Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:34, курсовая работа
Целью работы является разработка совершенствования системы управления оборотными средствами в ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.рассмотреть теоретические основы анализа и структуры оборотных средств организации;
2.провести анализ оборотных средств в ЗАО «ЧЭАЗ»;
3.дать оценку системе управления оборотными средствами в ЗАО «ЧЭАЗ»;
4.дать управленческое решение для улучшения управления оборотными активами в ЗАО «ЧЭАЗ»;
5.подсчитать экономический эффект от внедрения данного управленческого решения.
Ктл = А1+ А2 +А3 / П1 + П2
Ктл 09 = 23234 + 4603 + 41043 + 162286 + 5303 + 2860 / 72746 + 117 = 3,285
Ктл 10 = 21522 + 3782 + 58473 + 262133 + 7503 + 1984 / 102766 + 20132 = 2,892
Ктл 11 = 17320 + 22806 + 128058 + 230742 + 7451 + 2449 / 84309 + 852 = 4,801
Чем выше значение коэффициента текущей ликвидности, тем выше ликвидность активов компании. Нормальным считается значение коэффициента 2 и более. За все три года мы видим, что предприятие является платежеспособным.
2.3. Оценка организации системы управления оборотными средствами в ЗАО «ЧЭАЗ»
Проанализировав оборотные средства ЗАО «ЧЭАЗ», можно сказать, что руководству предприятия следует пересмотреть политику управления оборотными активами и принять решения по повышению эффективности их использования. Прежде всего, нужно обратить внимание на дебиторскую задолженность, а именно уменьшить ее долю в составе оборотных активов.
Управление уровнем
дебиторской задолженности
Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения.
В целом, для финансового состояния предприятия благоприятно получение отсрочек платежа от поставщиков (коммерческий кредит), от работников предприятия, государства и т.д. и неблагоприятно замораживание средств в запасах сырья, готовой продукции, предоставление отсрочек платежа клиентам.
Одна из основных задач
рационального управления оборотными
активами предприятия состоит в
максимально возможном
Особенно остро проблема
расчетов с потребителями стоит
для предприятий
Решение задачи снижения дебиторской задолженности требует гибкого сочетания как жестких мер по ее взысканию, так и методов стимулирования постоянных клиентов.
Для этой цели можно предложить
метод спонтанного
Особенно действенный метод спонтанного финансирования может быть для предприятий связи, сотовых операторов, поставщиков энергии и коммунальных услуг. Огромное количество мелких потребителей таких услуг затрудняет индивидуальную работу по взысканию задолженности, а низкая платежеспособность населения и непунктуальность в расчетах обостряют проблему роста дебиторской задолженности.
К источникам спонтанного финансирования фирмы относится торговый кредит. Его возникновение связано с совершаемыми фирмой сделками. Так, при закупках у других фирм товаров, сырья, комплектующих в кредит у рассматриваемой фирмы возникает долг, который учитывается в виде кредиторской задолженности (торгового кредита). Чем дольше период погашения кредиторской задолженности и больше объем реализации закупок, тем значительнее дополнительное финансирование для фирмы.
Торговый кредит (счета к оплате) — денежные средства, которые компания должна вернуть поставщикам.
Торговый кредит является самой простой и часто наименее дорогой формой финансирования товарно-материальных запасов.
Предоставляя покупателю отсрочку платежа за товар, продавец по существу, предоставляет своему партнеру кредит, который не является бесплатным. Но продавец идет на упущенную выгоду — убыток в сумме банковского процента. Или если рентабельность предприятия продавца превышает среднебанковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная продавцом в оборот, могла бы принести еще большее приращение.
С другой стороны, часто трудно реализовать свой товар, не предоставляя коммерческого кредита. Способ решающий эти вопросы — спонтанное финансирование, выгоден как для поставщика, так и для покупателей.
Если оплатить товар до истечения определенного срока, то можно воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого срока платится сумма сполна, укладываясь в договорный срок платежа.
Спонтанное взаимное финансирование
предприятий в виде отсрочек, рассрочек платежа,
авансов и предварительной
В России широко распространено вынужденное взаимное кредитование предприятий в связи с нарушениями условий оплаты по договорам купли-продажи. Вынужденным кредитором может быть как продавец, так и покупатель. Цена вынужденного кредита, как правило, выше. Она может быть оговорена в виде размера штрафов, пени, неустоек непосредственно в договоре купли-продажи.
Острая проблема российской экономики — периодически проявляющиеся кризисы неплатежей, когда организации становятся вынужденными кредиторами вследствие нарушения их контрагентами платежной дисциплины. Вынужденное кредитование не является чисто российской проблемой. Исследование развития коммерческого кредита в Великобритании, проведенное в середине 80-х гг, показало, что хотя должники были обязаны погасить свою задолженность в течение 30 дней, это требование выполняла лишь одна десятая часть, а в основном требовалось два месяца и более. По другим оценкам, средняя продолжительность задержки торгового долга дебиторами составляла в Великобритании около 72 дней, при обычном сроке оплаты в 30 дней.
Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств; такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.
Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:
1. снижение цены приводит к расширению продажи, а структура затрат такая, что это отображается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции;
2. система скидок интенсифицирует приток средств в условиях дефицита на предприятии. При этом возможное краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения отдельных соглашений;
3. система скидок за ускорение оплаты более эффективная, чем система штрафных санкций за просроченную оплату. В условиях инфляции спонтанное финансирование ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценивать возможность предоставления скидки по досрочной оплате.
Организации следует
увеличить оборачиваемость
Новое передовое решение для сети поставщиков поможет оптимизировать оборачиваемость складских запасов на 15-30%, не жертвуя при этом текущим высоким уровнем обслуживания по всем пунктам ассортимента.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ЗАО «ЧЭАЗ»
Для того чтобы
предложить ЗАО «ЧЭАЗ» эффективное
управленческое решение, нужно определить
основные проблемы. В целом по предприятию
можно говорить о неэффективности
использования оборотных
1. снижение оборачиваемости дебиторской задолженности;
2. увеличение среднего срока оборота дебиторской задолженности в днях;
3. снижение оборачиваемости запасов.
Первые два показателя взаимосвязаны, т.е. если мы увеличим оборачиваемость дебиторской задолженности, то снизится средний срок оборота дебиторской задолженности в днях. Снижение оборачиваемости дебиторской задолженности свидетельствует о снижении платежной дисциплины покупателей и об увеличении продаж с отсрочкой платежа. Если бы покупатели вовремя вернули свой долг, то организация могла бы эти деньги, к примеру, положить на депозитный счет и тем самым получить дополнительную прибыль.
Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия.
В балансе остатки дебиторской задолженности обычно превышают общую сумму материально-вещественных активов, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. В то же время управление дебиторской задолженностью является средством увеличения объема продаж, предоставления заказчикам выгодных условий оплаты поставляемых товаров.
Важно не допустить дальнейшего
роста доли дебиторской задолженности
в общем объеме оборотных активов
предприятия – это может
Чем выше оборачиваемость
дебиторской задолженности, тем
лучше положение дел
Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения дебиторской задолженности, является система скидок. Скидки предоставляются в зависимости от срока оплаты товара. К примеру, при полной предоплате предоставляется скидка в размере 3% от стоимости товара, при частичной предоплате (более 50% от стоимости отгруженной партии) — скидка 2%, при оплате по факту отгрузки — скидка 1%.
В ЗАО «ЧЭАЗ» политика управления дебиторской задолженностью предпологает предварительную оплату лишь некоторым покупателям. Поэтому можно предложить организации применять предварительную оплату для всех покупателей, с целью избежания уменьшения оборачиваемости дебиторской задолженности.
Для совершенствования системы управления в ЗАО «ЧЭАЗ» был предложен метод спонтанного финансирования. Спонтанное финансирование – это определение скидок покупателям за сокращение сроков расчета. Если оплатить товар до истечения определенного срока, то можно воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого срока платится сумма сполна, укладываясь в договорный срок платежа.
Теперь рассчитаем эффект от внедрения данного метода в ЗАО «ЧЭАЗ». Допустим, что организация начала использовать данный метод в 2012 году и дебиторская задолженность уменьшилась на 70% по сравнению с 2011 годом, т.к. покупателям будет выгоднее оплачивать платежи сразу, не дожидаясь истечения срока платежа.