выработки запасов категорий А, В и С достигла 54%. Высокопродуктивные залежи выработаны на 70-93%. Обводненность запасов на сегодня достигает 85%. Основные нефтеносные провинции вышли на поздние стадии разработки с падающей добычей. За последние 15 лет дебит новых скважин снизился в Западной Сибири более чем в 10 раз, в целом по России в 5 раз. Запасы вновь открываемых месторождений снизились с 53 млн т до 1,5 млн т. Доля трудноизвлекаемых запасов достигла 55–60%. Стремительно растет удельный вес средних и мелких месторождений. В 2007 г. доля малых и средних месторождений в числе разрабатываемых и подготовленных к освоению составляла 74%, в числе разведанных – 82%.
Снижение
эффективности операций в старых нефтедобывающих
районах приводит к объективной смене
приоритетов у крупных компаний. Основной
стратегией становится перенесение геологоразведочных
работ в новые регионы (например, Тимано-Печора,
Прикаспий, Восточная Сибирь) с перспективой
дальнейшего освоения и разработки открываемых
там месторождений, на которых они могут
в полной мере реализовать свои преимущества.
Естественные необратимые изменения сырьевой
базы в рамках отдельных нефтеносных провинций
определяют объективную неизбежность
эволюции организационной структуры нефтяного
сектора в направлении постепенного ослабления
роли и значения крупных вертикально-интегрированных
компаний. Эта тенденция постепенного
перехода к конкурентному рынку характерна
для всех нефтедобывающих стран.
Барьеры, основанные на состоянии инфраструктуры рынка.
Существует прямая зависимость между развитием инфраструктуры и конкуренции на рынке транспортировки и сбыта нефтегазопродуктов. Разветвленная инфраструктура приводит к множественности поставщиков и потребителей, а следовательно, и к усилению конкуренции. В то же время, стремление вертикально-интегрированных компаний к монополии на природные ресурсы (месторождения, перспективные нефтеносные площади) и фактический контроль всей региональной технологической инфраструктуры, ведут к ограничению конкуренции в нефтедобыче с их стороны.
Важной
проблемой является концентрация инфраструктуры
в руках государства. Почти все
магистральные нефтепроводы в России
принадлежат государственной