Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 08:44, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение учетного механизма формирования финансового результата, обеспечивающего аналитические процедуры для выявления резервов роста прибыли на предприятии.
Достижению поставленной цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть методические аспекты учетной политики предприятия по формированию финансового результата от реализации продукции, от прочей реализации и конечного финансового результата;
дать оценку динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты основы анализа финансовых результатов предприятия 6
1.1. Методология и значение анализа финансовых результатов предприятия 6
1.2. Задачи и информационные источники анализа финансовых результатов предприятия 8
1.3. Этапы проведения анализа финансовых результатов 12
Глава 2. Учет финансовых результатов деятельности предприятия 19
2.1.Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности 19
2.2.Учет прочих доходов и расходов организации 29
2.3. Учет конечного финансового результата 37
2.4. Учет использования прибыли 40
Глава 3. Анализ финансовых результатов в деятельности предприятия (на примере ОАО «Текмаш») 49
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 49
3.2. Факторный анализ динамики изменений структуры формирования финансовых результатов и анализ прибыли от финансово-хозяйственной деятельности предприятия 50
3.3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции,
товаров (работ и услуг) 52
3.4. Анализ факторов формирования и распределения общей бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли 56
3.5. Предложения по совершенствованию учета и анализа финансовых результатов на ОАО «Текмаш» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глубокий анализ прибыли представляет собой важный информационный источник разработки обоснованного прогноза и на его основе плана прибыли на перспективу.
Хотя в условиях нестабильной экономической ситуации и постоянного роста цен многие отказываются от планирования по причине сложности прогнозирования даже однозначных количественных показателей, тем не менее, без таких расчетов управляемость предприятия значительно снижается. Как показывает зарубежный опыт, именно детальное планирование позволило фирмам выжить, развиваться и побеждать в конкурентной борьбе.
При отсутствии прогнозных расчетов по важнейшим показателям предприятие не в состоянии оперативно контролировать свои доходы и расходы и принимать соответствующие управленческие решения.
Разработка прогнозных расчетов прибыли обусловлена необходимостью ежеквартального представления справки о взаимоотношениях с бюджетом по налогам на прибыль (доходы) налоговой инспекции своего района. В этой справке показывается прибыль, принятая в плане предприятия, в том числе доходы от других мероприятий и видов деятельности, налог на недвижимость, льготируемая и налогооблагаемая прибыль, ставка налога и сумма прибыли, которая должна быть перечислена в бюджет. Чтобы составить такую справку, кроме прибыли необходимо рассчитать и все другие промежуточные показатели: валовой доход, издержки обращения, товарооборот.
С целью повышения достоверности прогнозных расчетов прибыли рекомендуется разрабатывать прогноз не на год, а на квартал (а для внутренних целей — на месяц), т. е. идти от частного к общему.
Объектом особого внимания на любом предприятии является прибыль от реализации. Как показал анализ состава прибыли, валовая прибыль в большей части зависит от прибыли от реализации, поэтому проведение факторного анализа прибыли от реализации позволяет:
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции в натуральных измерителях Q, ее структуры D, себестоимости С и уровня цен Р. Объем продажи товаров может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельных товаров приводит к увеличению прибыли. Если же товар является убыточным, то при увеличении объема продажи происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов товаров в общем объеме её продажи, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость
товаров и прибыль находятся
в обратно пропорциональной зависимости:
снижение себестоимости приводит к соответствующему
росту суммы прибыли, и наоборот.
Модель зависимости прибыли от перечисленных факторов имеет следующий вид:
где n – количество наименований изделий в номенклатуре продукции.
Для упрощения процедуры анализа может быть использован следующий порядок изучения влияния факторов на прибыль:
ГЛАВА 2. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2. Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности
Финансовый результат отражает изменение собственного капитала за определенный период в результате производственно-финансовой деятельности организации.
Финансовый результат определяют по счету 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету — расходы и убытки.
Хозяйственные операции отражают на счете 99 по кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 90 имеет одностороннее сальдо [10.11].
Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:
а) финансового результата от реализации продукции (работ, услуг);
б) финансового результата от реализации основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества;
в) прочих доходов и расходов.
Различие
между этими составными частями
прибыли или убытков состоит
в том, что финансовый результат
от реализации продукции и другого
имущества первоначально
Организации получают основную часть прибыли от продажи продукции, товаров (работ и услуг). Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) определяют как разницу между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и затратами на ее производство и продажу[23.29].
Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяют по счету 90 «Продажи».
Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются выручка и себестоимость по:
При
признании в бухгалтерском
В организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается выручка от продажи продукции (в корреспонденции со счетом 62. «Расчеты с покупателями и заказчиками»), а по дебету - плановая себестоимость ее (в течение года, когда фактическая себестоимости, не им явлена) и разница между плановой и фактической себестоимостью проданной продукции (в конце года). Плановая себестоимость проданной продукции, а также суммы разниц списываются в дебет счета 90 «Продажи» (или сторнируются) в корреспонденции с теми счетами, на которых учитывалась эта продукция.
В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по добегу их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товары») с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»).
К счету 90 «Продажи» Могут быть открыты субсчета:
90-1 «Выручка»;
90-2 «Себестоимость продаж»;
90-3
«Налог на добавленную
90-4 «Акцизы»;
90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
На субсчете 90-1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.
На субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90 - 1 «Выручка» признана выручка.
На субсчете 90-3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).
На субсчете 90-4 «Акцизы» учитываются суммы включенных в цену проданной продукции (товаров).
Организации - плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 «Продажи» субсчет 90-5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин.
Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому «иду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией[23.41].
В ОАО «Текмаш» рабочим планом счетов предусмотрены к счету 90 следующие субсчета:
Выручка - это сумма средств, которую предприятие получает или должно получить от покупателей (заказчиков) за проданные им товары (продукцию, выполненные работы, оказанные услуги).
Сумма выручки отражается на субсчете 90-1, если она получена от обычных видов деятельности вашей организации, то есть от продажи продукции и товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При отражении в учете выручки от обычных видов деятельности в бухгалтерском учете делают запись: