Анализ финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного вопроса определяет выбор темы и содержание данной работы.
Объектом работы являются финансовые результаты деятельности работы предприятия. Важнейшими показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия, являются прибыль и рентабельность. Таким образом, целью работы является анализ финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.
Объектом исследования являются финансовые результаты деятельности ОАО «Тюменский аккумуляторный завод», сформированные на основе отчетов о прибылях и убытках, а также других бухгалтерских документов анализируемых предприятий.

Работа содержит 1 файл

Курсовая АФХД.docx

— 62.21 Кб (Скачать)

 

 

1.3 Методика анализа финансовых  результатов

 

 

Анализ валовой прибыли  начинают с исследования ее динамики как по общей сумме, так и в размере составляющих ее элементов. Это так называемый горизонтальный (временной) анализ. В этом случае каждая позиции отчетности сравнивается с аналогичным показателем базового периода. Затем проводят вертикальный (структурный) анализ, который выявляет структурные изменения в составе валовой прибыли и влияние каждой позиции отчетности на результат в целом.

Начнем с изложения  методики горизонтального анализа. При общей оценке динамики балансовой прибыли сравнивают ее сумму, полученную в отчетном периоде, с балансовой прибылью за соответствующий базовый  период и находят абсолютное отклонение:

 

                                                                                            (3.1)

 

Затем определяют относительные  отклонение. Это могут быть темпы  роста:

 

                                             ,                                              (3.2)

 

 Другой вариант - темпы  прироста:

 

                                       ,                                         (3.3)

 

                                        ,                                          (3.4)

 

В приведенных формулах: – абсолютное отклонение по балансовой прибыли, тыс. руб.; – балансовая прибыль за отчетный и за базовый периоды соответственно, тыс. руб.;  – темпы роста балансовой прибыли, %; – темпы прироста балансовой прибыли, %.

Сравнение темпов измерения  таких составляющих элементов балансовой прибыли, как прибыль от реализации продукции, прибыль от финансово-хозяйственной  деятельности представляется весьма важным. Оно позволяет определить факторы, оказавшие больное или меньшее влияние на конечный финансовый результат – балансовую прибыль.

Вертикальный анализ проводится на основе оценки влияния показателей, которые включаются в аддитивную модель балансовой прибыли. Модель имеет  следующий вид:

 

                 ,                  (3.5)

 

Где – «чистая» выручка от реализации продукции, тыс. руб.; СППТ – затраты на производство продукции, относящиеся к реализованной продукции, тыс. руб.;  – управленческие расходы, тыс. руб.;  – проценты к уплате, тыс. руб.; – доходы от участия в других организациях, тыс. руб.

Анализ каждого слагаемого аддитивного модели балансовой прибыли  позволяет оценить поступления  и направления использования  финансовых ресурсов. Так, рост операционных доходов, связанных с реализацией  основных средств, сдачей имущества  в аренду, характерен для предприятий, находящихся в кризисном финансовом состоянии.

Дальнейший анализ включает в себя детальное рассмотрение следующих  показателей:

  • Доходов и расходов от внереализационных операции; доходов, полученных от долевого участия в других предприятиях;
  • Доходов по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
  • Доходов по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
  • Доходов от сдачи имущества в аренду; сумм полученных и уплаченных штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций, например, за нарушение условий хозяйственны;
  • договоров; процентов от средств, размещенных на депозитных счетах в банках;
  • курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;

Рентабельность – это  относительны показатель, отражающий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной коммерческой, инвестиционной и т.д.).

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп, характеризующих:

  1. Окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. Рентабельность оборота;
  3. Доходность капитала и его частей.

Одним из ключевых показателей  эффективности деятельности предприятия  является общая рентабельность активов . Она представляет собой отношение балансовой прибыли к стоимости имущества, т.е. сумме хозяйственных средств (активам), находящимся в распоряжении предприятия:

 

                                                                                                       (3.6)

 

где  – средняя величина активов предприятия за анализируемый период (без учета убытков).

 

                                                                                           (3.7)

 

где – средняя стоимость имущества за анализируемый период по балансу предприятия; ИБ – итог баланса предприятия в базовом и отчетном периоде; индексы 0 и 1 определяют значение показателя в базовом и отчетном периодах соответственно.

Чистая прибыль рентабельность оборотных активов  показывает, какую чистую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы:

 

                                                                                                        (3.8)

 

                                                                                         (3.9)

 

где – чистая прибыль предприятия; – среднее значение величины оборотных активов, данные о которых содержаться во разделе актива баланса .

Данный показатель имеет  особое значение в практике АФХД. Если преобразовать данную формулу, умножив  и числитель, и знаменатель на выручку от реализации продукции, то она примет следующий вид:

 

                                                                   (3.10)       

 

где – чистая рентабельность продаж, которая показывает удельный вес чистой прибыли в каждом рубле оборота Данный показатель служит характеристикой эффективности управления; – коэффициент оборачиваемости активов

Рентабельность активов  сравнивается со средней процентной ставкой по заемным средствам (т.е. альтернативной стоимостью). Если прибыль, получаемая за один рубль активов, меньше процентной ставки по заемным средствам, то можно сделать вывод о недостаточно эффективном управлении активами, поскольку денежные средства, вложенные в активы, принесли бы больший доход, будучи размещенными на депозитных счетах в банке.

Рентабельность собственного капитала показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля собственных средств:

 

                                                                            (3.11)

 

где – собственный капитал предприятия соответственно в начале и в конце отчетного периода.

Эффективность основной деятельности характеризует показатель рентабельности продаж , который показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля выручки от реализации продукции:

 

                                                                                         (3.12)

 

где – прибыль от реализации продукции; – выручка, полученная в результате реализации продукции.

Положительное значение показателя рентабельности продукции свидетельствует  об эффективности основной деятельности и необходимости сохранения производства данной продукции. В целях анализа  различных аспектов финансово-хозяйственной  деятельности предприятия могут  быть использованы и другие показатели рентабельности.

Факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных  или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда  его отдельные элементы соединяют  в общий результативный показатель.

Факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень  рентабельности видов продукции  зависит от изменения среднереализационных цен (p) и себестоимости единицы продукции (C).

 

                                              (3.13)

 

Далее рассчитываем влияние  этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия способом цепных постановок.

 

                                                                                         (3.14)

 

                                                                                (3.15)

 

                                                                                        (3.16)

  

Далее нужно установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и определить их влияние на уровень рентабельности.

Такие расчеты проводятся по каждому виду товарной продукции, что позволяет более точно  оценить работу хозяйствующего субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные  резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

 

2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И  РЕЗУЛЬТАТОВ

 

2.1. Характеристика предприятия

 

ОАО «Тюменский аккумуляторный завод»

Адрес: 625001, г. Тюмень, ул. Ямская, 103.

Сферой деятельности предприятия  является производство и реализация:

  • свинцово-кислотных стартерных аккумуляторных батарей для автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники и мотоциклов;
  • тяговых аккумуляторных батарей для машин напольного транспорта;
  • аккумуляторных батарей для маневровых и магистральных тепловозов;
  • стационарных аккумуляторов для комплектования батарей, используемых в качестве установок постоянного тока в системах телекоммуникации, системах электростанций, компрессорных станциях газопроводов и других объектов энергетики и промышленного оборудования, источников аварийного электроснабжения различных объектов;
  • полипропиленовых моноблоков (в комплекте) для производства аккумуляторных батарей;
  • электролита;
  • оборудования для производства аккумуляторных батарей;
  • оборудования для заводов по переработке старых аккумуляторных батарей от разделки до получения чистого свинца и любых сплавов.

 

2.2. Анализ прибыли предприятия

 

Горизонтальный сравнительный  анализ используется для определения  абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей  от базового (планового).

Цель горизонтального  анализа состоит в том, чтобы  выявить абсолютные и относительные  изменения величин различных  статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям.

Данные для горизонтального  сравнительного анализа баланса приведены в таблице 2.1

Таблица 2.1

 

Горизонтальный анализ предприятия ОАО «Тюменский аккумуляторный завод».

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Абсолютное изменение

Темп роста %

Актив

 

Внеоборотные активы

917138

1032154

115016

112,5

Оборотные активы

1454477

1335585

-118892

91,8

Итого

2371315

2367939

-3376

99,8

Пассив

 

Капитал и резервы

2038060

2128323

90263

104,4

Долгосрочные обязательства

41348

57057

15709

137,8

Краткосрочные обязательства

292207

182559

-109648

62,4

Итого

2371315

2367939

-3376

99,8


 

На предприятии ОАО  «Тюменский аккумуляторный завод»  стоимость внеоборотных активов увеличилось на 115016 (12,5%). Стоимость оборотных активов уменьшилось на -118892 (-8,2%). Капитал и резервы увеличились на 90263 (4,4%), долгосрочные обязательства увеличились на 15709 (37,8%), краткосрочные обязательства уменьшились на -109648 (37,6%).

С помощью вертикального  сравнительного анализа изучается  структура экономических явлений  и процессов путем расчета  удельного веса частей в общем  целом, соотношение частей целого между  собой, а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.

Информация о работе Анализ финансовых результатов