Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Объем производства и реализации продукции – это два показателя, которые при анализе результатов производственной деятельности исследуются во взаимосвязи и сопоставлении.

Содержание

1. Задачи анализа производства продукции. Методика определения этих показателей ……...............................…………………………………….3
2. Сущность индексного метода анализа………………………………….9
3. Состав деловой итоговой информации для выбора управленческого решения …...…………………………..………………………………………………12
4. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности …………………………………………………..………..……………………..14
5. Список литературы………………...……………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Анализ хозяйственной деятельности.doc

— 98.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

Анализ  хозяйственной деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

  1. Задачи  анализа производства продукции. Методика определения этих показателей ……...............................…………………………………….3
  2. Сущность индексного метода анализа………………………………….9
  3. Состав деловой итоговой информации для выбора управленческого решения …...…………………………..………………………………………………12
  4. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности …………………………………………………..………..……………………..14
  5. Список литературы………………...……………………………………………16
 
 
 

 

 
 

     
  1. Задачи  анализа производства продукции. Методика определения этих показателей.
 

     Объем производства и реализации продукции  – это два показателя, которые  при анализе результатов производственной деятельности исследуются во взаимосвязи и сопоставлении. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. К примеру, если в определенный момент времени спрос является неограниченным, следовательно, необходимо из имеющихся финансово-хозяйственных возможностей по максимуму наращивать объем производства. В современных условиях жесткой конкуренции и насыщенности почти всех рынков вопросы реализации становятся приоритетными, а показатели производства зависят от прогноза продаж или сформированного пакета заказов. Поэтому предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

     Объем производства продуктов труда заданной номенклатуры (ассортимента) и качества, развернутый во времени, называют планом производства и реализации (производственной программной). Производственная программа напрямую зависит от увеличения объемов реализации рентабельной продукции по сравнению с конкурентами путем расширения доли рынка. 

     Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

     Основная  цель анализа объемов производства и реализации продукции – это  увеличение объемов рентабельной продукции по сравнению с конкурентами путем расширения доли рынка и получения максимальной прибыли.

     Основные  задачи анализа:

     оценка  степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

     определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

     выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

     разработка  мероприятий по освоению выявленных резервов.

       

     Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

     Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

     Товарная  продукция отличается от валовой  тем, что в нее не включают остатки  незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

     Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

     Важное  значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные  показатели объемов производства и  реализации продукции (штуки, метры, тонны  и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

     Условно-натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются  для обобщенной характеристики объемов  производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

     Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители (рассчитываются произведением нормативной трудоемкости обработки одного изделия на количество обработанных изделий данного вида).

     Объекты анализа:

    • Показатели временного ряда объема производства продукции
    • Объем производства и реализации продукции в целом, а так же по ассортименту
    • Ассортимент и структура производства и реализации продукции
    • Анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции
    • Качество выпускаемой продукции
    • Ритмичность и сезонность производства и реализации продукции
    • Факторы и резервы увеличения выпуска и реализации.

     Показатели  временного ряда объема производства продукции:

    • Безубыточный объем
    • Оптимальный объем
    • Максимальный объем

     Объемы  производства изучаются в определенном диапазоне деловой активности, т.е. в границах min – max, представляющих собой  временной ряд.  Анализ может производиться не только в границах абсолютного min – max, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Изучение временного ряда производится в рамках минимально допустимого, максимально допустимого, оптимального и фактического объемов выпуска и реализации продукции2.

     При минимально допустимом (безубыточном) объеме реализации достигается равенство  доходов и расходов при сложившихся  условиях производства и ценах на продукцию.

     Максимальный  объем обеспечивается при максимальной загрузке производственных мощностей.

     Оптимальными  объемом продаж считается такой  объем, который обеспечивает получение  максимальной прибыли в сложившихся  условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации  больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем выступает определенным ориентиром при планировании выпуска продукции.

     Анализ  начинается с изучения динамики выпуска  и реализации продукции, расчета  базисных и цепных темпов роста и  прироста. При этом объемы производства и реализации продукции должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного периода. Например, чтобы определить объем валовой продукции периода i в ценах базисного периода необходимо его величину разделить на произведение индексов цен за n предыдущих периодов.

     Базисные  темпы роста определяются отношением каждого следующего уровня к первому  году динамического ряда, а цепные – к предыдущему

     Если  темпы роста производства значительно  опередили темпы реализации продукции, это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.

     Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

     Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.

     Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. 
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции. 
В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. 
Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции. 
Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины. 
Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот. 
Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет меньшим - это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции. 
В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция — это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку. 
Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж. 
Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости реализации продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж; рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     _______________________

     1 Анализ хозяйственной деятельности предприятия Учебник / под ред. Г.В. Савицкой Минск: 000 «Новое знание», 2000. С. 230-237

     2 Толпегина О.А. Экономический анализ Учебный курс (учебно-методический комплекс) Московский институт экономики, менеджмента и права http://e-college.ru/xbooks/xbook137/book/index/index.html?go=part-010*page.htm

 

  1. Сущность индексного метода анализа.
 

         Индексный метод – это метод статистического исследования, позволяющий с помощью индексов соизмерять сложные социально-экономические явления путем приведения анализируемых величин к некоторому общему единству. В роли соизмерителя (единства) могут выступать денежная оценка, трудовые затраты и т.п. Применяется для изучения динамики явления, позволяет выявлять и измерять влияние факторов на изменение изучаемого явления. 

         Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана и выражает отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления во времени, в пространстве, по сравнению с эталоном. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной.

     Основная  форма экономических индексов –  это агрегатные индексы.

     С помощью агрегатных индексов можно  выявить влияние различных факторов на изменение уровня результативных показателей в мультипликативных  и кратных моделях.

     Для примера возьмем индекс стоимости  товарной продукции:

     

     Он  отражает изменение физического  объема товарной продукции (q) и цен (р) и равен произведению этих индексов:

       

     Чтобы установить, как изменилась стоимость  товарной продукции за счет количества произведенной продукции и за счет цен, нужно рассчитать индекс физического  объема Iq и индекс цен 1p:                                      

     

     В нашем примере объем валовой  продукции можно представить  в виде произведения численности  рабочих и их среднегодовой выработки. Следовательно, индекс валовой продукции  1вп будет равен произведению индекса численности рабочих lчр и индекса среднегодовой выработки 1гв:

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия