Анализ и диагностика финансовой и хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 07:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта: получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре актива и пассива, в расчётах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и менеджера может интересовать, как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшие или более отдалённые перспективы, то есть ожидаемые параметры финансового состояния.

Содержание

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………….
Понятие экономического анализа………………………………………..
Виды экономического анализа…………………………………………...
Метод экономического анализа………………………………………….
Характеристика основных приёмов и методов экономического анализа
Информационное обеспечение экономического анализа………………
II ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Сравнительный аналитический баланс…………………………………..
2.2 Анализ пассива баланса……………………………………………………
2.3 Анализ активов предприятия……………………………………………...
2.4 Оценка ликвидности……………………………………………………….
2.5 Оценка платежеспособности………………………………………………
2.6 Оценка интенсивности использования и доходности вложенного капитала (оценка деловой активности)………………………………………….
2.7 Выводы и рекомендации по результатам финансового плана…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсак.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

    Говоря  о сущности экономического анализа, невозможно обойти вниманием такое понятие как метод экономического анализа, который, собственно, является средством решения задач последнего. Под методом экономического анализа понимается комплексное изучение хозяйственных процессов. Характерными особенностями метода экономического анализа являются следующие:

    • использование системы показателей;
    • изучение причин их изменения;
    • выявление и измерение взаимосвязи между ними.

    Экономический анализ является необходимым элементом  управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа (табл. 1.1).

    На  практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко.

    В процессе управления для обоснования  принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.[6]

    1. Виды экономического анализа

    Таблица 1.1

    Классификация видов экономического анализа [3]

Признак классификации Вид анализа
По  функциям управления
Уровень информационного  обеспечения  · внутренний управленческий анализ 
· внешний финансовый анализ
Содержание  процесса управления  · перспективный (предварительный) анализ 
· ретроспективный (последующий) анализ 
· оперативный анализ 
· итоговый (заключительный) анализ
Характер  объектов управления · анализ стадий расширенного воспроизводства 
· отраслевой анализ 
· анализ ведомств и предприятий 
· анализ составных элементов производства и производственных  отношений
Прочие  виды классификации
Субъекты  анализа  · анализ  по заданию руководства и экономических служб 
· анализ по заданию собственников и органов управления 
· анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)
Периодичность  · годовой анализ 
· квартальный анализ 
· месячный анализ 
· декадный анализ 
· ежедневный анализ
Содержание  и полнота изучаемых вопросов  · полный анализ 
· локальный анализ 
· тематический анализ
Методы изучения объекта · комплектный анализ 
· системный анализ 
· сравнительный анализ 
· сплошной анализ 
· выборочный анализ
Степень автоматизации  работ · анализ  с использованием ПЭВМ  
· анализ без применения ПЭВМ
 
    1. Метод экономического анализа

    Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

    Характерными  особенностями метода экономического анализа являются:

    • определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную  деятельность организаций;

    • установление соподчиненности показателей  с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и  второстепенных), на них влияющих;

    • выявление формы взаимосвязи  между факторами;

    • выбор приемов и способов для  изучения взаимосвязи;

    • количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

    Совокупность  приемов и способов, которые применяются  при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

    Методика  экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

    К экономическим методам анализа  относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

    Статистические  методы включают в себя использование  средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

    Математические  методы можно разделить на три  группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической  кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

 
    1. Характеристика  основных приёмов  и методов экономического анализаи

    Различают несколько методических подходов к проведению анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия

    Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

    Обязательным  условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая: 
· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; 
· единство периодов времени, за которые производится сравнение; 
· сопоставимость условий производства; 
· сопоставимость методики исчисления показателей.

    Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

    Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

    Балансовый  метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

    Например, при анализе обеспеченности предприятия  сырьем сравнивают потребность в  сырье, источники покрытия потребности  и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

    Как вспомогательный, балансовый метод  используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

    

 ,

    где у – результативный показатель; x– факторы;    – отклонение результативного показателя за счет фактора хi.

    Балансовый  метод применяют также для  определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

    

 .

    Графический способГрафики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

    Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации  измерений.

    Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

    Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

    Метод корреляционного  и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

    С помощью корреляции решаются две  главные задачи: 
· составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии); 
· дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

    Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

    Математическое  программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

    Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

    Теория  игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

    1. Информационное обеспечение экономического анализа
 

    При выработке управленческого решения  анализ производится на основе системы  показателей. Эта система показателей  – информационная база анализа, она  очень динамична.

    Источники информации делятся на:

    1. Учетные:

    • данные бухгалтерского учета;
    • данные статистического учета;
    • данные оперативного учета;
    • данные управленческого учета;
    • выборочные учетные данные;

    2. Вне учётные:

    • нормативный материал;
    • материалы внешнего и внутреннего аудита материалы проверок налоговых служб.

    Данные, используемые в системе экономического анализа , формируются в системе, бухгалтерского, статистического, оперативного учета, а также выборочные учетные  данные. Источниками информации могут  быть нормативные материалы (нормы, стандарты, материалы внешнего и внутреннего аудита, материалы проверок налоговых служб).

    Различия  целей в системе финансового  и управленческого учета влечет за собой и отличительные черты  отчетности. Они заключаются в  следующем:

    1. Обязательность информации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность подается в требуемой форме и с требуемой степенью точности, независимо от того, считает ли администрация эти сведения полезными. Предоставление управленческой информации всецело зависит от воли руководства и никакие ведомства и организации не имеют права указывать, какая информация необходима, а какая нет.

    2. Цель предоставления  информации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность предназначена для внешних пользователей. Управленческая предоставляется для внутреннего управления, контроля и планирования.

    3. Пользователи информации. Пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности являются деловые партнеры, потенциальные инвесторы, акционеры и т.п. Управляющий аппарат многих организаций не имеет представления о том, какая часть акционеров, кредиторов и других лиц пользуется информацией, содержащейся в бухгалтерских отчетах компании.

    Запросы большинства внешних пользователей  подразумеваются одинаковыми. А  запросы пользователей управленческой информации (менеджеров компании, сотрудников), как правило, имеют специфические запросы, на которые и будет ориентирована система управленческого учета.

Информация о работе Анализ и диагностика финансовой и хозяйственной деятельности предприятия