Анализ и управление оборотными средствами предприятия в ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка совершенствования системы управления оборотными средствами в ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.рассмотреть теоретические основы анализа и структуры оборотных средств организации;
2.провести анализ оборотных средств в ЗАО «ЧЭАЗ»;
3.дать оценку системе управления оборотными средствами в ЗАО «ЧЭАЗ»;
4.дать управленческое решение для улучшения управления оборотными активами в ЗАО «ЧЭАЗ»;
5.подсчитать экономический эффект от внедрения данного управленческого решения.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

Ктл = А1+ А2 +А3 / П1 + П2

Ктл 09 = 23234 + 4603 + 41043 + 162286 + 5303 + 2860 / 72746 + 117 = 3,285

Ктл 10 =  21522 + 3782 + 58473 + 262133 + 7503 + 1984 / 102766 + 20132 = 2,892

Ктл 11 = 17320 + 22806 + 128058 + 230742 + 7451 + 2449 / 84309 + 852 = 4,801

Чем выше значение коэффициента текущей ликвидности, тем выше ликвидность активов компании. Нормальным считается значение коэффициента 2 и более. За все три года мы видим, что предприятие является платежеспособным.

 

2.3. Оценка организации системы управления оборотными средствами в ЗАО «ЧЭАЗ»

 

Проанализировав оборотные средства ЗАО «ЧЭАЗ», можно  сказать, что руководству предприятия  следует пересмотреть политику управления оборотными активами и принять решения  по повышению эффективности их использования. Прежде всего, нужно обратить внимание на дебиторскую задолженность, а именно уменьшить ее долю в составе оборотных активов.

Управление уровнем  дебиторской задолженности определяется следующими основными факторами:

  1. оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;
  2. контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
  3. анализ и планирование денежных потоков.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения.

В целом, для финансового состояния предприятия благоприятно получение отсрочек платежа от поставщиков (коммерческий кредит), от работников предприятия, государства и т.д. и неблагоприятно замораживание средств в запасах сырья, готовой продукции, предоставление отсрочек платежа клиентам.

Одна из основных задач  рационального управления оборотными активами предприятия состоит в  максимально возможном сокращении периодов оборачиваемости запасов  и дебиторской задолженности  и увеличении среднего срока оплаты кредиторской задолженности с целью снижения текущих финансовых потребностей путем общего ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Особенно остро проблема расчетов с потребителями стоит  для предприятий электроэнергетики, машиностроения и металлообработки, строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, у которых доля просроченной задолженности составляет примерно 30%.

Решение задачи снижения дебиторской  задолженности  требует  гибкого  сочетания  как  жестких  мер  по ее взысканию, так  и методов стимулирования постоянных клиентов.

Для этой цели можно предложить метод спонтанного финансирования, т.е. назначение скидок покупателям за сокращение сроков расчета (при оплате товара до истечения определенного срока покупатель получает скидку с цены, после этого срока - укладываясь в договорный срок платежа - он платит полную сумму).

Особенно  действенный метод спонтанного  финансирования может быть для предприятий  связи, сотовых операторов, поставщиков  энергии и коммунальных услуг. Огромное количество мелких потребителей таких  услуг затрудняет индивидуальную работу по взысканию задолженности, а низкая платежеспособность населения и непунктуальность в расчетах обостряют проблему роста дебиторской задолженности.

К источникам спонтанного  финансирования фирмы  относится торговый  кредит. Его возникновение связано с совершаемыми фирмой сделками. Так, при закупках у других фирм товаров, сырья, комплектующих в кредит у рассматриваемой фирмы возникает долг, который учитывается в виде кредиторской задолженности (торгового кредита). Чем дольше период погашения кредиторской задолженности и больше объем реализации закупок, тем значительнее дополнительное финансирование для фирмы.

Торговый  кредит (счета к  оплате) — денежные средства, которые компания должна вернуть поставщикам.

Торговый  кредит является самой простой и часто наименее дорогой формой финансирования товарно-материальных запасов.

Предоставляя  покупателю отсрочку платежа за товар, продавец по существу, предоставляет  своему партнеру кредит, который не является бесплатным. Но продавец идет на упущенную выгоду —  убыток в  сумме банковского процента. Или если рентабельность предприятия продавца превышает среднебанковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная продавцом в оборот, могла бы принести еще большее приращение.

С другой стороны, часто трудно реализовать свой товар, не предоставляя коммерческого кредита. Способ решающий эти вопросы — спонтанное финансирование, выгоден как для поставщика, так и для покупателей.

Если  оплатить товар до истечения определенного  срока, то можно воспользоваться  солидной скидкой с цены. После  этого срока платится сумма сполна, укладываясь в договорный срок платежа.  

Спонтанное  взаимное финансирование предприятий  в виде отсрочек, рассрочек платежа, авансов и предварительной оплаты характеризуется размерами их дебиторской и кредиторской задолженности. Именно кредиторская задолженность остается главным источником внешнего финансирования российских предприятий.

В России широко распространено вынужденное  взаимное кредитование предприятий  в связи с нарушениями условий  оплаты по договорам купли-продажи. Вынужденным кредитором может быть как продавец, так и покупатель. Цена вынужденного кредита, как правило, выше. Она может быть оговорена в виде размера штрафов, пени, неустоек непосредственно в договоре купли-продажи.

Острая  проблема российской экономики — периодически проявляющиеся кризисы неплатежей, когда организации становятся вынужденными кредиторами вследствие нарушения их контрагентами платежной дисциплины. Вынужденное кредитование не является чисто российской проблемой. Исследование развития коммерческого кредита в Великобритании, проведенное в середине 80-х гг, показало, что хотя должники были обязаны погасить свою задолженность в течение 30 дней, это требование выполняла лишь одна десятая часть, а в основном требовалось два месяца и более. По другим оценкам, средняя продолжительность задержки торгового долга дебиторами составляла в Великобритании около 72 дней, при обычном сроке оплаты в 30 дней. 

Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств; такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.

Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:

1. снижение цены приводит к расширению продажи, а структура затрат такая, что это отображается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции;

2. система скидок интенсифицирует приток средств в условиях дефицита на предприятии. При этом возможное краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения отдельных соглашений;

3. система скидок за ускорение оплаты более эффективная, чем система штрафных санкций за просроченную оплату. В условиях инфляции спонтанное финансирование ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценивать возможность предоставления скидки по досрочной оплате. 

Организации следует  увеличить оборачиваемость запасов. Для показателей оборачиваемости общепринятых нормативов не существует, их следует анализировать в рамках одной отрасли и еще лучше – в динамике для конкретного предприятия. Снижение коэффициента оборачиваемости запасов может отражать накопление избыточных запасов, неэффективное складское управление, накопление непригодных к использованию материалов. 

Для этой цели можно предложить внедрить на предприятие систему Infor SCM Demand Planning. Это организационная стратегия и прикладное программное обеспечение, предназначенные для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения. SCM-системы охватывает весь товарный цикл: закупку сырья, производство, распространение товара. 

Среди возможностей Infor SCM Demand Planning можно отметить следующие:

  1. координация массовых прогнозов - предоставляет планировщикам спроса возможность быстрого редактирования прогнозов на ежедневной, еженедельной или ежемесячной основе, исходя из данных, введенных основными бизнес-подразделениями (изменения можно быстро внести по отдельным временным отрезкам и нескольким интервалам, а также по разным продуктам одновременно);

  1. прозрачность и кооперирование данных – новые возможности Excel обеспечивают постоянное кооперирование по всем требованиям процесса планирования (например, это позволяет компаниям предоставлять текущие заказы поставщикам, которые обновляют критически важную информацию, а затем эти данные возвращаются в систему для составления более точных планов поставки).

Новое передовое решение  для сети поставщиков поможет оптимизировать оборачиваемость складских запасов на 15-30%, не жертвуя при этом текущим высоким уровнем обслуживания по всем пунктам ассортимента.

 

 

      

 

 

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ЗАО «ЧЭАЗ»

 

Для того чтобы  предложить ЗАО «ЧЭАЗ» эффективное  управленческое решение, нужно определить основные проблемы. В целом по предприятию  можно говорить о неэффективности  использования оборотных активов  предприятия. Проанализировав структуру  оборотных активов, можем выделить следующие основные негативные моменты:

1. снижение оборачиваемости  дебиторской задолженности;

2. увеличение среднего срока оборота дебиторской задолженности в днях;

3. снижение оборачиваемости  запасов.

Первые два показателя взаимосвязаны, т.е. если мы увеличим оборачиваемость дебиторской задолженности, то снизится средний срок оборота дебиторской задолженности в днях. Снижение оборачиваемости дебиторской задолженности свидетельствует о снижении платежной дисциплины покупателей и об увеличении продаж с отсрочкой платежа. Если бы покупатели вовремя вернули свой долг, то организация могла бы эти деньги, к примеру, положить на депозитный счет и тем самым получить дополнительную прибыль.

Управление дебиторской  задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия.

 В балансе остатки дебиторской задолженности обычно превышают общую сумму материально-вещественных активов, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. В то же время управление дебиторской задолженностью является средством увеличения объема продаж, предоставления заказчикам выгодных условий оплаты поставляемых товаров.

Важно не допустить дальнейшего  роста доли дебиторской задолженности  в общем объеме оборотных активов  предприятия – это может повлечь  за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов, простои вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижение возможности оплачивать свои обязательства перед кредиторами.

Чем выше оборачиваемость  дебиторской задолженности, тем  лучше положение дел организации. Снижение может говорить об увеличении доли неплатежеспособных клиентов, либо переходе к более мягкой политике взаимоотношений с клиентами. Чем ниже данный показатель, тем выше будет потребность компании в оборотном капитале. При нехватке собственных средств придется прибегать к заемным. Таким образом, компания сама может попасть в разряд заемщиков.

Одним из наиболее действенных  инструментов, позволяющих максимизировать  поток денежных средств и снизить  риск возникновения дебиторской  задолженности, является система скидок. Скидки предоставляются в зависимости от срока оплаты товара. К примеру, при полной предоплате предоставляется скидка в размере 3% от стоимости товара, при частичной предоплате (более 50% от стоимости отгруженной партии) — скидка 2%, при оплате по факту отгрузки — скидка 1%.

В ЗАО «ЧЭАЗ» политика управления дебиторской задолженностью предпологает предварительную оплату лишь некоторым покупателям. Поэтому  можно предложить организации применять  предварительную оплату для всех покупателей, с целью избежания  уменьшения оборачиваемости дебиторской задолженности.

Для совершенствования  системы управления в ЗАО «ЧЭАЗ» был предложен метод спонтанного финансирования. Спонтанное финансирование – это определение скидок покупателям за сокращение сроков расчета. Если оплатить товар до истечения определенного срока, то можно воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого срока платится сумма сполна, укладываясь в договорный срок платежа. 

Теперь рассчитаем эффект от внедрения данного метода в ЗАО «ЧЭАЗ». Допустим, что организация начала использовать данный метод в 2012 году и дебиторская задолженность уменьшилась на 70% по сравнению с 2011 годом, т.к. покупателям будет выгоднее оплачивать платежи сразу, не дожидаясь истечения срока платежа.

Информация о работе Анализ и управление оборотными средствами предприятия в ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод»